Производитель резинового покрытия для детских площадок Валерий Митякин одержим идеей благоустройства всех дворов и парков в России. Четыре года назад он создал вторую компанию и занялся укладкой бордюров, сделанных не из камня или кирпича, а из специальной бетонной смеси.

Американская машинка, усовершенствованная самим Митякиным, способна создать любую конфигурацию ограждения для клумбы или газона. Митякин зарабатывает тем, что продаёт машинки, расходные материалы и право пользоваться брендом «Мастербордюр» по франшизе.

 

Сфера деятельности

Производство, франчайзинг

Дата старта

2009

 

Бюджет на запуск

$70 000-80 000

Сайт

masterbordur.com

 

Валерий МИТЯКИН

Соучредитель компании «Мастербордюр»

Идея

У меня инженерное образование, я получал его в РУДН (тогда ещё УДН), и там приходилось усердно изучать языки — это мне здорово помогло. Я знаю английский, испанский и португальский. Помимо «Мастербордюра» у меня ещё два проекта: производитель резиновых покрытий из крошки для детских и спортивных площадок MasterFiber и компания «Сумасшедшая наука», устраивающая интерактивные шоу для детей, которые сочетают в себе образовательные и развлекательные элементы. 

Я не раз был в Америке, это очень ухоженная страна. Я много наблюдал и пришёл к выводу, что именно бордюры создают такое впечатление. Когда клумбы огорожены, это вызывают ощущение опрятности участка. Я подумал: а почему в нашей стране такого нет? Мне показалось, что такие бордюры будут востребованы.

Для начала я залез в интернет и проверил, кто занимается подобными монобордюрами. Изучил рынок, нашёл лучшего, на мой взгляд, американского производителя, нашёл потенциального партнёра и начал с ним сотрудничество. Вместе мы съездили в США на обучение, чтобы понять технологию, и, потренировавшись в создании монобордюров, в 2009 году начали бизнес в России. 


 

Франчайзинг

Основную долю дохода сейчас составляет франчайзинг — он приносит примерно 60-70% выручки. Стоимость франшизы в зависимости от пакета — 1,2-1,9 млн рублей. Ежемесячные роялти в зимний период составляют 2 000-3 000 рублей, в летний — 12 000-13 000 рублей. Мы оценили объём рынка: сколько бордюров производится в России и в остальном мире, чтобы понять, как пойдут продажи. Оказалось, что потенциал достаточно большой, но есть свои нюансы. К примеру, мы вычислили, что франшиза может окупиться за год в случае, если произвести девять километров бордюра. Для этого необходимо, чтобы был спрос, а достаточный его уровень может быть только в городах с населением минимум 300 000 человек. В города с меньшим населением мы не продаём франшизу. Покупая нашу франшизу, партнёр получает инструкцию построения бизнеса с нуля, то есть подробный бизнес-план, объяснение технологии производства, а также оборудование и стартовый капитал для первого объекта (клумба или газон, огороженный бордюром).

 

 

Мы постоянно объясняем, в чём фишки нашего бордюра,
кроме того, что он хорошо выглядит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чаще всего франшизу хотят купить предприниматели, у которых уже есть бизнес, а часто и не один. Многие из наших клиентов уже имеют положительный опыт работы с другими франшизами. Новички в бизнесе приходят редко. На данный момент у нас уже около 30 региональных партнёров по России и около пяти-шести в странах СНГ.

Чтобы нашим франчайзи было проще начинать работу, мы прошли аккредитацию в проекте Сбербанка «Бизнес-старт». Если у компании она есть, то франчайзи может быстрее и легче получить кредит на развитие бизнеса. Для банка этот проект выгоден тем, что снижаются риски при финансировании франшизы. Для нас же это лишний PR, так как мы входим в список франшиз, прошедших аккредитацию, размещённый на сайте Сбера. Пройти эту аккредитацию не сложно, хотя нужно собрать действительно много бумаг.

