1
«Пикассо & Хохлова», ГМИИ имени Пушкина
Поход в ГМИИ — это еще и прикосновение к старой Москве. Так приятно прогуляться в районе Пушкинского музея по Волхонке, примыкающей к ней Ленивке, уходящим в сторону от них московским переулкам, где за века, кажется, вообще ничего не изменилось... Это отличное место для променада, особенно в новогодние праздники. А сам музей дает возможность обратиться к классике, а не сходить в очередной раз на что-то сиюминутное.
Выставка «Пикассо & Хохлова» — как раз такой случай, тем более она продлится все праздники. Искусство начала XX века — переломный период во всех сферах: музыкальной, художественной, литературной. И особенно приятно, что именно тогда Россия была в самом что ни на есть авангарде мировой творческой мысли. Кураторы выставки проследили трагическую историю любви испанского художника и русской балерины на фоне той яркой эпохи. В экспозиции более сотни объектов: не только картины, но и предметы мебели, а еще фотографии, открытки и письма, которые Ольга отправляла Пикассо вплоть до самой смерти. Внук пары впервые разрешил представить публике семейный архив, поэтому выставка действительно получилась удивительная — настоящий подарок к новогодним каникулам.
Мне импонирует то, как современные музеи сегодня борются за нового зрителя, меняя свой образ. Они устраивают выставки-блокбастеры, которые, подобно «Пикассо & Хохлова», гастролируют по миру, словно рок-музыканты.
2
«Щелкунчик» в Большом театре
В студенческие годы я работал в театре «Новая опера» звукорежиссером, и в новогодние праздники там давали по два спектакля «Щелкунчик» в день. Мы работали сменами, с семи утра до 11 вечера. У меня как-то выпали две подряд, и к началу дневного представления, в полдень, спать хотелось нестерпимо. К тому же за время праздников «Щелкунчик» мне уже порядком поднадоел. И вот я сижу в своей звукорежиссерской рубке, отчаянно борюсь со сном. Чтобы не задремать, включил в плеере — тогда еще компакт-диски все слушали — Deftones, кажется, ну или еще какой-то жесткий хеви-метал. Зрители этого не слышали, а у меня весь балет прошел в новой версии.
Буду откровенен, несмотря ни на что, «Щелкунчик» для меня — один из главных рождественских спектаклей и, несомненно, роскошный подарок на Новый год. Недавно я впервые посмотрел легендарную постановку в Большом театре в канонической версии, ведь у нас в «Новой опере» балет был довольно авангардным: танцовщики даже сами выкатывали декорации. В классической версии Григоровича чувствуется невероятная сила, которая даже самых убежденных скептиков заставит поверить в волшебство.
Буду откровенен, несмотря ни на что, «Щелкунчик» для меня — один из главных рождественских спектаклей и, несомненно, роскошный подарок на Новый год.