Как карты помогают сделать город лучше The Village поговорил с командами Urbica Design и Habidatum, которые профессионально занимаются городской картографией и большими данными
В последние несколько лет количество доступных программ, позволяющих любому создавать карты, значительно выросло. С их помощью можно легко составить маршрут прогулки на выходные, а также распечатать свой квартал на 3D-принтере. Одновременно увеличивается объём открытых данных: множество организаций, от городских администраций до активистов, собирают информацию, которой может воспользоваться каждый. Новые открытые картографические платформы позволяют создавать контент самим пользователям — и такие карты часто оказываются точнее коммерческих аналогов вроде Google Maps. The Village поговорил с компаниями Urbica Design и Habidatum, которые профессионально занимаются городской картографией и большими данными, и узнал, как карта может помочь в решении городских проблем.
Urbica Design
основатель Urbica Design
андрей кармацкий
Карты и город
Моё увлечение картами началось лет десять назад, когда мне нравилось ездить за город и составлять маршруты поездок. Под рукой не было удобных карт, и так получилось, что я стал создавать свои. Потом неожиданно устроился в «Яндекс», где восемь лет работал над дизайном «Яндекс.Карт». Сейчас я продолжаю заниматься картографической деятельностью в широком смысле — не только картами и сервисами общего применения, а ещё и интересными проектами, связанными с пространственным анализом.
Город в привычном понимании — это пространство. А карта — наиболее удобный способ представить и изучить это пространство. Жителей интересует не только традиционная карта и кратчайший маршрут из точки А в точку Б. Например, пешеходам в городе интересно знать, по каким улицам они могут комфортно перемещаться, а это включает в себя множество параметров, которые надо знать и уметь о них рассказать жителям.
Открытость данных
Важно делать данные доступными для всех жителей. Например, в случае с криминальной статистикой города Москвы есть две причины открытия данных. Во-первых, мне интересно посмотреть на район, в котором я живу, и узнать, насколько там опасно. В рамках исследования «Механика Москвы» Московский институт социально-культурных программ (МИСКП) провёл социологический опрос о субъективном восприятии безопасности районов Москвы. Например, известное всем Гольяново считается очень небезопасным районом. Но при этом если смотреть на объективные показатели — количество краж или преступлений в городе, — то оказывается, что центральные районы более опасны, вероятность того, что у вас утащат кошелёк, там выше из-за большего скопления людей. Нельзя сказать, что теперь можно разгуливать ночью по Гольяново, но есть вещи, связанные с ощущениями, а есть объективная статистика.
Вторая причина открытия данных — в том, что это ценный срез знаний для компаний. Возьмём известный американский поисковик недвижимости trulia.com. Помимо поиска по цене, там есть возможность посмотреть, насколько криминогенна обстановка в том районе, где человек ищет себе недвижимость. Это очень важный параметр для принятия решений. Соответственно, грамотная аналитика позволяет подобным сервисам предоставлять качественные данные и объяснять, почему квартира в этом районе стоит дороже, а в этом дешевле.
Будущее городской картографии
У городской картографии большое будущее, потому что сервисы, связанные с геоинформационными системами, сейчас только развиваются, и достаточно бурно. Конечно, технологии уже сейчас помогают планировать транспортные маршруты, архитекторы не могут проектировать без карт. Но современные технологии предлагают гораздо больше способов использования карты. Всё только начинается, инструменты и технологии перестают требовать особого внимания, это позволяет фокусироваться непосредственно на исследовании и анализе данных.
Проекты
Узнать больше о проекте можно здесь: walkstreets.org
Улицы прогулок
В нашем проекте-исследовании пешеходной среды «Улицы прогулок» мы собрали и проанализировали данные о ширине тротуаров и уровне шума в центре Москвы. Узкие тротуары здесь не редкость, и по ним неудобно перемещаться: приходится всё время прижиматься к краю тротуара, чтобы пропускать идущих навстречу людей. На крупных улицах — например, на Большой Якиманке — прекрасный широкий тротуар, но очень шумно. Совмещая данные о ширине тротуаров и уровне шума, можно найти улицы, где есть достаточно широкий тротуар и вполне тихо, чтобы можно было гулять и общаться с друзьями. Среди таких мест — улица Бахрушина или Большая Татарская. Мы продолжаем работать над этим проектом, экспериментируем с различными данными. Нам интересно проанализировать степень озеленения улиц — это важно для пешеходов: кроны деревьев дают тень и прохладу и позволяют чувствовать себя комфортно в городе.
Узнать больше о проекте можно здесь: medium.com
Анализ системы проката велосипедов «ВелоБайк»
Второй пример из нашей практики: анализ данных системы проката велосипедов «ВелоБайк» для департамента транспорта Москвы. Мы смоделировали маршруты поездок в городе по различным срезам. Например, в центре наиболее популярен тариф «День» — он используется для долгих велопрогулок по набережным и Бульварному кольцу. А для коротких и регулярных поездок по делам между районами люди чаще покупают тариф «Сезон» или «Месяц». В итоге на карте хорошо видно, где велосипед — это один из способов хорошо провести время, а где — вид транспорта. Нам удалось выяснить, что в жилых районах велосипед заменяет маршрутки или долгую пешую прогулку.