 

Деньги

Вместе с партнёром мы вложили примерно $70 000-80 000. Отбить затраты нам удалось только через 2,5–3 года, пришлось потратить время на продвижение бренда и на то, чтобы познакомить рынок с нашей технологией. Сейчас годовой оборот компании примерно $1 млн, прибыль — примерно $400 000.


 

Продвижение

Мы постоянно объясняем, в чём фишки нашего бордюра, кроме того, что он хорошо выглядит. К примеру, в сравнении с обычными блоками на наш бордюр проще заехать машинам из-за покатой формы. У нас даже есть ролик, где демонстрируется, что бордюр спокойно выдерживает вес джипа.

При старте любого проекта сначала нужно найти линии коммуникации и понять, какая подойдёт больше. Что это такое? Когда ты посылаешь сообщение и получаешь ответ, значит, линия коммуникации налажена. Мы использовали несколько вариантов: базу данных «Почты России», рассылку по e-mail и специализированные сайты с площадкой для продажи франшиз. Нам больше всего помог последний вариант: реклама охватила наиболее широкий круг потенциальных покупателей. Но такие сайты тоже бывают разными, и далеко не все работают хорошо. Чтобы не потерять деньги, нужно обязательно отслеживать продвижение рекламы. 

Ещё одним способом продвижения своего бренда для нас служило участие в телевизионных программах «Фазенда» и «Дачный ответ». Мы бесплатно предоставляли свои услуги, а взамен получали поддержку бренда. Это выходило намного дешевле и эффективнее, чем просто рекламный ролик. К тому же участие в передачах обеспечивает ещё и PR: продвигается не просто компания, а сама тема «ажурных» бордюров. Наши франчайзи очень ценят такой подход. 

 

 

Своим клиентам мы советуем прийти к мэру или к его заму, который отвечает за благоустройство, и предложить ему сделать подарок для города. Можно, например, сделать красивую клумбу. Отказаться мэр не сможет: это глупо, ведь человек предлагает обустроить город за свой счёт. Как правило, под такие проекты выбирают хорошее место в центре города. Так у нашего партнёра появляется первый объект. Подобный опыт даёт знакомство с первыми лицами города, объект, который у всех на виду, социальную базу — всё вместе можно назвать хорошим стартом для бизнеса. Потраченных денег не жаль.

Мы постоянно придумываем разные мероприятия. Недавно прошла акция под названием «Похороны бордюра». У меня возникла мысль о том, что неплохо бы объявить, что продукт в виде этих больших бордюрных блоков устарел, и мы его похороним. В Москве есть такой конкурс, называется «Московский дворик», на лучший двор столицы. Мы нашли одного кандидата, который участвовал в конкурсе, потенциального победителя (в итоге он и занял первое место). Этот дворик и стал местом для похорон бордюра. Мы пошли в префектуру, получили разрешение для проведения мероприятия. Мы сделали приглашение/билет на похороны, разослали по людям, которые потенциально могли бы стать нашими клиентами (по управам, к примеру). На приглашении нарисовали скульптуру, которая грустно смотрит на бордюр и говорит: «Прощай, серый уродец». Во дворе мы устроили праздник: привезли туда шоколадный фонтан, угощали всех жителей фруктами с шоколадом. Собралось много журналистов, даже несколько телекамер. Мы с моим партнёром со скорбным видом положили блок бордюра в яму, закончилось всё тем, что девочка с детским совочком после того, как блок зарыли, постучала по земле лопаткой.

 

Планы

Мы планируем охватывать всё больше городов и стран СНГ, продавать больше франшиз. Ещё одна задача: научиться побеждать в гостендерах. Недавно мы упустили очень хороший контракт, работу с Парком Горького в Москве. Хотя наше предложение было конкурентным по цене, предпочтение отдали производителям обычных бордюров. Значит, нужно заводить больше связей и быть ещё более доступными по ценам.

Фото: Антон Беркасов

Текст: Полина Коршунова