Сергей ДМИТРИЕВ

Создатель GameChangers

 

 

 

 

ифы о том, что занятие бизнесом — это сложно, развеяли мои одноклассники, которые на первых курсах института занялись оптовой торговлей, а потом установкой компьютерных сетей. Один наш сокурсник так вошёл во вкус, что к четвёртому курсу у него уже была компания, которая разрабатывала геоинформационный софт.

Однако интервью известных предпринимателей о том, что надо брать на себя большие риски, не бояться начинать всё сначала и очень много работать, склоняли меня к мысли, что это точно не про меня. Я решил, что хочу быть частью большой международной корпорации. Такая работа, как я надеялся, даст возможность быть на переднем краю технологий, работая в офисе с удобной мебелью.

Моя специализация — инженер-исследователь, радиофизик. С наукой не сложилось, и с четвёртого курса я стал работать инженером-программистом в концерне Siemens. В большой компании можно заниматься своей работой, ни на что не отвлекаясь. Заполнить анкету на получение визы в загранпаспорт — уже невыполнимое задание для меня. А там мне с этим помогали.

Тем не менее, в Siemens мне становилось всё скучнее (хоть и работал я в среднем гораздо больше восьми часов в день). И в 2005 году я сказал руководству, что на полную ставку могу работать и в другой компании, и что если Siemens я интересен, то останусь на полставки. На том и договорились.

В освободившееся время я занялся изучением успешных образовательных инициатив, так как решил сделать некоммерческий проект, восполняющий пробелы в вузовском образовании. Нашёл около десятка единомышленников, и с двумя из них — выпускниками кафедры математической лингвистики СПбГУ — мы открыли что-то вроде образовательного акселератора для проектов студентов, интересующихся прикладной лингвистикой.

Проект не пошёл — не нашли действительно сильных студентов. Зато на всякий случай зарегистрировали на троих ООО.

 

 

господдержка предпринимательства действительно имеет значение — вот только ждать её всё равно не стоит.

 

 

У нас даже в мыслях не было ввязываться в какие-либо истории с государством, но нам посоветовали подать заявку на некий городской конкурс. Она прошла, и нас включили в программу развития малого бизнеса, финансируемую из бюджета Петербурга: отправили на обучающие курсы, компенсировали расходы на регистрацию юрлица.

Мой страх работы с документами мы обошли, назначив гендиректором одного из учредителей, а не меня. Первую продажу я сделал случайно. Как сотрудник большой транснациональной компании я легко договорился с сотрудником другого такого же гиганта Sun Microsystems о поддержке нашего форума в СПбГУ. Мы его готовили, чтобы разобраться, почему у нас не получилась история со студенческими проектами.

Работали мы действительно много. При этом понимали, что делаем это не за деньги, а за результат и за удовольствие от самого процесса. Форум имел резонанс в профессиональной среде. Два человека из нашей команды стали первыми сотрудниками лингвистического отдела «Яндекса» в Петербурге.

После такого опыта понимаешь, что быть наёмным сотрудником — далеко не единственный вариант реализации профессиональных интересов. Волонтёрство и предпринимательство могут давать большую отдачу в эмоциональном плане.

Но после форума я снова стал наёмным сотрудником — пошел работать full-time в компанию EMC, которая в 2007 году открыла свой петербургский центр разработок. Зачем я это сделал? Мне предложили стать координатором по University Relations — нужно было с нуля поставить программу стажировок и исследовательского сотрудничества с российскими университетами, а также повысить узнаваемость бренда компании как работодателя.

Моя позиция давала чудесную возможность действовать внутри корпорации как предприниматель. У меня был свой бюджет, который нужно было планировать, а с каждой сильной кафедрой в университетах мне предстояло найти общий язык и общие интересы.

 

 

После двух с небольшим лет работы появилось ощущение, что для компании я сделал всё, что было нужно.

 

 

Количество рутинной административной работы при этом не уменьшалось, а на горизонте виднелись новые задачи: поиск стартапов, которые корпорация EMC могла бы купить в России. Венчурными историями мне заниматься неинтересно, моя сфера — образование. Я понял, что пора делать свою программу на границе «университеты — компании».

Уходить в никуда было страшно, но само решение казалось совершенно очевидным. Опыт предыдущего «отхода» от корпорации научил меня тому, что важно не думать о заработке в краткосрочной перспективе. Вложенное время окупится, если делать то, что интересует больше всего в данный момент. Поэтому год я себе отвёл на то, что вообще не буду обращать внимания на то, как мои действия связаны с их монетизацией.

Примерно 10 месяцев ушло, чтобы сделать новый пилотный проект — бесплатный межвузовский двухсеместровый курс по профориентации сильных студентов в индустрии IT. Под этот проект команда волонтёров собралась очень быстро. Конкурс был девять человек на место, а результаты понравились и нам, и студентам. В мае они представили свои выпускные работы, а я начал искать финансирование на следующий сезон. Курс с академичным названием «Введение в индустрию IT» мы переименовали в образовательно-исследовательскую программу GameChangers.

Параллельно, вместе с Юрием Лифшицем, я стал работать над запуском квартирного проекта HomeWork. «Квартиру-коворкинг-и-клуб» мы с самого начала рассматривали не как прибыльный, а, скорее, как инфраструктурный проект. Тратиться на него, когда запасов денег остаётся на три месяца, было страшно — периодически это казалось безумием. Но вложения неожиданным образом окупились: с будущим ключевым заказчиком программы — Российской венчурной компанией — мы провели встречу именно в HomeWork, и там же я нашёл одного из самых успешных наших студентов.

Тогда я осознал, что изменился, начинаю понимать предпринимателей и не знаю, как может быть по-другому. Мы строим эффективную и устойчивую некоммерческую организацию, которая будет помогать учащимся лучше выстраивать траектории развития. А пока, чтобы приблизиться к этой цели, сделали с коллегами ещё одну коммерческую компанию (потому что пока так удобнее) — на этот раз с Иваном Бутом, как раз выпускником GameChangers.

 

 

 

Фотография на обложке: Miles Bintz/flickr.com