Директор заповедника H&F рассказывает о специальностях, которые станут востребованными в будущем. Заповедники превращаются в точки развития регионов, если их менеджеры мыслят как предприниматели.
В России действуют 214 охраняемых природных территорий — заповедников, нацпарков и заказников. Их площадь занимает 17% страны, и они зарабатывают на туризме 10 миллионов долларов в год. Для сравнения: в США 58 нацпарков приносят 14 миллиардов долларов. Российским менеджерам, нанятым Минприродой, есть к чему стремиться — тем более что рынок внутреннего туризма растёт. Профессию директора заповедника выбирают люди, для которых это занятие — шанс совместить дауншифтинг с воплощением деловых амбиций.
О профессии
| Директор заповедника. | ||
КОГДА ПОЯВИЛАСЬ | Первый государственный заповедник был создан в 1916 году, но существующая система особо охраняемых природных территорий сложилась уже в советское время. | ||
ОБЯЗАННОСТИ | Управление коллективом заповедника, организация научной работы, охраны и экологического образования; развитие инфраструктуры на заповедной территории, международное сотрудничество. | ||
КОМУ ПОДХОДИТ | Выпускникам факультетов биологии, экологии, лесного хозяйства, менеджмента, юристам, экологам. | ||
ЗАРАБОТОК | Директор заповедника получает зарплату из госбюджета, состоит она из основной и премиальной части. В европейской части России директор получает в среднем 30 000 рублей, а в отдаленных регионах, таких как Камчатка, до 100 000 рублей. | ||
КЛИЕНТЫ | Туристические фирмы, путешественники, научные организации. |
Заповедник — территория бизнеса. С недавнего времени Минприроды требует, чтобы почти каждая особо охраняемая природная территория кормила сама себя. Если раньше на должность директора приходили учёные, то теперь государство ищет профессиональных управленцев. «Заповедники не должны развивать туризм с „Макдоналдсами“ и горными лыжами. Задача — создавать инфраструктуру и делать всё, чтобы человек мог максимально увидеть природу, не навредив ей», — объясняет Елена Книжникова, замдиректора экоцентра «Заповедники».
Директор заповедника, по сути, действует как мэр — только в его управлении находятся не дома, дороги, муниципальные заведения и граждане, а леса, поля, реки и животные. Работа похожа на работу директора любого предприятия — много бумажной работы: писать и утверждать отчеты, издавать указы, проводить планерки, а также выезжать «на хозяйство». Валерий Новиков, директор национального парка «Угра», разработал для туристов пешие, водные и автомобильные экскурсии. Елена Шатковская, директор Кенозёрского национального парка, проводит мастер-классы об экологическом туризме для жителей прилегающих деревень. Директор Кроноцкого заповедника на Камчатке Тихон Шпиленок добирается до своих угодий на вертолете. Его день начинается в семь утра в офисе в городе Елизово, а продолжается у Курильского озера, где живут тихоокеанские чайки и особый вид рыбы нерки — коконь. Шпиленок с коллегами разгружает стройматериалы для нового дома на кордоне, инспектирует стройку, принимает отчёты инспекторов, живущих на кордонах.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.