Как устроен супермаркет Почему из всех касс работает всего несколько, куда девается «просрочка» и что заставляет покупателей тратить больше денег — The Village узнал тонкости работы магазина
The Village решил запустить серию материалов, в которых редакция будет рассказывать о том, как устроены популярные городские места. Начать решили с супермаркета — большинство людей здесь бывает каждый день.
По запросу «супермаркет Москва» онлайн-справочник «2ГИС» выдаёт 4 549 организаций. Самая крупная сеть в России — «Магнит» родом из Краснодара. Она занимает третье место в рейтинге крупнейших компаний по версии Forbes: её выручка достигла 763,5 миллиарда рублей. Выше только «нефтяники» — «Сургутнефтегаз» и «Лукойл». В рейтинге также присутствует группа X5 (сети «Перекрёсток» и «Пятёрочка»), «Дикси», «Лента» и «О'КЕЙ». Помимо них, в Москве работают и сети поменьше. The Village сходил в магазин одной из них и узнал, как там всё устроено.
Новые магазины
В любой продуктовой сети, если она больше пяти-шести магазинов, есть свой бэк-офис. У сети «Я любимый» он находится в бизнес-центре «Тиера», здесь занимаются подбором товара, логистикой, наймом персонала, системой контроля, финансами, маркетингом — всего 200 сотрудников. Прежде чем открывать новый магазин, нужно провести исследование и посчитать количество жилых домов, оценить автомобильный трафик, промониторить конкурентов, посещаемость. Конечно, выгоднее заходить в новоотстроенный район, куда жильцы только заезжают, а магазинов там почти нет. Микаэл Иорданян, заместитель директора по торговле сети супермаркетов «Я любимый», рассказывает, что такой супермаркет есть в микрорайоне «Град Московский»: «Хотим добавлять кассы и холодильники, потому что такого потока посетителей не ожидали». Чаще, конечно, на территории бывает несколько магазинов-конкурентов. Для интервью мы встречаемся в супермаркете на Носовихинском шоссе, напротив которого расположен «Ашан».
Помимо магазинов, сотрудники мониторят близлежащие продуктовые рынки, гастрономы, отдельные магазины с молоком и мясом. Ещё при открытии новой точки важно прикинуть примерную посещаемость: по словам Микаэла Иорданяна, каким бы ни был хорошим магазин, покупатель не пойдёт пешком дальше, чем на полтора-два километра, и не поедет, если расстояние до супермаркета превышает семь-восемь километров. Так, вокруг магазина рисуют окружность, чтобы понять, каким будет пеший трафик и каким — автомобильный. По словам управляющего, открываться стоит, если планируемое количество посетителей в начале работы супермаркета достигает тысячи человек (для площади не меньше тысячи квадратных метров) и около 600 человек в день для магазина, который в два раза меньше.
1 270
квадратных метров — площадь
торгового зала
50
человек работает
в супермаркете
1,7
метра — максимальная высота полок
20 700 —
количество единиц товара
в супермаркете
550
рублей — средний чек
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.