«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

Фото: из личного архива Виктора Вилисова

В начале января я начал мочиться с кровью. Сначала моча была цвета мясных помоев, потом все ярче и ярче, в какой-то момент казалось, что из меня не течет ничего, кроме крови. Грузинский врач сказал, что это инфекция, но на всякий случай отправил на УЗИ. На УЗИ женщина ахнула: «А это что такое?» — и спросила, делал ли я когда-нибудь УЗИ мочевого пузыря. Наверное, делал, но давно. Врач посмотрел снимки и сказал, что никогда в жизни не видел ничего подобного у пациентов моего возраста. Я порадовался своей уникальности, но не от всего сердца. Я никогда не курил и не работал с канцерогенными веществами, поэтому врач спросил меня, был ли я когда-нибудь в Египте, потому что там люди подхватывают редкий вирус, который приводит к таким образованиям. Я не был и не очень хотелось. Три дня прошло между двумя УЗИ, в которые нарратив развивался от «ну, это большой полип» до «90 %, что это раковая опухоль».

После второго визита я пошел домой пешком, идти было далеко, и я за полтора часа психологически подготовил себя к самому плохому сценарию. Самый плохой сценарий был такой: удаление мочевого пузыря, а также лимфоузлов и органов вокруг него. При широком распространении метастазов по лимфотоку выживаемость снижается до 20–30 %, но в ту сторону я не думал. Когда человеку удаляют мочевой пузырь, врачи формируют из куска подвздошной кишки неоцистис — полость на замену удаленному мочевому. Я нагуглил это, еще когда ждал врача со снимками, и как идея мне показалось это очень красивым. В последнем фильме Кроненберга главный герой выращивает внутри себя новые органы, а потом вырезает их, превращая операцию в перформанс. Но это в фильме, а я в Тбилиси — прекарный журналист на фрилансе и художник, уже год в вынужденной миграции, никогда не болевший ничем серьезнее ковида, перенесший единственную операцию в детстве — по удалению воспаленных лимфоузлов.

Весь прошлый год я изучал войну: писал журналистские и исследовательские тексты про войну в Украине и войны в целом, выпустил документальный фильм про теорию и технологию «новых войн», а сейчас делаю второй. В силу этого и в силу своих обычных сценариев потребления информации я окружил себя тотализирующим знанием о войне. Теперь я знаю, что мир — это больше, чем отсутствие войны, я знаю, насколько плотно война и милитаристский образ мысли интегрированы в современный мир, науку, технику, культуру, язык. С самого начала у меня не было ощущения, что война — это «где-то там». Еще до февраля, начитывая материал для «Постлюбви», я знакомился с текстами феминистских теоретикесс о военных конфликтах и катастрофическом насилии. Для этого корпуса авторок важную роль играет идея о взаимозависимости между людьми, о связности всего со всем — не в метафизическом смысле, а в буквальном. Люди зависят друг от друга в повседневности, в воспроизводстве жизни, но неолиберальная идеология индивидуализма и «общество спектакля» делает все, чтобы эта зависимость оставалась невидимой и непознаваемой, чтобы люди не могли собираться вместе в публичной сфере. Когда страна начинает войну, она делает все, чтобы замылить эту взаимозависимость между соседями, расчеловечивая «противника».

Так вот, поскольку все связано со всем, война «там» — это всегда «война здесь», — о чем пишет, повторяя за фем-исследовательницами, Оксана Тимофеева в последней книге «Это не то»; о чем я имел представление на уровне ощущений еще до февраля.

До этого ни разу не выезжая из России больше чем на полтора месяца, за 2022 год я сменил 56 городов в 16 странах. В каждом городе и между ними я чувствовал, как война меня касается. Я точно не агрессор и очень опосредованно жертва — я просто все время знал, что война меня касается.

Поэтому — возможно, это особенности моей психики, но — на фоне коллективной трагедии личная воспринимается гораздо спокойнее. Рак — это обстоятельство, придающее жизни серьезность, но война и так многих сделала очень серьезными, меня тоже. Я не знаю, как бы я отреагировал на раковый диагноз в других условиях, но постоянное окружение войной воспитывает такую, как пишет Сара Раддик, «метафизическую скромность». Если люди в соседней стране живут в метро, с чего вдруг у меня должен быть дом? Если люди в соседней стране просыпаются ночью или не просыпаются утром из-за ракет, с чего у меня должно быть больше, чем у них, права на жизнь? Это не истерика идентификации с настоящими жертвами, наоборот, очень спокойное ощущение. Как говорил врач одной девушки с лимфомой, чей тред я потом прочитал в твиттере: «В крайнем случае, вы умрете».

