Как работают в OBI Праздник с медведями и курсы общения с разными людьми — The Village узнал, как работают в офисе DIY-сети
OBI принадлежит немецкому концерну OBI GmbH & Co. Deutschland KG. В России компания появилась в 2003 году, став первой западной розничной сетью товаров для дома и ремонта. Всего в России 24 гипермаркета, наибольшее их количество — восемь магазинов — находится в Москве. Здесь же расположена и штаб-квартира, в которой трудятся 400 человек. Финансовый и коммерческий департаменты самые многочисленные — около 100 сотрудников в каждом. В головном офисе также работают отделы HR, логистики, продаж, маркетинга, недвижимости и развития, юридический отдел и служба безопасности. Здесь же находится кабинет генерального директора — англичанина Иана Стрикланда.
Штаб-квартира занимает полностью 8-й и 9-й этажи, а также треть 7-го в бизнес-центре «Линкор». Добраться до него можно на бесплатных маршрутках, которые курсируют от станций «Аэропорт» и «Полежаевская». The Village побывал в центральном российском офисе OBI и узнал, как там работается.
Собеседование
Вакансии как в офисе, так и в гипермаркете можно найти на официальном сайте компании. Соискателя обычно ждёт три этапа собеседования: с рекрутером, непосредственным начальником и руководителем на один уровень выше. Прежде всего компанию интересует опыт соискателя. Ещё рекрутеры выясняют, насколько претендент соответствует ценностям компании (результат, ответственность, уважение и открытость). Они деляют это с помощью неожиданных вопросов.
«У меня на собеседовании была такая ситуация: рекрутер со мной поздоровался за руку и спросил: „А что это у вас руки холодные? Вы что, волнуетесь?“ — вспоминает сотрудница OBI. — Конечно, можно было отреагировать совершенно по-разному, например отрицать. Но я честно призналась в том, что волнуюсь, и объяснила почему». Наниматели увидели в этом открытость. На руку сыграет и хобби кандидата: в компании, работающей в сегменте DIY, ценят тех, кто любит делать что-то своими руками. Это может быть что угодно — от скрапбукинга до изготовления мебели. Здесь даже есть поговорка: «Работу и хобби совместить можно в OBI». Наличие увлечения также свидетельствует об умении соблюдать баланс личной и рабочей жизни, считают в OBI. Тестовые задания тоже бывают. Например, если кандидат претендует на должность в отделе недвижимости и развития, то ему могут предложить выполнить тест в программе AutoCAD.
OBI
сеть гипермаркетов
Количество сотрудников: 400 человек в центральном российском офисе
Площадь офиса: 5 тысяч кв. м
Адаптация
Новичка перед началом работы ждёт подарок: обычно это фирменная кружка с мотивирующим лозунгом (в зависимости от сезона её могут поменять на термокружку), флешка и ежедневник с информацией о компании. В нём же есть и план этажей и расположения на них отделов — новому человеку не так-то просто сориентироваться на трёх этажах центрального офиса. Знакомятся с сотрудником все отделы по-разному. Например, в HR-отделе при знакомстве все встают в круг, представляются и рассказывают о себе и своих обязанностях.
Новому сотруднику назначают двух наставников: один — коллега из отдела, который будет рассказывать про работу, второй — OBI Friend — будет заниматься социализацией новичка и помогать ему влиться в новый коллектив. «ОБИ-френды» — это самые общительные и дружелюбные люди в компании. Их выбирают руководители и HR-специалисты.
Новички проходят несколько тренингов. Первый — «Добро пожаловать в OBI» — ведут внутренние тренеры, которые рассказывают о компании. Второй тренинг — «Живём ценностями OBI» — проводит директор по персоналу — член совета директоров. Он интерактивный и знакомит новичка с корпоративной культурой, миссией и ценностями. Ценностям тут посвящена целая игра: все делятся на четыре команды, каждая получает одну из четырёх корпоративных ценностей и журналы, из которых надо сделать коллаж, отображающий её.
Что касается работников магазинов, то они проходят недельное обучение в «Школе сервиса». Она находится в Химках, на территории гипермаркета «OBI Химки». Здесь новички узнают об особенностях компании, начиная от корпоративной культуры, истории и заканчивая бизнес-процессами, правилами презентации товара и его выкладки.
Обучение
Все сотрудники, прошедшие испытательный срок, два раза в год проходят оценку персонала, по результатам которой составляется индивидуальный план развития. Помимо развивающих задач, в него входят курсы, которые должны помочь их решить.
