Историю сериалов еще предстоит написать. Фанатские сообщества следят за вирусными пасхалками. Культурологи вспоминают о романах с продолжением Чарльза Диккенса и Жан-Жака Руссо. Экономисты строчат трактаты о роли сериалов для креативных индустрий. Критики составляют списки заслуженных телешоу. Но где-то на периферии остается самое интригующее: технологическая подоплека. В совместном проекте с LG OLED рассказываем, как развиваются технологии и как они влияют на наше восприятие сериалов.
Золотой век телеви­дения
и регулярное телевещание
Первые сериалы шли в кино, еще когда не изобрели звук, а походы на них были еженедельной привычкой. Тогда смотрели, например, пятисерийные приключения Фантомаса, которые снял французский режиссер Луи Фейад в 1913–1914 годах. Спустя пару десятилетий телевизоры стали производить массово, и для них стали снимать регулярные телепрограммы. Первые из них были довольно примитивны. Камеры еще плохо передавали белый цвет, софиты грели, а актеры были контрастно накрашены черной помадой и зеленой пудрой. Телекамера снимала, превращая изображение в последовательность электрических сигналов. Все это напоминало радиошоу, куда добавили изображение.

В 1941 году появились рекламные блоки, и телевидение стало коммерческим. За первую в истории рекламу часы Bulova нью-йоркскому каналу WNBT, по разным данным, заплатили от четырех до девяти долларов. В первое десятилетие рекламная бизнес-модель окончательно сформировалась: романтические и комедийные шоу начали спонсировать компании, выпускающие бытовую химию (отсюда выражение «мыльные оперы»), а драматические шоу — производители сигарет.

Тогда же начали активно вкладываться в развитие телевизионного контента. В телевизор попробовали перенести высокую культуру, устраивая трансляции балетов Чайковского, концертов Бернстайна, пьес Шекспира. В 1949 году была учреждена премия «Эмми». А к концу 50-х телевизоры стали доступными не только в городах, но и в сельской местности.
Кабельное телевидение
Появившись в 1949 году, платные каналы прославились тем, что показывали фильмы всего через несколько месяцев после завершения их проката в кинотеатрах. Но настоящий рост их популярности случился после 1990 года. Тогда же кабельные каналы решили производить оригинальные шоу. Одни сделали ставку на вкусы мужской аудитории, которая отвечала за семейный бюджет и была готова платить за драматически насыщенный контент. Перерывов на рекламу не было, зато была запрещенная лексика и сцены с обнаженными телами. Технологии позволили многократно расширить выбор каналов. Это способствовало развитию нишевого телепотребления. Каждый канал стал ориентироваться на свою аудиторию, а не пытаться охватить всех разом.
Цифровая революция
Цифровую революцию еще называют третьей промышленной. Это время перехода от аналоговых к цифровым форматам передачи информации. В 1995 году интернет резко начал приносить прибыль. Что еще важнее: стали доступнее и совершеннее процессы обработки информации: современный мобильный телефон делает это в 30 раз быстрее, чем бортовой компьютер, управлявший первой пилотируемой высадкой на Луну.

В результате контент начали производить и хранить в цифровом виде. Именно в этот момент сериалы стали не просто сериалами. Создатели моментально усвоили реакции фанатского сообщества и запустили сериалы, которые мигом оказался в центре обсуждения. Они начали походить на информационные потоки; вирусные ролики, наполненные мемами.
CGI
Современные сериалы многим обязаны технологии CGI. Она позволила создавать изображения с помощью компьютерной графики. В 70-е технология вышла за пределы научных лабораторий. В 1972-м физик Эд Кэтмелл из Университета Юты создал компьютерную анимацию своей левой руки. А в соседней с Кэтмеллом лаборатории Мартин Ньюэлл работал над «чайником из Юты» — компьютерной моделью, эталоном трехмерной компьютерной графики. Со временем CGI стал доступнее и дешевле. Если в 70-е технологию использовали только в больших голливудских проектах, то сегодня — повсеместно.
Эпоха гаджетов
В 90-х появились первые смартфоны, в 2000-х — планшеты. Одновременно с этим на рынок вышли плазменные телевизоры, которые сегодня практически уступили место тончайшим экранам на органических светодиодах. Бесконечное количество экранов породило и разнообразие практик просмотра. Сериал можно смотреть в любое время дня, не привязываясь к эфиру, по дороге на работу или устроив себе диванный выходной. Интернет-компании взяли на вооружение всеядность зрителей и начали формировать новую ежедневную информационную экосистему. И вступили в гонку за контент.


Главное условие разнообразия — симбиоз телевидения и интернета. Телевизоры окончательно стали умными, и на их экране уже можно было просматривать интернет-контент. Появилась функция улучшения изображения, с которой удобнее смотреть спортивные передачи. Однако фильмы и сериалы с такими настройками смотреть неудобно: лучше видны подробности грима, анимации и других рабочих нюансов. В 2019 году оказалось, что ведущие кинематографисты объединились с ассоциацией UHD Alliance, чтобы создать Filmmaker Mode. Он позволит сбрасывать настройки улучшения изображения, которые работают по умолчанию. В 2020 году на телевизорах LG нового модельного ряда будет доступна эта функция.
Стриминг
Сериалы становятся все сложнее. Еще в 2009 году на церемонии награждения «Эмми» вовсю посмеивались над амбициями интернет-платформ. Но спустя четыре года у Netflix было уже три номинации на «Эмми» за «Карточный домик» и одна — за «Задержку в развитии». Netflix первым пробил потолок недоверия к онлайн-видео, усовершенствовав технологию стриминга — подгрузки контента по ходу его воспроизведения. Стриминговый сервис практически в одиночку изобрел понятие телевидения четвертого поколения, где пользователю предоставлена максимальная свобода в управлении контентом. Платформа разом выкладывает сериалы, добавляет удобные фишки вроде возможности пропустить заставку и подстраивается к самым нишевым потребностям локальных рынков. И в скором времени собирается ввести функцию управления скоростью воспроизведения видео.

Изучив рынок, свои стриминговые платформы запустили также Disney, Apple и Amazon. На подходе HBO Max — и, кажется, будет жарко.
Интерактивный контент
За 2019 год индустрия компьютерных игр выросла на 13,3%, а кино — только на 1%. Кинематографисты видят, что компьютерные игры — это большой конкурирующий рынок, с которым надо взаимодействовать активнее. Пользователь все больше привыкает к возможности управлять контентом или участвовать в его создания. Один из примеров — интерактивные сериалы, где пользователь может влиять на развитие сюжета, как это было в эпизоде «Черное зеркало: Брандашмыг». В 2017 году HBO выпустил детектив из шести эпизодов «Мозаика» Стивена Содерберга, где можно было решать, от лица какого героя смотреть сериал. Все это — пока первые шаги, но будущее уже не остановить.
Качество изображения
телевизоров LG теперь еще лучше!
LG с технологией OLED — это телевизоры нового поколения с инновационной матрицей на основе самоподсвечивающихся пикселей. Качество изображения стало точнее, а цвета насыщеннее. Теперь вы сможете смотреть любимые фильмы, наслаждаясь каждой деталью картины!
Купить

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