Cловарь русского предпринимателя «Буллшит бинго»: Краудфандинг H&F и владелец Social Insight Андрей Подшибякин составляют словарь нового бизнес-сленга. Восьмая серия — о краудфандинге.
Крауд-фандинг | От англ. Crowd Funding Значение: форма коллективных онлайн-инвестиций в создание продукта или сервиса | |
Пример употребления | «Кикстартером пользуются только лохи, мы делаем краудфандинг через Fundable» «Семён накраудфандил себе „Феррари“» |
Краудфандинг — по сути, автоматизированная форма попрошайничества. Существуют десятки, если уже не сотни, сервисов, где посредством добрых людей из интернета можно профинансировать что угодно — от генератора торсионного поля до новых сисек. Дать денег посторонним людям на сомнительную идею можно и посредством мобильных платежей, и через приложения для фейсбука и «вконтакта», не говоря уже о традиционных банковских переводах. Несколько важных особенностей краудфандинга: во-первых, просители никогда не несут ответственности за качество или вообще существование обещанного продукта или сервиса. Во-вторых, соответствующие сервисы забирают себе определённый процент от пожертвований (а также, по некоторым сведениям, часто дополнительно прокручивают деньги до того, как перевести их адресату) — то есть краудфандинг сам по себе бизнес, причём не обременённый вообще никакими стартовыми расходами. В-третьих, большинство краудфандинговых сервисов не принимают заявки из России, хотя охотно принимают деньги, — появилась даже постмодернистская услуга «за процент от лота разместим ваш проект на Kickstarter.com, который тоже потом возьмёт свой процент». Наконец, краудфандинг, в отличие от традиционного инвестирования, очень слабо регулируется банковским законодательством: грубо говоря, если на ваше пожертвование проситель увеличит себе не сиськи, а что-нибудь другое, пожаловаться по этому поводу будет некуда. В России краудфандингом мощно интересуются и стартаперы, несколько раз уже посланные профессиональными инвесторами, и странные люди, собирающие деньги на новый перевод фантастической саги Филипа Хосе Фармера (один из реальных лотов закрывшегося недавно проекта RuStarter). Краудфандинг нежно массирует глубинную уверенность части населения в том, что достаточно придумать какую-нибудь идею, как деньги сами потекут рекой. Удивительнее всего то, что они действительно текут, — правда, не всегда и не ко всем. При этом краудфандинг расцвёл буйным цветом в последние два-три года, то есть как раз в разгар финансового кризиса. Когда, казалось бы, подаяние посторонним людям на реализацию безумных идей должно было вообще исчезнуть из структуры расходов вменяемого человека. Тем не менее на краудфандинговом сервисе Planeta.ru в эти минуты больше двадцати тысяч долларов пожертвований собрано на издание DVD-версии спектакля Гришковца «+1».
Альтернативный вариантВсё довольно просто: традиционных инвестфондов, ангелов, сидеров и им подобных стало настолько много, что гораздо труднее НЕ получить денег на реализацию хорошей идеи. Ключевое слово — «хорошей». Вопреки распространённому среди стартаперов мнению, инвесторы почти всегда отлично знают, что делают, и часто вкладываются в на первый взгляд не самые очевидные, но в долгосрочной перспективе денежные проекты. Поэтому есть ощущение, что краудфандинг — в лучшем случае баловство, а в худшем — жульничество (см. подробную публикацию на эту тему). Напомним, что идея сама по себе ничего не стоит и не защищается законодательством, а сделать хотя бы базовый прототип сервиса или продукта можно или совсем без денег, или заняв минимум у семьи и друзей. Успешных компаний, созданных таким старинным способом, тысячи. Успешных компаний, профинансированных посредством краудфандинга, — ни одной. |
|
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.