За пару дней интенсивных размышлений возвращение в Россию превратилось из немыслимого в безальтернативное. Самолет в Санкт-Петербург сначала задержали, а потом он приземлился не во Владикавказе, а в Магасе. Приехали пять автобусов и уже поздним вечером час везли нас в Ингушетию. Я въехал в Петербург ночью, как в сон.

За пять дней до операции я впервые в сознательном возрасте обмочился, уже добежав до порога квартиры, и долго фотографировал в зеркале поблескивающие легинсы

Возвращение в город, который очень любишь и где не был почти год, гарантирует дереализацию на несколько дней. Я готовился к психическому коллапсу, потому что весь прошлый год отчаянно скучал по этому месту, но не произошло ничего, кроме тихой радости. Я не заметил разницы с довоенным временем, кроме «зэток» в метро. Некоторые заведения закрылись, открылось много новых. Правда, видеться стало почти не с кем, но остальные отчаянно поддерживают иллюзию нормальности, потому что так устроена текущая версия человека. У иранского режиссера Аббаса Киаростами есть мокьюментари-фильм And Life Goes On, который он снял, по сути, на руинах одного из самых разрушительных землетрясений в истории Ирана, случившегося в 1990 году. И там в одной из сцен молодой человек рассказывает, как он поженился со своей невестой на следующий день после землетрясения, потому что они оба потеряли кучу родственников, давших согласие на брак, и до следующей возможности могли пройти месяцы.

Люди поддерживают иллюзию нормальности во время войн, катастроф и болезней. После прилета мое состояние эскалировалось довольно быстро, кровь собиралась безостановочно, развилось почти критическое недержание, но до госпитализации я так же ходил по 20 тысяч шагов в день, как будто все нормально, просто перестал пить вообще что либо с утра. За неделю до операции я почти обмочился в томографе, было невозможно терпеть, я ерзал, и получились плохие снимки. За 5 дней до я впервые в сознательном возрасте обмочился, уже добежав до порога квартиры, и долго фотографировал в зеркале поблескивающие легинсы, а потом трусы из «Юникло» с горячим мокрым пятном, похожим на марсельскую каланку. Не могу сказать, что я что-то существенное почувствовал по поводу этого телесного сбоя, но, конечно, интересно, как это автоматически размещает тебя в символическое пространство «дисфункциональной маскулинности».

Так вышло, что у меня нет границы между личным и публичным, я обо всем рассказываю. Кто-то ведет дневники, чтобы архивировать и встать на дистанцию к своему опыту, — я веду инстаграм и твиттер. Мне кажется, мир был бы лучше, если бы люди подробнее рассказывали о своих болезнях. Мы живем внутри нормы здоровых людей, болезнь принято скрывать, у этого большая традиция, одним из проявлений которой было, например, то, как в Советском Союзе убирали инвалидов войны с улиц, а в Британии ХIХ века больным и изуродованным запрещали появляться на улицах под угрозой штрафа. Мы не умеем смотреть на людей хотя бы немножко за пределами нормы, о чем пишет Розмари Гарланд-Томсон в книге Staring: How We Look. Иронично, что нормой считается цисгетеро белый человек среднего возраста и комплекции — то есть, на самом деле, представитель одного из меньшинств. По всему миру до сих пор огромные проблемы с доступной средой, поэтому нам кажется, что вокруг мало или практически нет людей с дополнительными потребностями. Но человеческое тело постоянно сбоит.

Вокруг болезней, особенно таких как рак, до сих пор существует плотный флер мистификации. Люди почти суеверно боятся об этом говорить. Отсутствие откровенного разговора о болезни и смерти, как мы можем видеть на примере США или других стран с истерически-позитивной культурой, приводит к тому, что люди болеют и умирают отвратительным образом. Уже зная про опухоль, я как-то предпринял попытку спуститься в нижние слои интернета, где гуру и лекари рассказывают о том, что рак возникает из эмоциональных зажимов и проклятий, и лечить его надо зеленой гречихой, — мне почти сразу стало плохо, потому что я могу представить огромный пласт людей, которые от стигматизации этой темы воспринимают все это всерьез. Это не только наши старшие родственники из малых городов, какие-нибудь Стив Джобс и Кэти Акер лечили онкологию яблочными диетами и энергетическими сеансами.

Иронично, что нормой считается цисгетеро белый человек среднего возраста и комплекции — то есть, на самом деле, представитель одного из меньшинств.

