Дым над водой: Как антитабачный закон спровоцировал кальянный бум The Village узнал, почему в Москве появляется всё больше кальянных и кто на этом зарабатывает
Запрет на курение в общественных местах коснулся всех, кто не мыслит своей жизни без сигареты в баре, пострадали и заведения, где, помимо еды, посетителям предлагали и кальян. Но вскоре они оправились от шока и перешли на бестабачные смеси. Единственным местом, где можно покурить кальян с табаком, стали специализированные кальянные. Их владельцы зарабатывают на почасовой аренде кальянов, стоимость которых начинается от 900 рублей. Еды в таких заведениях нет — гостей угощают лимонадом и чаем. При этом число подобных заведений лавинообразно растёт: за год в Москве открылось не менее сотни кальянных. The Village разобрался, чем так привлекателен этот бизнес.
Здесь курят
«В кальянную сферу мы зашли пять лет назад через интернет-магазин», — рассказывает исполнительный директор «Федерация кальянных мастеров» и сети кальянных F-Lounge Алексей Слепенков. До того, как пойти в кальянный бизнес, Алексей успел попробовать себя в роли директора продуктового магазина и поработать по специальности — программистом. Рынка, по его словам, в 2010 году ещё как такового не было. Внятную консультацию по кальянам получить было невозможно, да и их ассортимент в России оставлял желать лучшего. Но в то же время стали появляться люди, которые начали интересоваться этой восточной традицией. Их и решил взять в оборот предприниматель. «Открывшись, мы сразу стали писать обучающие статьи на тему кальяна», — вспоминает Алексей. Первые два года работы «был застой». В это время компания занималась тем, что предоставляла своих мастеров для разных заведений и мероприятий. Плюс параллельно с интернет-магазином функционировала офлайновая точка продаж на Тверской. А с 2013 года в России, по его словам, началась «кальянная революция»: в страну стало поступать всё больше разных кальянов и табаков. «Мы в неё оперативно влились и очень сильно раскачали наши магазины», — с удовольствием вспоминает Слепенков. Предпринимателю уже подготовили кальян, и его лицо то исчезает за пеленой дыма, то появляется снова. Во время курения в колбе то и дело громко бурлит жидкость. Рядом на креслах сидит компания — юноши и девушка по очереди передают друг другу трубку.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.