Коммитмент

 

 

(от англ. commitment) — обязательство, в устной речи сокращается до «коммит» и его производных

Примеры употребления

 

«Мы закоммитились на такие кипиай, что никогда их не выполним»

«На этот клиентский коммит мы спокойно проживём полгода»

 

 

Как и асап с факапом (см. в предыдущих выпусках «Буллшит бинго»), коммитмент является фонетически и семантически точной калькой с английского, обросшей в российской бизнес-среде новыми неочевидными на первый взгляд смыслами. Скучное, но идентичное по смыслу слово «обязательство» не передаёт гаммы деталей, сопутствующих коммитменту.

В базовом виде схема функционирования коммитмента выглядит следующим образом. Предположим, что у большого сетевого рекламного агентства существует сеть мелких специализированных подрядчиков. Среди последних, как правило, идёт постоянная грызня за право получить себе кусок побольше. Пределом мечтаний такого подрядчика становится коммитмент от исходного большого агентства на определённый объём работ в определённых временных рамках за определённые деньги. Получив коммитмент такого рода и обозначив тем самым себе горизонт планирования, подрядчик может выдохнуть, перестать с ужасом думать, из чего выплачивать в следующем месяце налоги, и спокойно заняться делом. Здесь, кстати, коммитмент начинает работать в обратную сторону: исполнитель даёт ответный коммит на достижение определённых показателей кампании, и за ними будут следить предельно бдительно.

Наши постоянные читатели уже догадались, что мы подошли к точке, которая в сериальной драматургии называется мидпойнтом (от англ. middle point), — поворотному событию, способному перевернуть с ног на голову всё сказанное ранее. И действительно: дело в том, что никаким документальным способом зафиксировать коммитмент вышеописанного типа и уж тем более добиться его выполнения в российском законодательстве невозможно. Счастливые обладатели коммитмента часто узнают, что: а) у клиента отозвали бюджеты на кампанию; б) сетевое агентство нашло подрядчиков посговорчивее (см. СК); в) как говорил герой великого фильма Glengarry Glen Ross, «because FUCK YOU, that’s why». Повлиять на такое решение подрядчик не может (это себе дороже). Он обязан утереться и спокойно дожидаться перспективы следующего коммита — часто с аналогичным результатом.

Теперь вспомним про встречный коммитмент по выполнению ключевых параметров заказа. Такие вещи уже вполне регулируются договорами, и, следовательно, не исполнить их нельзя. В этой точке коммитмент превращается в полноценное обязательство и перестаёт быть буллшитом.

 

Альтернатива употреблению

Вернёмся к семантике: обязательством является всё, что прописано в договоре и, как следствие, карается санкциями за неисполнение. Коммитмент с его мерцающим символизмом не значит абсолютно ничего, не обязателен к исполнению ни одной из сторон и имеет гораздо больше отношения к СК, консёрну и факапу, чем к собственно бизнесу. Очень многие участники бизнесов с действующими схемами коммитментов начинают понимать, что вместо коммита от каких-нибудь неприятных, жадных и часто не очень чистых на руку людей гораздо выгоднее развивать собственные конкурентные преимущества, желательно технологические.