На российский рынок компания Unilever вышла больше 20 лет назад. Помимо офисов, здесь у корпорации находятся четыре производственных кластера: в Санкт-Петербурге делают чай, косметику и бытовую химию, в Екатеринбурге — косметику, в Тульской области — мороженое и пищевую продукцию, а в Омске — только мороженое. Всего Unilever принадлежит больше тысячи брендов, среди которых Domestos, Brooke Bond, Calve, Dove, «Чистая линия» и другие. Московская штаб-квартира корпорации находится недалеко от станции метро «Улица 1905 года», в бизнес-центре Marr Plaza (здесь также сидят сотрудники Philips). Unilever занимает четыре этажа, здесь работают члены совета директоров и сотрудники отделов маркетинга, по работе с клиентами, цепи поставок, финансов, корпоративных коммуникаций, юридического, по работе с персоналом, информационных технологий. В Омске у компании расположен финансовый и сервисный центр.

The Village побывал в московской штаб-квартире Unilever и узнал, как в ней работается.

Unilever 

производитель пищевой и косметической продукции, товаров бытовой химии

   

 unilever.ru

Количество сотрудников: 7 тысяч в России, 900 из них — в московском офисе

Площадь офиса: 8 400 м2 

 

Собеседование

Все вакансии корпорации можно найти на рекрутинговых порталах и на собственном сайте в разделе «Карьера».  Весь набор делится на два потока, один из них — программы для студентов. Для того чтобы подать заявку на участие, нужно заполнить анкету на сайте. После претендентов просят пройти нумерологический и логический тест. Время на тест ограничено — всего полчаса, за это время нужно ответить на ряд вопросов. Например, выпускникам предлагают график продаж, из которого студенту нужно сделать вывод, сколько людей и когда лучше нанять для ещё большего роста выручки. После успешного решения теста студента ждёт собеседование по телефону, а затем — асcесcмент-центр. На него приглашают до шести претендентов и такое же количество менеджеров Unilever. Студенты решают кейсы компаний, которые очень похожи на Unilever. Жюри смотрит, насколько хорошо участники решили кейс, комфортно ли им работать в команде и на что они делают акцент в работе. Если всё проходит успешно, то студентов ждёт заключительный этап — интервью с одним из вице-президентов Unilever.

Набор профессионалов тоже проходит в несколько этапов. Так же как и студентов, соискателей с опытом сначала ждёт интервью по телефону. Потом идут личные собеседования с рекрутером компании и линейным менеджером. При отборе соискателей рекрутеры обращают внимание на лидерские качества, а во время интервью моделируют различные жизненные ситуации. Например, просят вспомнить об опыте лидерства. Для менеджера по персоналу важно, чтобы примеры были не только из рабочей жизни, но и личной или учебной. Так соискатель продемонстрирует себя как разностороннюю личность.

 

 

Адаптация и обучение

Всем новичкам в первый рабочий день вручают подарки с продукцией Unilever. Адаптация новых сотрудников проходит через тренинги. Один из таких вводных курсов длится два дня. На нём выступают руководители отделов компании и рассказывают о своей работе. На такой встрече собирают не только новичков из московской штаб-квартиры, но и из региональных офисов. Второй день посвящён экскурсии на одну из фабрик. Такой курс позволяет сотрудникам увидеть компанию целиком. Плюс линейный менеджер каждого новичка составляет чек-лист, где прописывает, с кем должен познакомиться новоиспечённый сотрудник и что изучить.

Вообще, обучение в компании направлено на развитие лидерских качеств, а не стандартных менеджерских навыков. В Unilever считают, что на рынке всё так быстро меняется, что с этим могут справиться именно лидеры, а не клерки-управленцы. Поэтому в корпорации отказались от стандартной схемы, когда всех отвозят в отель, где тренер читает лекцию. Здесь людей с высоким потенциалом включают в годовую лидерскую программу. Её участники не только проходят учебные модули, но и работают над проектом в командах. Группы подбираются так, чтобы тематика проекта для сотрудника была непрофильной. Например, менеджер по персоналу может заниматься digital.

