«Как я стал завучем сельской школы» Участник программы «Учитель для России» — о трех попытках работы в школе, обидном прозвище и нежелании носить галстук
«Приезжайте в пятницу, у меня как раз будет выходной», — говорит Олег Симонян, когда мы просим его об интервью. Мы два часа едем под Звенигород, но не застаем Олега на месте: его срочно вызвали в районное управление образования. С этого сентября Симонян вдобавок к ведению уроков русского, литературы и классному руководству работает завучем Каринской среднеобразовательной школы. Здесь учится чуть больше 200 человек, а в классе одной параллели всего восемь учеников.
В сельской школе Олег начал работать два года назад, с первым набором программы «Учитель для России». Ее участники — выпускники ведущих российских вузов, прошедшие отбор, — на два года становятся учителями самых обычных школ в Московском и Калужском регионах, Воронежской и Тамбовской областях. В этом году программа объявила очередной набор. Для молодых учителей проводят тренинги, им доплачивают — стипендия программы составляет 20 тысяч рублей в месяц. По прошествии двух лет можно сменить место работы, а можно остаться в школе, как это сделал Симонян.
Он приезжает с совещания в бирюзовых брюках и модном бомбере. Директор улыбается: «Олег Олегович, вы бы, может, хоть пиджак надели, недавно же купили красивый». Но ему некогда соблюдать дресс-код: через несколько часов вернутся ученики. Они давно просили провести вечер в школе, и администрация решила сделать настоящий праздник. Директор будет устраивать представление, а Олегу Олеговичу надо успеть дать интервью и приготовить бургеры. The Village спросил, как готовить к ЕГЭ, выстраивать доверительные отношения с учениками, реформировать школьное образование и не перегореть.
Фотографии
«Проработал полгода и сбежал»
То, что хочу быть учителем, я решил в девятом классе. И на филфак решил поступать осознанно. В семье ни одного учителя не было: мама всю жизнь экономист, брат — экономист, папа — автослесарь. Знакомые говорили: «Для чего тебе в школу, там же ни зарплаты не будет, ничего». А я искренне верю, что учителем либо рождаются, либо никак. Это точно не та работа, где можно заработать, не то место, куда можно приходить, не имея желания, потому что не выдержишь просто. Ничего выгодного нет, есть только собственный драйв.
Я учился в Ставрополе на филолога-преподавателя. На четвертом курсе первый раз пошел в школу — проработал полгода и сбежал. На память о первой школе остался шрам: как-то я вышел в коридор, смотря в журнал, и врезался в девятиклассника. Было плохо, трудно, я похудел на 25 килограммов. После того первого опыта я три года избегал школы, а от запаха крашеных стен у меня до сих пор кружится голова.
Это была сложная школа. Мне сразу дали девятый класс с экзаменами, маячившими в конце года. И не сказать, чтобы за это полагалась суперзарплата — 6 300 рублей, примерно так. В сентябре я пришел, а в январе вдруг понял: все, больше не могу работать. Как сейчас помню крики директора: «Я молодых беру, доверяю вам, а вы!» Восемь раз рвали мое заявление об уходе. И дети тогда сложными казались. Это сейчас я понимаю, что все дети примерно одинаковые. А тогда у меня была неверная установка. Я пришел и думал, что сейчас все меня начнут любить. А они не любят. Ничего не получилось в общем.
Потом я три года работал экономистом в статуправлении. Дослужился до начальника сектора и думал, что всю жизнь буду работать в экономике. Карьеру буду делать, класс. В девять часов приходить, а в 18 уходить, класс. В то время я научился готовить, отучился на курсах парикмахера и параллельно подрабатывал в салоне, стриг людей. Занимался собой, класс. А потом проснулся в январе и понял, что я не туда хожу, трачу жизнь не на то и хочу обратно в школу. Через две недели я пришел во вторую в своей жизни школу. Помню этот день: зима, темно, парты со стульями, построение детей (а это была кадетская школа)... И вот я сижу и думаю: «Господи, что же я делаю». Было страшно, как в первый раз.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.