Спецпроект «Велолайк» — это серия городских экспериментов с участием велосипедистов. Их цель — проверить распространённые предрассудки о перспективах велотранспорта в Москве и выяснить, как изменилась за прошедший год городская культура и структура в отношении велосипедистов. Материалы проекта подготовлены при поддержке Департамента транспорта Москвы.

В заключительном эксперименте проекта «Велолайк» мы решили проверить, так ли уж рискованно пристёгивать велосипед в первом попавшемся месте — удобном, а не безопасном. Ранжировав свои ежедневные занятия, мы припарковали велосипед по очереди около офиса на время рабочего дня, в уличной «курилке» напротив бара в пятничный час пик и, наконец, под окнами квартиры на ночь.

 

Эксперимент № 1

Армянский переулок

11:20–20:10 

   


Во дворе редакции The Village достаточно водосточных труб и архитектурных излишеств, чтобы разместить все велосипеды сотрудников и гостей, но для эксперимента мы договорились выбирать неохраняемые и незащищённые стоянки. Миновав пост охранника и решив, что велопарковка «Одессы-мамы» с двумя электровелосипедами — тоже не самый отчаянный вариант, мы свернули в Армянский переулок и выбрали наиболее пустое место. Поблизости не было ни подъездов, ни въездных ворот, камер на стенах мы тоже не заметили. Учитывая, что в этой части переулка редко можно встретить прохожих, кроме студентов, изучающих армянский язык в посольстве напротив, и архитекторов, которые приходят посмотреть на каменные палаты дома Лазаревых, мы решили, что это — идеальное место преступления. Велосипед закрепили у глухой лимонной стены, которая выгодно подчёркивала его геометрию на фоне осеннего графита.


Хотя, возвращаясь после обеденного перерыва, мы позволили себе бросить быстрый взгляд вглубь Армянского, томительная неизвестность в течение дня раскатывалась внутри неприятной щекоткой. Свернув после работы в полутёмный переулок, мы увидели, что наш велосипед остался на месте, никем не тронутый. Вокруг не было ни души.

 

Эксперимент № 2

Петровка

21:00–22:40  

   


Памятуя страшные истории о велокражах, которыми закусывали коктейли в «Солянке», мы выбрали для следующей стоянки околоток китайской лапшичной Lucky Noodles с входом в подпольный бар через заднюю дверь. Декорации в стиле чайнатауна придавали обстановке криминогенный характер. Чтобы дополнительно мотивировать похитителей велосипедов, мы рискнули оставить наш экземпляр непристёгнутым — дескать, в случае чего кражу можно списать на пьяную шутку. Заказав себе по супу-лапше, мы то и дело посматривали на улицу через раму двери — стараясь заранее узнать потенциального вора в прохожих, спешащих в «Симачёв».


Расправившись с едой и заболтавшись за китайским пивом, мы вышли на улицу и обнаружили велосипед на прежнем месте. Руль был повёрнут — кажется, кто-то посчитал бесхозный велосипед хорошей натурой для фотографии, но признаков преступного умысла мы опять не обнаружили.

 

Эксперимент № 3

Каретный Ряд

00:00–10:45 

   


После того как велосипед без замка простоял полтора часа в злачном районе Столешникова, мы поверили в человеческую честность и со спокойной душой прикатили его к точке последнего прикола. Пожалев велосипед, мы не стали проводить ночной эксперимент в спальных районах — идеальным вариантом показался сад «Эрмитаж», рядом с которым живёт один из участников проекта. Велосипед предстояло оставить на целую ночь, так что мы предпочли двору с тёмными аллеями освещённую площадку около входа в парк — глаза в глаза с Петровкой, 38. Напоследок проверив крепление, мы разошлись по домам. Велосипед уютно пристроился рядом с фигурным фонарным столбом из ансамбля парка.


Замок поддался с третьего раза — на фотографии видно, что сначала его пытались перекусить, а затем просто сбили личинку. Велосипед исчез, а вместе с ним и наша наивность относительно круглосуточного велопостоя. Всё-таки ночь — не время для спорта.

Кражи — это обратная сторона культуры, подобно антигероям, они всегда сопровождают развитие велодвижения. Достаточно посмотреть на статистику похищений велосипедов в европейских столицах, чтобы прийти к парадоксальному выводу, что наша пропажа — это ещё одно доказательство того, что Москва становится велосипедным городом. Просто нужно не забывать о предосторожностях и оставлять велосипед в проверенных местах — хотя бы на ночь с пятницы на субботу.

Фотографии: Алина Никитина 

 

 

До конца 2014 года Департамент транспорта Москвы планирует установить более 1500 велопарковок нового образца, дизайн которых выполнила компания Billings Jackson Design. Вместе с 1100 парковками, установленными в 2013 году, они полностью покроют все районы города внутри МКАД. Кроме того, на сайте электронной приёмной Департамента по-прежнему можно оставить заявку на размещение велопарковки рядом с домом или офисом.

В следующем году стартует сразу несколько пилотных проектов, призванных облегчить передвижение по Москве на велосипеде. 


Специально для узких тротуаров был разработан компактный тип велопарковок — их будут размещать в старых московских районах. Весной рядом с вокзалами и оживлёнными станциями метро установят закрытые парковки для долгосрочного хранения двух типов — небольшие боксы из металлической сетки на один велосипед или многоместные станции. Они будут закрываться на электронные замки, и пользоваться такими парковками можно будет бесплатно при наличии карты «Тройка». Также закрытые многоместные парковки в качестве эксперимента установят в 40 московских дворах.
Оставлять велосипед будет не страшно даже на ночь.