Выбирая, какой бизнес открыть, Наталья Альшанова придумала концепцию мобильного салона красоты и выяснила, что не одинока. Такую модель используют несколько компаний на рынке. У одной из них Альшанова приобрела франшизу в надежде на поддержку и дельные советы от партнёра.

 

Через полгода работы она расторгла контракт и решила делать всё сама. С тех пор выручка салона выросла больше чем в 10 раз. Сейчас оборот компании Альшановой — 150 000 рублей в месяц.

 

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Салон красоты

 

БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК

800 000 рублей

ДАТА СТАРТА

2012 год

 

САЙТ

http://www.stilistimo.ru/ 

 

Наталья Альшанова

Владелица мобильного салона красоты Stilistimo

 

 

Как начинала бизнес

Я несколько лет работала в деловой журналистике, в «Коммерсанте», «Известиях», других изданиях. Довольно однотипная работа в какой-то момент наскучила мне. Я пришла в офис, поняла, что «меня тут нет», собрала свои вещи и уволилась. У меня получилось накопить определённую сумму денег, я продала машину и решила открыть своё дело. 

Я опасалась действовать в одиночку, поэтому начала искать предложения о покупке франшизы. Мне нужен был такой бизнес, чтобы затраты на аренду были не очень высоки и чтобы он подходил моему характеру и увлечениям. Мне нравится руководить, работать с персоналом, меня привлекала сфера услуг. Я выбрала модель мобильных салонов красоты. Их мало на рынке — выбор партнёров был невелик. Я договорилась с компанией, предлагавшей франшизу, зарегистрировала ИП, начала работать и поняла, что зря боялась начинать бизнес одна.

Я создавала салон для Зеленограда, моего родного города, особенности которого я хорошо знаю, и сразу начала подгонять правила франчайзи под специфику города. Я сделала акцент на интернете: создала аккаунты в соцсетях, начала вести блог в ЖЖ о моём стартапе.


 

Разрыв отношений

По франчайзингу я работала с конца октября 2012 года до марта 2013-го. Я заплатила 100 000 рублей за франшизу и по её условиям должна была ежемесячно платить 10 000 рублей за поддержку бизнеса — консультации и использование логотипа. Покупая франшизу, я надеялась на чёткую инструкцию, которая регламентировала бы все шаги — по продвижению, по увеличению продаж, по найму персонала. Мне хотелось ощущать поддержку владельца франшизы. Конечно, консультации были, но их качество меня не устраивало. Администратор присылала мне баннеры с опечатками и стилистическими ошибками. Про SЕО-оптимизацию и контекстную рекламу они даже не слышали — посоветовали мне самой разбираться, если это необходимо. У меня очень медленно росли продажи, под Новый год, в пиковый сезон, я заработала 15 000 рублей, и мне казалось, что это много. 

На общей конференции партнёров я высказала свои претензии. Владелица франшизы вежливо попросила меня заткнуться, а потом перезвонила и начала ругать за то, что я её при всех «опозорила». Тем временем другие франчайзи начали звонить мне за консультациями. 

В какой-то момент я просто разорвала этот контракт, сменила название групп в сетях, сделала новый сайт и продолжила работать одна. Расторжение было болезненным. Мне казалось, что со стороны франчайзера не должно быть претензий. Но она всё ещё грозится судами за то, что я открыла именно выездной салон. Забавно, ведь это не она придумала такую систему. А я её нашла именно потому, что искала возможность открыть такой салон.

 

 

 

Когда деньги закончились и я начала думать об эффективности рекламы, продажи стали расти

 

 

Деньги и продвижение

Открытие салона обошлось мне в 800 000 рублей, хотя можно было уложиться в гораздо меньшую сумму, и это было бы значительно лучше для бизнеса. Мобильному салону не требуется помещение, не нужно закупать дорогие профессиональные кресла, оборудовать рабочее место мастера — у моих мастеров всё своё: и инструменты, и косметика.

Большая часть вложений ушла на раскрутку салона. Я давала очень много рекламы, платила от 2 000 до 15 000 рублей за публикацию или возможность поставить баннер. Открывала ИП через фирму-посредника, заказала самую дорогую печать, купила всем мастерам специальную форму, которую они потом не носили, потому что она была не очень удобной. Печатала (как потом поняла) листовки в дорогой типографии. Оплачивала промоутеров, давала рекламу о поиске персонала в местные газеты (по 2 000-3 000 рублей за публикацию), размещалась на лайтбоксах такси — больше 100 000 рублей. Размещалась на купонаторах, ставила очень низкие цены и сама платила мастерам. Мне казалось, чем дороже, тем круче, поэтому я вообще не экономила. Тем не менее эффект был слабый. А вот как раз когда деньги закончились и я начала думать об эффективности рекламы, продажи стали расти.