Карта плотности расположения мест общественного питания в Москве
Редевелопмент советских кинотеатров
Недавно мы помогали команде Aventica/Nowadays в конкурсе на редевелопмент советских кинотеатров. По условиям конкурса необходимо было не только создать архитектурный проект, но и исследовать городскую среду вокруг выбранных для конкурса кинотеатров, а потом предложить их смысловое наполнение. Карты и открытые данные в подобных проектах — незаменимая вещь, которая позволяет проверить и отсеять множество идей и гипотез, понять, как наиболее эффективно использовать пространство.
Например, с помощью пространственного анализа мы рассчитали, сколько потенциальных посетителей имеет пространство кинотеатра «Восход» и проанализировали инфраструктуру района — какие услуги представлены вокруг этих локаций. Удивительная штука: если прочертить окружность в 15-минутной доступности до него, получается площадь с населением около 50 тысяч человек. Но если оценивать только зону пешей доступности с учётом отрезанности этого района, пешеходных дорожек, магистралей, железной дороги, Кусковского лесопарка, выясняется, что туда могут быстро добраться только 36,5 тысячи жителей. Это гораздо точнее и очень важно при расчёте финансовой модели.
Habidatum
вице-президент,
со-основатель
ЕКАТЕРИНА СЕРОВА
дизайн-директор, партнёр
ЭДУАРД ХАЙМАН
технический директор,
партнёр
ВАДИМ СМАХТИН
Особенности работы
Habidatum занимается визуальным анализом для городского планирования и принятия решений о городе. Мегаполис — это сложная динамическая информационная система, у неё есть пространственное и временное измерение. В основном мы собираем данные для масштабных инфраструктурных проектов в сфере транспорта, недвижимости и развития территорий, городской экономики, бизнеса.
Мы работаем со спонтанными данными, или big data, — информацией, которая не собирается по специальному запросу, а генерируется в автоматическом или полуавтоматическом режиме как продукт жизнедеятельности города. Это может быть нечто привязанное к месту, но изменяющееся во времени — например, информация с сенсора или нечто, передвигающееся в пространстве — как собака с суперошейником или сотовый сигнал. Есть ещё одна категория данных — так называемые семантические. Помимо привязки к пространству и времени, они обладают дополнительными смыслами, которые извлекаются из текстов, — например, твит.
Поиск данных
За спонтанными данными далеко ходить не надо, так как жители города сами публикуют информацию, она часто находится в открытом доступе. Есть, конечно, куча данных, которые невозможно получить прямым способом, и необходимо создавать алгоритмы, которые будут их собирать, или договариваться с провайдерами данных.
Доступные данные позволяют нам сгенерировать много вторичной информации. И в этом, собственно, состоит половина нашей работы — находить смыслы известных нам данных. Сами по себе данные ничего не значат: большую часть времени мы уделяем созданию методологии их обработки и получению производных.
Никого уже не удивишь работой с твитами или, скажем, с какой-нибудь пространственной информацией с мобильных приложений. Все с ними работают, это супер. Вопрос в том, какие смыслы из них извлекают и сколько измерений получают, — мы получаем много.
Будущее картографии
В будущем хотелось бы увидеть переход от аналитики данных через срезы к анализу процессов, переход от видения города в пространстве к пониманию города в пространстве и времени. Это то, с чем сейчас пока мало кто умеет работать. Мы пока сами только учимся это делать.
Ну и третье важное направление — это анализ и понимание виртуального пространства города. Что жители думают о разных составляющих городской жизни? Каковы их ценности? Каков их образ жизни? Каково их мышление? Как это мышление меняется со временем? Это то, из чего наполовину состоит город. Хочется, чтобы в будущем это стало фундаментальной составляющей анализа для принятия решений в городе.
Проекты
Узнать больше о проекте можно здесь: habidatum.com
Ментальная география москвичей
Проект «Ментальная география москвичей» создавался в рамках исследования «Археология периферии» Московского урбанистического форума. Задача состояла в том, чтобы понять, что происходит с периферией Москвы, на территории между ТТК и МКАД. Мы выясняли это на основе семантических данных из социальных сетей — «ВКонтакте», Foursquare и Twitter. Мы решили взглянуть на две темы: пространственное ощущение горожан и характеристики, которыми они наделяют какие-то места.
Выяснилось, что периферию не понимают практически никак, что для нас было более-менее очевидно. И тем не менее масштаб оказался достаточно велик: говорят в основном только про центр, а на периферии даже негативные эмоции особенно не проявляются.
Узнать больше о проекте можно здесь: chronotopecity.habidatum.com
Chronotope City
Chronotope City — это исследовательский проект, который мы делали при поддержке студентов геофака МГУ, а затем показывали на Smart City Expo в Барселоне. Мы изучили, как работают разные функции на нескольких улицах Москвы. Это позволило нам понять, например, что более 40 % времени это пространство не используется. В этом году мы представили расширенную версию проекта — для улиц в США.
Это был задел для того, чтобы продолжить исследование: сейчас мы думаем о том, какое влияние оказывают друг на друга разные функции и как они могут дополнять друг друга во времени, находясь в одном и том же пространстве.
Карты: @ Urbica Design © Habidatum © OpenStreetMap © ВелоБайк © Портал открытых данных правительства Москвы
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.