Иван КОЧЕТОВ

Основатель группы компаний RZLTT

В группу компаний RZLTT входят digital агентство RZLTT Interactive и Futureis — система управления идеями. 

В этом году я провёл эксперименты стоимостью 4 млн рублей и cжёг миллиарды нервных клеток. Правда, взамен я получил бесценный опыт. Я выделил 10 правил, которые ровно год назад мне казались очевидными, но я всё равно нарушил их и сделал из этого выводы.

 

Ошибка

 

 

Опыт

 

 

Участие в большом количестве новых проектов, из-за которых я не мог фокусироваться на важных задачах, привело к спаду в динамике прибыли RZLTT до 5%.

 

 

Я работал по 11 часов в день шесть дней в неделю, занимался несколькими бизнесами одновременно. Не все из них взлетели. Ближе к концу года пришлось сокращать издержки, сворачивать некоторые проекты и расставаться с отличной командой. На этом я потерял 1,9 млн рублей. Это инвестиции в стартапы, среди которых — рекомендательный сервис MustHave и система коучинга TheWaay.

 

 

Общение с клиентами и партнёрами с позиции того, что я и так знаю, что делать, и учиться мне нечему, ослабляло мою позицию в переговорах.

 

 

Я изменил своё поведение и стратегию продаж. Теперь клиенты могут включаться в решение проблемы и «обучать» меня особенностям рынка, в котором иногда лучше разбираются.

 

 

Невнимание к юридическим деталям в договорах привело к тому, что клиент даже при идеально выполненной работе мог не заплатить за неё полностью и даже потребовать деньги назад.

 

 

Мы недополучили 650 000 рублей за проекты. Один из клиентов просил начать работу без предоплаты, а потом в компании появился новый руководитель, который решил не оплачивать наши услуги.

Другой клиент из-за финансовых проблем просто отказался подписывать акты сдачи работ и попросил вернуть деньги.

На досудебные переговоры я потратил шесть недель. В результате эмоциональное состояние пострадало даже больше, чем финансовое.

 

 

Детально не закреплённые условия партнёрства, ожиданий и ролей участников стартапа привели к его закрытию.

 

 

Мы вложили 450 000 рублей в проект, который не взлетел из-за разногласий партнёров. Я хотел привлечь международного инвестора, на его поиск ушло много сил и времени. В итоге три месяца эмоциональных переговоров и деньги были потрачены впустую.

 

 

Невнимательность к условиям договора аренды офиса привела к тому, что после смены собственника нас заставили срочно съезжать.

 

 

Мы нашли отличное место в центре, по хорошей цене, с парковкой и большими окнами, но не проверили собственника. Из-за этого мы потеряли 160 000 рублей за последний месяц, который мы «недосидели» в прежнем офисе. Новое помещение пришлось искать за неделю, а переезжать — за день.

 

 

Пессимистичный сценарий продаж в начале года и слишком оптимистичный ближе к середине года привели к тому, что сначала мы активно нанимали людей, а потом пришлось расставаться с профессионалами.

 

 

 

В начале года проектов было больше, чем мы планировали, поэтому мы активно нанимали новых людей. Мы вынуждены были заплатить кадровым агентствам 290 000 рублей. Ещё 50 000 рублей отдали за срочность, так как вакансии надо было закрыть за 10 дней. Из-за нехватки ресурсов пришлось отказаться от одного из клиентов и потерять 140 000 рублей.

Где-то в середине года продаж стало меньше, некоторые стартапы пришлось заморозить, а людей, которые были ими заняты, уволить.

 

 

Попытки вникнуть во все детали проектов мешали работать команде. В конечном счёте мотивация и ответственность сотрудников начала падать.

 

 

Из-за размытого распределения обязанностей пришлось заплатить различным подрядчикам (например, PR-компании) 180 000 рублей. Потом я изменил модель управления: теперь каждый сотрудник имеет свою зону ответственности, а я подключаюсь только по необходимости.

 

 

Развитие компании привело к росту затрат. Прибыль свелась почти к нулю. Мы брали новых клиентов, из-за чего не могли уделять нужного внимания существующим, и некоторых из них мы потеряли.

 

 

Мы потратили лишние 110 000 рублей из-за неправильного планирования затрат. Уход старых клиентов стоил нам ещё 390 000 рублей.

Чтобы решить проблему, мы решили найти директора по операциям, который бы занимался развитием системы управления.

 

 

При запуске новых проектов появился большой кассовый разрыв, что привело к неожиданной необходимости привлекать заёмные средства.

 

 

 

На поиск банка и получение кредита ушло несколько недель. Сверх суммы пришлось выплатить 109 000 рублей в качестве процентов.

 

Приоритет работы над личной жизнью привёл к ссорам с родными и друзьями.

 

 

Я считал, что смогу провести время с семьей «в следующие выходные», но они хотели видеть меня сейчас, а не через 10 лет. Теперь я стал уделять им больше внимания и перестал работать по субботам.

 

Фото: via Shutterstock