Я очень активно взялась за социальные сети: проводила викторины, конкурсы, выкладывала фотографии интересных причёсок. Это привлекло молодую аудиторию Зеленограда — местные салоны не всегда уделяют внимание интернету. Я поняла, что зря потратила деньги на визитки. Визитки на первом этапе нужны для того, чтобы валяться без дела. Зато не зря напечатала листовки, которые раскладывали в почтовые ящики. Для локального бизнеса это самый простой и действенный способ продвижения. 

На рынке есть просто салоны, а есть салоны красоты имени кого-то — как правило, главного стилиста этого места. Он вкладывает в дело свой талант, а маркетингом занимаются профессионалы. Я сама — не мастер, но при этом являюсь не просто администратором, а лицом салона. Моё фото есть на главной странице сайта, я веду соцсети. Моя функция состоит в организации процесса, в контроле качества и продвижении идеологии. Мне интересно совмещать индустрию красоты и мобильность.


 

Клиенты и доходы

Самые частые заказы поступают от мам с малышами, которые не могут надолго отлучиться из дома, и от невест. Бывают корпоративные клиенты: на 8 марта нас заказывали в подарок сотрудницам одной компании. 

Сейчас мы делаем всё, от маникюра до калифорнийского мелирования, есть массаж лица. Опыт подводит меня к мысли о необходимости сужения спектра услуг. Например, массаж заказали всего несколько раз. Значит, его можно вычеркнуть. Основные источники дохода — причёски и уход за ногтями (особенно педикюр).

 

 

 

 

В месяц получается 150 000-160 000 рублей, чуть больше половины этой суммы достаётся мастерам и администратору, остальное —
моя личная прибыль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Зеленограде проживает около 300 000 человек. В день мы сейчас обслуживаем двух-четырёх клиентов, средний чек — 1 000 рублей. Плюс в месяц услуги салона заказывают около семи невест, средняя цена на укладку и макияж с репетицией — 7 500 рублей.

В месяц получается 150 000-160 000 рублей, чуть больше половины этой суммы достаётся мастерам и администратору, остальное — моя личная прибыль. Важно сказать, что частные мастера берут за выезд на дом меньше, чем за работу в парикмахерской, а наш средний чек приближен к цене процедуры в обычном салоне. То есть мастера ничего не теряют.

Специфика работы

Частные мастера, выезжающие на дом к клиентам, — не редкость. Почти все парикмахеры практикуют такую услугу, многие специалисты по маникюру, косметологи. Провести дома депиляцию сложнее.

Ещё сложнее быстро найти хорошего частного мастера, если ваш занят, а вам нужна причёска. Среди мастеров встречаются неаккуратные, непунктуальные, алчные. Я хорошо это поняла, когда подбирала персонал через сайты по поиску работы и через знакомых. С каждым сотрудником я не только проводила собеседования, но и тестировала их услуги на себе. Это самый лучший способ отбора. 

Сейчас у меня в активе 21 мастер, они все работают по совместительству. Мастера приезжают в специальной форме, дают клиенту прайс и купон на скидку, то есть привозят дух салона с собой. У нас есть система гарантий: если клиент недоволен и требует вернуть деньги, мы их возвращаем и присылаем другого мастера, чтобы бесплатно всё переделал. 

После заказа мы обязательно перезваниваем клиентам. Администратор интересуется: «Ну, как вам новый цвет волос?» Я стараюсь, чтобы эти вопросы были заданы дружеским, немного игривым тоном, клиент должен чувствовать, что он — член особого клуба.

«Как вы сможете проконтролировать меня на заказе?» — довольно частый вопрос от мастеров в процессе собеседования. Я использую банальную, но эффективную систему «тайного покупателя»: подставной клиент сам просит личную визитку мастера. Каждый мастер прошёл проверку таким образом. Так мне удалось одного мастера запалить, но я сомневалась в её честности изначально. Со временем я начала уже на этапе собеседования отсеивать тех, с кем будут проблемы. 


 

Планы

Мы уже идём в Москву. Практически укомплектован штат специалистов в каждом округе. Я хочу разбить мастеров по районам и веткам метро, сейчас ведём обучение. Это не требует инвестиций. Открытие франчайзинга и поиск инвестиций у нас в планах. Сначала протестируем модель в  крупном городе.