Фотографии

яся фогельгардт

Бюро Wowhaus основали два архитектора — Дмитрий Ликин и Олег Шапиро — в 2007 году. Обновлённая Крымская набережная, Зелёный театр ВДНХ, институт «Стрелка», Электротеатр «Станиславский» и другие знаковые для Москвы проекты — их рук дело. В новый офис в Центре дизайна и архитектуры Artplay команда Wowhaus полностью перебралась в ноябре прошлого года: летом нашли площадку, быстро сделали проект и ремонт и начиная с октября стали перевозить свои вещи. Раньше архитектурное бюро занимало помещение на «Красном Октябре»: офис был уютным, но в то же время достаточно маленьким и перегруженным. Редакция The Village сходила в гости к бюро и узнала, как команда себя чувствует на новом месте.

Wowhaus

архитектурное бюро

   

 wowhaus.ru

Количество сотрудников:
60 человек

Площадь офиса: 1035,1 м( в том числе площадь антресоли 177,9 м2)

Как устроен офис

Сотрудники Wowhaus сидят на четвёртом этаже строения номер 9: на первый этаж приезжает узкий тёмный лифт, снаружи раскрашенный в стиле Пита Мондриана. В офисе, наоборот, очень светло благодаря огромным окнам (некоторые из них выходят на железную дорогу) и просторно. Несмотря на двухкамерные стеклопакеты, проезжающие мимо составы кое-где, конечно, слышно, но сотрудников это не напрягает: по их словам, в сочетании с отличными видами на закаты они создают очень даже романтичную атмосферу.

Офис занимает два этажа: первый, где работают архитекторы, менеджеры проектов, инженеры, генпланисты, и второй, мансардный (в бюро его называют антресоль), где сидит бухгалтерия, несколько технических служб, пиар-агентство «План Б». Всего в офисе работают около 60 человек (больше всего — 32 — конечно, архитекторов). Если пройти от входа прямо, мимо стойки ресепшен, то можно попасть в кабинет основателей проекта и генерального директора Wowhaus Анны Ищенко — все они сидят вместе.

В кабинете очень солнечно, есть стол для переговоров, но главная достопримечательность — не он, а рабочий стол Олега Шапиро. Тяжёлый, с толстыми резными ножками, столешница обтянута сукном изумрудного цвета — стол похож скорее на бильярдный, чем на рабочий. Во главе стоит миниатюрный состав из вагонов. Всё остальное в офисе лишено таких излишеств и выполнено в сдержанном минималистичном стиле. Серый, белый, чёрный — основные цвета пространства, их редко разбавляет оранжевый (им выкрашены стены макетной мастерской, он проскальзывает кое-где на картинах, которые висят в офисе).

Сотрудники на первом этаже размещаются в огромных фанерных боксах, которые выполняют роль и стен, и потолка. Места в нем занимают не коллеги по проектной команде, как это принято в бюро. Каждый сидит на месте, который он выбрал ещё до переезда, независимо от того, каким проектом и в какой команде они сейчас заняты. Здесь много переговорок, которые можно трансформировать и в рабочие зоны.

 

 

На первом этаже есть маленькая кухня, где можно выпить кофе или чая, разогреть еду, принесённую с собой, в микроволновке или оставить её в холодильнике. Рядом — гардеробная, в которой есть индивидуальные ячейки для каждого сотрудника. Второй и первый этажи, кроме центральной лестницы, соединяет пространство-амфитеатр: несколько крутых ступеней, на которых можно сидеть. Если нужно объявить что-то важное, то руководители встают внизу, а команда рассаживается на ступени амфитеатра (там могут уместиться до 30 человек). На первом этаже, рядом с гардеробной есть библиотека с журналами и книгами об архитектуре и мягкие кресла, в которых можно посидеть и почитать.

Неподалёку от центральной лестницы, ведущий на антресольный этаж, расположен длинный стол. За ним можно поработать в одиночку, если хочется большего уединения, или, наоборот, можно занять его всей командой, разложить чертежи и начать обсуждать проект. Сейчас за ним сидит девушка с ноутбуком — одна из восьми интернов бюро.

Как попасть на работу

«Здравствуйте, я молодой архитектор и очень хочу у вас работать», — письма примерно такого содержания, по словам генерального директора Анны Ищенко, приходят на почту бюро постоянно. Отдела персонала здесь нет, поэтому сотрудников набирают все, кому в команду нужно подкрепление. Отвечают не всем, а только тем, у кого хорошее портфолио. Некоторые претенденты просто вписывают своё имя с фамилией в форму на сайте, прикрепляют две-три картинки. В бюро сейчас есть несколько архитекторов, которые попали на работу именно таким образом. Но основная масса сотрудников — это знакомые знакомых: рынок профессионалов очень узкий, и, как правило, все друг друга знают.