К примеру, здесь есть программа для менеджеров «Зеркало». Она обучает тому, как общаться с разными людьми. Тренинг строится на системе тестирования личности Myers-Briggs Type Indicator. Каждый участник проходит тестирование, которое выявляет, к какому из 16 типов личности он принадлежит. А потом все участники учатся находить подход к человеку с любыми особенностями характера.
Тренинги Silver (для специалистов) и Gold (для менеджеров) состоят из нескольких блоков, которые длятся в среднем около года. В компании стараются распределять мероприятия в течение года так, чтобы сотрудник успевал и учиться, и работать. У разных отделов в течение года также обязательно проводятся специализированные тренинги. В компании отмечают, что, несмотря на кризис, они не урезали количество тренингов, наоборот, увеличили их на 10 %. В течение года на каждого сотрудника приходится более 22 обучающих часов.
Работа в компании
В компании гибкий график, несмотря на то что есть общее правило работы с 09:00 до 18:00 и в офисе установлена система учёта рабочего времени. За опоздания на работу никто не ругает.
Дресс-код в компании нестрогий, а в конце недели есть правило Casual Friday. Жёсткого времени, отведённого на обед, в офисе нет. Многие сотрудники придерживаются правильного питания, поэтому приносят еду с собой. Так делает и генеральный директор, который поддерживает здоровый образ жизни, увлекается бегом уже более 15 лет и даже участвует в благотворительных марафонах.
Разогреть еду можно на кухнях, которые есть на каждом этаже. Помимо микроволновки, здесь стоит холодильник и посудомоечная машина. На стене установлена плазма с корпоративным телевидением OBI TV. Здесь показывают новости компании, интервью сотрудников и обучающие ролики. Например, крутят сюжеты про правила поведения в компании, снятые в стиле вредных советов Сержа Горелого из Comedy Club.
Те, кто не принёс с собой заветный контейнер, могут пообедать в столовой бизнес-центра на минус 1-м этаже или в фуд-корте ТЦ «Авиапарк», который находится через дорогу от «Линкора». Расходы на питание OBI частично компенсирует офисным сотрудникам, а работникам супермаркетов предоставляет бесплатные обеды.
OBI оплачивает и занятия английским языком для рабочих нужд. Но обычно то, что достаётся бесплатно, сотрудники не ценят и пропускают занятия. Чтобы это исключить, в компании ввели такую схему: в начале курса с сотрудника удерживают его стоимость. После того как работник прилежно посещает все занятия и сдаёт итоговый тест, 70 % суммы возвращается. В одной из переговорных проходят занятия йогой. Сотрудники сами договорились с тренером, который два раза в неделю в 7 утра проводит классы.
Традиции и праздники
Помимо летнего и зимнего корпоративов, в OBI отмечают ещё несколько значимых дат. Одна из них — День «Спасибо» 14 февраля. В компании решили, что рабочая обстановка не очень способствует валентинкам, поэтому пошли другим путём. В этот день у сотрудников есть возможность сказать слова благодарности друг другу. Для этого в каждом отделе на стену прикрепляют большое сердце, а на стол каждому кладут стикеры. На нём можно что-то написать коллеге и прикрепить на общее большое сердце. В начале дня на общую почту приходит письмо от генерального директора, который благодарит всех за хорошую работу.
Второй по величине праздник — День признаний. В этот день в компании чествуют лучших сотрудников по итогам прошлого года. Каждый отдел сам их номинирует, а победителям дарят сертификаты в формате DIY. Например, он может быть в виде кисти или пилы. Праздник проходит в стиле какой-либо из стран. В прошлом году была Италия, поэтому у входа сотрудников встречал мотороллер Vespa 60-х годов и все угощались мороженым. А в этом году праздник был в русском стиле — медведи, блины, гармонисты и частушки.
В компании также проводят Pizza Day. Это общая встреча всех сотрудников, на которой гендиректор рассказывает о результатах, новых проектах и новостях. После собрания всех угощают пиццей: обычно на 400 человек уходит 70–80 пицц. В этот же день проходит награждение давних сотрудников, которые проработали в компании пять и десять лет. Им вручают подарочные сертификаты в гипермаркеты OBI: 10 тысяч рублей получают те, кто проработал пять лет, а 25 тысяч рублей — ветераны с 10-летним стажем.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.