Сьюзен Зонтаг, перенеся рак, написала одну из знаковых работ про опухоли — «Болезнь как метафора» — как раз с целью демистификации болезни. Она показывает, как мифологический и метафорический способ думать о заболевании буквально убивает людей. Еще она показывает, насколько милитаристский язык пронизывает любой разговор о болезни. «Человек воюет с раком», «тело — это поле боя», «химиотерапия атакует патологические клетки», «они расползаются по организму как колониальные захватчики», но «лучевая терапия их уничтожает», важно «выжить» и «победить в этой войне». Зонтаг пишет, что язык войны в отношении тела и болезни превращает болезнь в тотальную, а пациентов — в отверженных, изгоев. Против тотального не кажется недопустимым применение насилия. Тело ассоциируется с нацией. Так воспроизводится идеология допустимости и неизбежности войны.

Две недели в Петербурге — и меня принимают в триеровское «Королевство» в Ленобласти: визиты и прогулки запрещены из-за коронавируса, никто никуда не выходит и все очень доброжелательные. Я был так странно рад отдать себя в руки этой гигантской машине заботы. Все предсказуемо и по расписанию. Уже после операции я ловил себя на желании провалиться в междувремье и остаться в этой больнице.

Мои соседи — двое пожилых мужчин, одному 76, другому 64. Второй — Серафим — тридцать лет ходил в море тралмейстером, потом десять лет работал охранником и сейчас выходит на пенсию. Ему вырезают опухоль там же, где и у меня, уже в седьмой раз. Иммунотерапия и химия не подействовали, клетки спускаются все ниже к уретре. Он говорит, что это больница для блатных и он попал сюда «через Путина», записав видеообращение на прямую линию. Он живет в Гатчине и постоянно говорит «ёбаная Гатчина» — в ёбаной Гатчине нет даже уролога, и его постоянно футболили. Он опасается говорить про войну, зато рассказывает, что все разворовали и в Мурманске ввели пошлину за стоянку кораблей, поэтому причалы там теперь пустуют, а в Норвегии тебе даже доплачивают денег за стоянку и заправку и выдают форму и другие ништяки. Мне и другому соседу Серафим говорит, что нас бы не взяли в море, потому что мы оба неразговорчивые, а я еще и вегетарианец.

Другой сосед был депутатом Заксобрания Ленинградской области, а потом Петербурга. Потом стал судьей, потом ушел в отставку и теперь преподает в «Вышке» право. Он говорит, что в какой-то момент перестал понимать, что говорить студентам, чтобы не врать, но и не «подвести под экстремизм», в итоге ушел в философию права. Сначала он жалуется, что советскую литературу, на которой он вырос, скопом записали в соцреализм и незаслуженно забыли. Потом ему интересно мое мнение, когда и чем все закончится.

Меня полностью раздевают в палате, кладут на каталку и везут в операционную в другом корпусе — долго, по коридорам и лифтам, как в фильмах. Начинает действовать седативка, и я чувствую себя очень хорошо, почти смеюсь. В операционной делают едва заметный укол спинальной анестезии и укладывают, задирая ноги и закрывая мне пеленками вид. Я перестаю чувствовать все ниже спины, но чувствую сильный толчок, когда через уретру вставляют цисторезектоскоп. Операция идет минут тридцать, я лежу и смотрю на мониторе, как ослепительно сияет внутри меня электрическая петля, в физрастворе отсекая опухоль три на три сантиметра. Впервые в жизни я настолько прозрачен для себя в реальном времени.

Четыре часа в реанимации с подогревом из большой трубы, пока отходит нижняя половина тела. Потом путешествие на край корпуса обратно в палату.

Я пощу фото с мокрыми трусами, фото, где у меня из члена с запекшейся кровью на кончике висит катетер, фото с пластиковой емкостью, куда за ночь из меня натекает полтора литра рубиновой жидкости. С одной стороны, я чувствую, что такая прозрачность как будто бы удешевляет мой опыт лично для меня. С другой — я знаю, что это работает на информирование и демистификацию. Уже после выписки я прочитал книжку Survivorship: A Sociology of Cancer In Everyday Life про рак, не как клеточное событие, а как социальный конструкт, процесс культурного, технологического и экономического производства. Это книга не про болезнь, а про выживание или жизнь-с-раком, но не как индивидуальную практику, а как культурный и отношенческий ассамбляж, включающий множество людей, болезнь, горе и заботу. О том, как нелинейно проживается время в болезни. Как эмоции, надежды и ожидания вокруг рака производятся коллективно и зависят от ценностных установок, уже существующих в обществах. Авторы пишут, как болезнь одного человека прямо влияет на людей вокруг него, на всю сеть отношений, меняя их психосоциальное, а за ним и физическое состояние. Представление о том, что болеющий человек — это некая изолированная капсульная сущность, а болезнь существует только внутри него, — наивное.