Те сотрудники, которые не попадают на эти курсы, тоже участвуют в тренингах. Директора подразделений часто выступают перед подчинёнными и обучают их. Самые популярные тренинги — про то, как эффективно управлять командой и изменениями. Сотрудники могут получать новые знания самостоятельно, например через обучающую систему онлайн.

 

 

Работа в офисе

Представители корпорации утверждают, что в части дресс-кода и режима работы Unilever — достаточно свободная организация. Строгих требований к внешнему виду сотрудников никто не предъявляет. Работать тоже можно в любое время и в любом месте, главное — согласовать график со своим руководителем. То есть сотрудник работает в удобные для себя часы, с условием, что он достигает поставленных целей и присутствует на запланированных встречах. Офис работает круглосуточно, поэтому работать можно прийти хоть ночью. Люди начинают появляться здесь с семи утра. Раньше всех приходят топ-менеджеры и сотрудники отдела финансов, около 11:00–12:00 подтягивается маркетинг.

Интерьер офиса напоминает о самых популярных брендах компании. Переговорные не только носят названия продуктов, но и оформлены в их фирменном стиле. Например, в переговорке «Балтимор» установлен стенд с продукцией и огромным макетом кетчупа, а в Domestos стоят два унитаза (но это всего лишь макеты, их нельзя использовать по назначению).

На каждом этаже офиса можно перекусить в кофе-поинтах, которые называют чайными. Обедают сотрудники в столовой бизнес-центра. Затраты на питание берёт на себя компания. На одной из стен в офисе висит большая плазма, на ней в течение всего дня показывают фотографии из Instagram с хэштегом #unileverrussia. Однажды кто-то из сотрудников, будучи в отпуске, решил подразнить коллег и весь день выкладывал фотографии с пляжа с официальным хэштегом.

 

 

Все сотрудники сидят в оупенспейсе, но не обязательно за своим столом. Многие работают на веранде девятого этажа, в кафе или из дома. За удалённую работу здесь никого не ругают. Наоборот: в компании считают, что люди эффективнее трудятся в той среде, в которой им удобно и комфортно. С той же целью в компании создано много виртуальных команд. Например, разбросанные по всему миру сотрудники могут решать общие задачи.

Пару раз в год все офисные сотрудники выходят в поля: вместе с мерчендайзером и торговым представителем они целый день работают в точках продаж: расставляют продукцию, приводят в порядок полки. В акции участвуют все, включая генерального директора. Каждый может выбрать тот магазин, который находится ближе всего к дому.

В день, когда компания запускает новый продукт, на столах сотрудников появляются пробники новинки. В Unilever вспоминают, как на запуск нового BB-крема в офис приходила визажист Елена Крыгина и проводила мастер-класс по макияжу. А во время запуска новой приправы Knorr на кухне офиса проходил кулинарный мастер-класс.

Всю продукцию Unilever сотрудники могут купить со скидкой в корпоративном магазине на девятом этаже штаб-квартиры. Этажом ниже находится корпоративный спортзал. Здесь можно позаниматься на тренажёрах и посетить бесплатные групповые занятия йогой и пилатесом.

В офисе также есть корпоративный врач. Она помогает тем, кому нездоровится, напоминает о необходимости прохождения ежегодного медосмотра, а также ведёт лекции о здоровье, правильном дыхании и питании. Рядом находится массажный кабинет, который могут бесплатно посещать все сотрудники.

У компании есть приложение, через которое можно общаться с коллегами, участвовать в опросах и предлагать идеи. За хорошую концепцию сотрудник может получить премию в 15 тысяч рублей: для этого нужно изложить идею в 100 символах и запостить в приложение, а на совете директоров из них выберут лучшую.