Кроме того, в феврале бюро приняло интернов на трёхмесячную программу, чтобы попробовать их в деле: поначалу сложно понять, что на самом деле умеет новичок. Это не студенты, а архитекторы либо совсем без опыта, либо с очень небольшим стажем. Все они работают над реальными проектами целый рабочий день. Правда, им платят минимальную зарплату, которую по уровню можно сравнить с повышенной стипендией. Сколько из них получат желаемую должность в бюро — непонятно. В апреле, когда интернатура закончится, руководители оценят уровень проектов, вклад интернов и примут решение. Те, кто не получат место в штате, попадут в лист ожидания. По словам гендиректора, сейчас компания участвует во многих тендерах, и если удастся выиграть, то понадобится действительно много новых людей. Помимо работы над проектами, интерны ездят на разные архитектурные объекты и обсуждают их на месте с куратором.

«Обычно мы берём человека, когда уже пожар и нужно срочно спасать. Тут нет времени на разгон», — рассказывает Анна. Новичков тут сразу загружают работой.

 

 

 

Как устроена работа над проектом

В бюро есть четыре команды — каждая со своей специализацией. Например, группа под руководством Михаила Козлова занимается Политехническим музеем, Электротеатром «Станиславский» — в основном берут большую архитектуру и реконструкцию. Группа Алёны Зайцевой занимается проектами благоустройства, как городскими, так и коммерческими.

 Например, именно они работали над «Фермой» на ВДНХ, сделали концепцию веломаршрута «Зелёное кольцо», сейчас будут работать над частью Олимпийского парка в Сочи. Эта же группа плотно взаимодействует с «КБ 23», которая проводит социальные исследования. Например, они изучают контекст места — социодемографический профиль людей, которые там находятся и являются потенциальными посетителями, градостроительный контекст — что в этом районе есть и чего не хватает.

Группа Анны Родионовой сейчас ведёт проект детского зоопарка. В целом архитекторы из этой команды любят детскую тему. И последняя команда под руководством Дарьи Мельник занимается объёмным проектированием, в работе сейчас проект Багратионовского рынка.

И, когда появляется новый проект, руководители оценивают загруженность и специализацию каждой группы и отдают кому-то из них в работу. Если рук не хватает, то на работу нанимают новых людей. Дмитрий Ликин и Олег Шапиро подключаются к проектам на начальном этапе: рассказывают о проекте, целях заказчика и делятся своими идеями. Важно, чтобы все члены команды принимали участие в обсуждении. Если идея кажется неуместной, то её критикуют, но, как говорят сотрудники, критикуют не столько по творческому критерию, сколько по реализуемости. Конечно, из-за большого количества проектов основатели не могут принимать активное участие на каждом этапе, поэтому большая часть выполняется командами самостоятельно. В среднем они могут работать над одним проектом около года или даже больше. Зависит это от многих факторов, например, в случае с благоустройством много времени уходит на согласования. 

 

 

Режим работы и развлечения

Все работают по-разному. Инженеры — люди дисциплинированные, и они стараются появляться на работе ровно в 09:00 и уходить в 18:00. Архитекторы приходят часам к одиннадцати, а уходят после восьми или девяти вечера. Как рассказывает Анна Ищенко, дело в том, что работа бесконечная, нет такого момента, что сотрудник всё сделал и теперь может идти домой. «Каждый понимает, что он сделал что-то на сегодня, а завтра с той же точки нужно продолжать», — объясняет она. Если близится сдача проекта, то сотрудники могут задержаться до полуночи. На этот случай в проекте офиса даже предусмотрены спальные места, обустройство которых скоро должны закончить.

Все сотрудники обращаются друг к другу на «ты», новенькие сначала пытаются говорить «вы», но потом через какое-то время переучиваются. Анна признаёт, что сейчас архитекторы стали всё больше работать и меньше отдыхать. Но в бюро есть и свои традиции. Среди таких — празднование Нового года в свежепостроенном объекте бюро. В разные годы его отмечали в Электротеатре «Станиславский», ресторане «ЦДЛ», а в этом году решили остаться в офисе. На Масленицу в бюро устраивали дегустацию: сотрудники несли блины, а руководство обеспечивало алкоголь и разные начинки. Летом, на день рождения Олега Шапиро, все собираются у него на даче: играют в футбол, плавают в бассейне.

Утром в 09:30 на первом этаже сотрудники занимаются йогой: оплачивают работу тренера всей группой. А недавно несколько архитекторов пошли в мастерскую Гоголь-центра. Летом часть команды ездит заниматься яхтингом под руководством уже бывшего архитектора Ольги Хохловой. Есть проект «Кони на балконе», который ведут сотрудники бюро Белла Филатова и Анна Родионова. Это клуб, в котором дети в выходные занимаются творчеством — мастерят арт-объекты, выращивают растения и занимаются многими другими интересными вещами.

«У нас нет специальной программы счастья, — говорит Анна Ищенко. — Мы стараемся не превращаться в корпорацию и не расписывать всё в программе на год. Мы за то, чтобы процесс шёл органически». И вспоминает историю, как они с Олегом Шапиро поехали на встречу в какой-то проектный институт, сотрудники которого сидели в обычном бизнес-центре: безликие коридоры, бесконечные двери. «Все архитекторы, которые буду жаловаться на жизнь, будут отправлены сюда в наказание», — резюмировал Шапиро.