Я знаю, что, рассказывая про свою болезнь публично, я меняю аффективное поле вокруг себя. Люди, которые меня читают, начинают думать об этом и писать. Самое главное — люди начинают добровольно включаться в круг заботы, который включает меня. И это то, о чем я все время думал: то, насколько сильно мне помогла сумма всех микрожестов и советов, пришедших в основном из цифрового пространства. Для онкобольных сразу критически встает вопрос маршрутизации — куда обращаться и где начинать лечение, что за чем делать. Например, я бы не оказался там, где оказался, если бы мне не написала подруга, отреагировавшая на мою сториз. Все хорошее воспринимается обыденно, поэтому мне пришлось сделать специальное интеллектуальное упражнение: представить себя без всех советов, сообщений, поддержки, донатов, указаний, подбадриваний, участливых вопросов, готовностей выслушать. Я бы был в гораздо более отчаянном положении.

Представление о том, что болеющий человек — это некая изолированная капсульная сущность, а болезнь существует только внутри него, — наивное.

И огромное количество людей находятся в гораздо более отчаянном положении. Сегодня мы проживаем то, что исследователи называют «кризисом заботы». Когда институт семьи, и так никогда не выполнявший своих обещаний, стал совсем дисфункциональным, государства всеобщего благосостояния растворяются под атакой неолиберальной культуры индивидуализма. Все больше и больше людей оказываются в крайне уязвимом состоянии, а мы живем в такой культуре, где ты просто не ждешь заботы от незнакомых или неблизких людей. До 90 % всего репродуктивного труда так до сих пор и выполняется женщинами и не рассматривается как реальный труд. Жизнь миллиардов людей сегодня характеризуется особым типом прекарности, незащищенности перед тяжелым настоящим и непредсказуемым будущим. Это особенно видно в медицинских учреждениях, с этими одинокими людьми, которым некому позвонить. За пределами больницы, этого большого конвейера заботы, позаботиться о них некому. Но и забота медперсонала формальна, безличностна. Врачи не общаются с людьми, они общаются с носителями патологий. Авторы книги The Care Manifesto пишут, что забота «по линиям родства» не выполнила своих обещаний, что ей на замену должен прийти «промискуитет заботы» — когда забота будет размазана по обществу равномерным слоем, а не сосредоточена иррегулярными неравными очагами.

Меня выписывали в неизвестность — результаты гистологии еще не пришли, и было два варианта — оптимистичный и с полной химиотерапией. Мне сказали ждать 4–5 дней, но уже вечером в день выписки врач прислал в «вотсапе» док с заключением: карцинома без инвазии, дальше только наблюдение. Я, видимо, только тогда понял, что на самом деле произошло, и, мне кажется, я никогда не радовался настолько реально, как тогда, и не делился так открыто радостью с людьми, которых я в тот вечер видел. Я много лет жил в этом особом ощущении — которое я часто обсуждаю с разными знакомыми, и они понимают, о чем речь — когда все происходящее воспринимается немножко через мутное стекло, как будто проживаемый опыт тебе не принадлежит. Отчасти про это писал Ги Дебор в «Обществе спектакля», про это подробно пишут авторы философского коллектива Тиккун в эссе «Теория Блума» — они описывают современного субъекта, которого гипервизуальная культура позднего капитализма, по сути, лишила возможности любой опыт воспринимать как реальный, вся жизнь медиируется через изображение, и ты живешь как будто в пелене. Было оглушительным впечатлением впервые за долгое время почувствовать, как эта пелена растворилась. Иронично, что для этого потребовалось пройти через настолько пограничную ситуацию со здоровьем.

Я знал про все эти разговоры, что для многих онкология делит жизнь на до и после, но не думал, что это как-то коснется меня, потому что у меня была не самая экстремальная ситуация и я сравнительно легко отделался. Например, у моего близкого друга в 2014-м была опухоль мозга, и для него это стало действительно life-changing experience. Но, как я сейчас вижу, для меня это тоже не прошло бесследно. У меня стабильно хорошее настроение, я научился медленнее ходить на прогулках и получать больше простого и устойчивого удовольствия, я по-другому ощущаю ткань реальности вокруг.

Несколько раз после этого я встречал знакомых, которые следили за историей на расстоянии, они всегда говорят что-то дежурное типа «ого, ты выглядишь еще лучше, чем до» — и тут же начинают мяться, боясь произнести слово под слоями мистификации. И я отвечаю: «Да, ты знаешь, рак — это большое приключение, очень рекомендую».

Share
скопировать ссылку

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?