Новые медиа

 

Часто произносится в английской транскрипции:
«Нью мидиа».

Значение: многообразие форматов СМИ в постбумажную эпоху.

Пример употребления

 

«Манифестом новых медиа мы взорвём умирающую традиционную прессу!»

«Мы предлагаем решения для лучших брендов в нью мидиа».

 

  

 

Определение новым медиа дал профессор университета Мичигана Рассел Нойман — новый формат существования СМИ, доступных в любое время на цифровых устройствах, и подразумевающий активное участие читателей в создании и распространении контента. Но, во-первых, это скучно. Во-вторых, в России (и, честно говоря, за её пределами) почти никто не употребляет это словосочетание в таком значении. В-третьих, к самой концепции появляется всё больше вопросов.

Как и в случае с мобайлом, новые медиа долгое время были заклинанием, от которого инвесторы теряли волю и открывали кошельки. Но в отличие от мобайла, который и сейчас пребывает в зените, новые медиа почти утратили волшебную силу и поэтому поддаются беспристрастному анализу.

Дольше всех продержалась главная их иллюзия — о всемогуществе производимого пользователями контента (хотя в ней изначально были самые большие сомнения). Выяснилось, что бесплатно в эпоху новостного шума и аналитической неразборчивости производить информацию приемлемого качества могут либо отчаянные энтузиасты, либо городские сумасшедшие. При этом энтузиазм со временем убывает, а сумасшествие — совсем наоборот.

Лучше всего эта закономерность прослеживается на российском сегменте LiveJournal, раньше других осознавшего себя как новое медиа. К середине 2000-х ЖЖ считал себя интеллектуальным рупором российского интернета, пока внезапно не выяснилось, что веб-интеллектуал — мягко говоря, не профессия. Появились проплаченные «Утконосом» посты, рекламные контракты топ-блогеров, возможность (ныне отменённая) зарабатывать на показе баннеров в блоге и другие мертворождённые формы монетизации.

Российский ЖЖ 2013 года — антиутопия новых медиа; там легко встретить ангажированные посты, где комментаторы-боты спорят с комментаторами-психами, за сколько жиды продали Россию. Старые медиа отличаются от этого дивного мира — в них есть бухгалтерия и касса, и авторы контента получают  зарплату и даже иногда гонорар. Российские «нью медиа» периодически пробуют завести эти атрибуты, но заставляют вспоминать поговорки про дурака и стеклянный член.

Хрестоматийный пример — некогда возглавляемый Дибровым и Новожёновым портал Top4Top.ru, призванный консолидировать всех самых интеллектуальных пользователей рунета и побудить их к генерации высококачественного контента. Примерно тем же до сих пор занимается Snob.ru.

Любопытно, что к сегодняшнему дню новые медиа умудрились пройти полный круг и вновь пропагандируют нестяжательство, энтузиазм и краудфандинг (см. следующий выпуск «Буллшит бинго»). При этом прекрасные картины нашего постчеловеческого будущего, описанные, например, в этом тексте, по-прежнему обходят молчанием вопрос монетизации новых медиа. Трогательная вера автора, что достаточно как-нибудь сваять медиа-приложение и запихнуть его в AppStore, не очень стыкуется с недавним закрытием айпед-издания Daily, в которое монструозная News Corporation вложила десятки миллионов долларов.

Это, конечно, перепевка старых песен о главном, а тем временем буквально сгущается в воздухе новое заклинание с разными комбинациями двух мощных мемов — мобайла и новых медиа. Всем понятно, что это очень перспективно, хотя с монетизацией опять туман. Инвесторы, впрочем, открывают кошельки.

 

Альтернативный вариант


Чтобы избавиться от иллюзий по поводу новых медиа, достаточно проделать мысленное упражнение — зачеркнуть слово «новые». Востребованному и профессионально сделанному СМИ примерно всё равно, где жить: в интернете, айпеде, на бумаге — смотрите, например, Wired. От этого не меняется ни качество текстов, ни пряморукость фотографов, ни (честное слово) бизнес-модель.

Поэтому, затевая очередной стартап в новых медиа, стоит взвесить всё и честно ответить на вопрос: возможна ли ситуация, что в моём издании энергичные блогеры со средним школьным образованием будут спорить с комментаторами, канонизировать ли Сталина?

Если существует хотя бы теоретическая вероятность, что да, — молю, лучше выводите на рынок 146-го убийцу фейсбука с геолокацией и дейтингом. Если нет — значит, речь не о новых медиа, а просто о доброкачественной журналистике.