Вслед за парками московское правительство активно развивает пешеходные зоны. Так, по словам заместителя мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова, к сентябрю 2015 года должна завершиться реконструкция 15 улиц в центре. Этим летом в Москву по приглашению КБ «Стрелка», занимающегося созданием пешеходных зон около обновлённого «Детского мира», посетил известный урбанист Майкл Мехаффи. Он рассказал The Village о четырёх главных проблемах московских улиц и том, как их исправить.

Майкл Мехаффи

Эксперт по городскому планированию, дизайнер, консультант по стратегическому развитию. Принимал участие в реализации ряда успешных проектов в США и Европе. Среди его интересов — использование технологии Big Data в городском планировании и устойчивое проектирование города.

 

 Проблема

«Во многих городах, включая Москву, распространено мнение: если известный архитектор построит на какой-то улице здание, город встанет в один ряд с другими городами, в которых есть такие же постройки звёздных архитекторов. Феномен звёздной архитектуры, который на Западе уже отжил свой век, в Москве только начинает притягивать внимание. Я считаю, что не стоит тратить ресурсы на создание модных зданий. Сами по себе такие постройки, с одной стороны, быстро устаревают, а с другой — вторичны и не делают улицы лучше».

Решение: «Если в каком-то городе есть здание известного архитектора, это не значит, что и в Москве нужно построить такое же. Подход копирования звёздной архитектуры неустойчив. Он никаким образом не связан с экологическим дизайном, который сочетается с человеком. Это просто продажа нового и захватывающего продукта. Гораздо важнее сконцентрироваться на улучшении качества улиц и городской среды в целом. Следует вырабатывать свои собственные модели, основываясь на качестве городской среды и поддержании наследия. Россия обладает своей великой культурой, наследием и ресурсами для работы. На мой взгляд, не нужно игнорировать всё это и бездумно копировать распространённые городские модели. Необходимо использовать активные стороны города».

 

 Проблема

«Одна из главных проблем московских улиц — это отсутствие баланса между автомобильными зонами и пешеходными. Существуют огромные пространства, завоёванные автомобилем и тем не менее никак не способствующие мобильности. Примером такого нарушения баланса является Лубянская площадь, которая совершенно исключена из структуры города и абсолютно не помогает ни пешеходам, ни автомобилям».

Решение: «Для решения этой проблемы не нужно избавляться от машин. Они — часть современной жизни. Должен быть соблюдён необходимый баланс, не допускающий преобладания автомобильных зон над пешеходными и наоборот. Главное — понимать, что в фокусе дизайна и архитектуры — человеческое существо. Механический и абстрактный подход в городе неприемлем. Для хорошего дизайна нужно учитывать чувствительность и пешехода, и автомобилиста к природе.