Radario: Софт для продажи билетов без посредников Сергей Сучков изучил рынок мероприятий изнутри и понял, чего на нём не хватает больше всего.
Предприниматель Сергей Сучков, владелец event-агентства, три года назад решил расширить поле деятельности и заняться технологическим бизнесом. Вместе с партнёром Антоном Брянцевым он стал тестировать несколько концепций,
пока не остановился на билетном сервисе. Продажа электронных билетов оказалась неперспективной затеей, и Сучков, опираясь на знание индустрии развлечений, сделал программу по управлению билетным хозяйством для концертных площадок, промоутеров и театров. Выручка проекта — $1 млн в месяц.
Сфера деятельности:
Разработка и реализация программных решений для продажи билетов
дата старта:
2012 год
Сергей СУЧКОВ
Сооснователь Radario
Как всё начиналось
Я занимаюсь бизнесом уже около десяти лет. Раньше я работал в коммуникационном агентстве SPN Ogilvy в питерском офисе. Оттуда мы с другом ушли в 2008 году и стали делать своё ивент-агентство. Сейчас в нём работает 30 человек: 15 в Москве и 15 в Питере. Среди клиентов — МТС, ВТБ и другие крупные компании.
Когда к 2010 году в агентстве сформировалась сильная команда, появилось время и силы заняться каким-то новым проектом. Я думал о технологическом бизнесе, связаном с интернетом. В начале 2011 года начал искать партнёра, который заведовал бы технологической частью. Я нанял консультанта, мы написали тестовое задание и просмотрели человек десять, прежде чем появился Антон Брянцев, теперь он — сооснователь Radario.
К концу 2011 года мы с Антоном окончательно сформировали наш тандем, нашли людей, стали делать некие прототипы и тестировать их. Сначала была идея делать сервис, с помощью которого человек может виртуально присутствовать на разных конференциях, но Антон её отмёл — слишком дорого собирать контент. Потом думали о геолокационном сервисе для маленького ритейла, но пришли к выводу, что будет слишком дорого привлекать клинетов.
Тут всплыла моя старая идея билетного сервиса. Мы решили делать нормальный электронный билет на концерты и события. Чтобы всё было по-европейски, но, с другой стороны, чтобы промоутер и организатор не пугались нового подхода. К апрелю — маю 2012 года мы пришли к билетной истории.
Концепция и её трансформация
На старте у нас получился агрегатор электронных билетов на концерты. Тогда мы были первыми в Санкт-Петербурге с мобильным приложением, онлайн-покупкой и так далее. Первым партнёром стал клуб А2, его сотрудники стояли на входе с нашими модными сканерами и проверяли билеты по штрихкоду, было очень стильно. Тут большие игроки опомнились и тоже начали внедрять похожие истории. Мы поняли: либо нам нужно вложить очень много денег в маркетинг, либо трансформироваться. Мы начали общаться с игроками рынка, выяснять, чего не хватает, какие есть проблемы, каких решений нет.
Рынок устроен так: есть большие билетные операторы — Kassir.ru, Concert.ru, «Контрамарка», есть театры, которые ведут своё билетное хозяйство на софте 80-х годов, есть промоутеры, которые тоже должны сами вести своё билетное хозяйство, но у них нет ни софта, ни денег. Поэтому они отдают вести свои билеты операторам за некую плату. То есть операторы берут сначала плату за то, что хранят у себя данные о билетах, а потом берут процент за то, что эти билеты продают.
Мы сказали: «Бинго! Нужно дать людям инструмент, полноценный облачный софт, для того чтобы концертные площадки, театры и промоутеры могли вести своё билетное хозяйство и подключать к нему все ресурсы продажи: сайты, мобильные приложения, группы в соцсетях». Они могут заводить в нашу систему не все билеты, могут часть билетов сами отдавать операторам, а могут отдавать с помощью нашей системы — для этого тоже есть функционал.
В июле 2012 года мы открылись, доработали до ноября, поняли, что нужно трансформировать сервис. До февраля 2013-го мы писали платформу и запустили к марту.
У нас в разработке 12 человек работает постоянно и три программиста на аутсорсе. В Питере у нас расположены разработка и маркетинг, в регионах — продажники и бухгалтерия, которая ведёт документооборот. Всего в компании 25 человек, включая службу техподдержки.
Мы работаем с разными партнёрами — концертными площадками, выставками, промоутерами музыкантов. Всего их около 300. Театры — самый большой рынок по объёму в России, он в два раза больше рынка концертов. В Питере мы взяли почти все театры под нашу опеку. Клиентам не нужно платить за софт, обслуживание и техподдержку. Всё, что мы берём — фиксированный процент, 1,5%–5%, — с продажи билетов.
Всем партнёрам мы даём решения для продажи билетов на входе мероприятия. Даём возможность открыть собственную билетную кассу на сайте исполнителя или мероприятия и первыми в России внедрили покупку билетов через приложение «ВКонтакте». Причём примерно 25–30% мы продаём именно через соцсети.
Проекту в июле будет два года, в соцсетях мы запустились через несколько месяцев после старта.
Деньги
Мы c Антоном вложили $200 000, этого хватило на запуск первого варианта билетного сервиса. Нам не годилась удалённая разработка — мы наняли несколько хороших специалистов, им нужно было платить зарплаты. Плюс штат рос за счёт специалистов по маркетингу и продажам. Даже то, что мы работали в Питере, не спасало. Здесь зарплаты в 1,5–2 раза ниже, но денег всё равно не хватало. Мы начали искать инвестора.
На старте у нас получился агрегатор электронных билетов
на концерты. Тогда мы были первыми в Санкт-Петербурге
с мобильным приложением
Я походил по фондам — они просили показать интерес со стороны клиентов и рост аудитории, этого я показать без денег не мог. В итоге нашлись частные инвесторы, которые предпочитают не раскрывать свои имена. Они вложили $1,2 млн. Мы всё ещё тратим эти деньги, и нам их хватит до конца года, чтобы выйти в Европу. После этого, вероятно, понадобится ещё один раунд. Там будет много затрат на юридическое сопровождение контрактов, и порядок зарплат sales-менеджеров там выше, чем в России. К тому же мы гарантируем круглосуточную службу поддержки. То есть покупатель билета контактирует не с организатором, а с нами. Такую придётся создавать и в Европе.
Средний оборот вышел на уровень $1,1 млн в месяц. Так мы зарабатываем в течение примерно шести месяцев, и по итогам года ждём выручку в $12 млн. При этом мы обслуживаем дай бог если 1,5% рынка. То есть будем расти.
Продвижение
Продвижение традиционными путями в нашем деле бессмысленно. Работают только прямые продажи: звонки, встречи с потенциальными партнёрами и обучающие конференции с теми, кто уже работает на нашем софте, и теми, кто только собирается или продумывает. Конечно, Россия — такая страна, где очень важны отношения, дружба, связи. Поэтому я стараюсь нанимать на работу тех, кто давно работает в индустрии.
Промоутеры и театралы считают, что к ним приходят очередные билетчики, которым нужно давать квоту. Нам квота совершенно не нужна. Да, на «Кассире», «Концерте» и «Контрамарке» вы тоже можете продавать билет. Но вы отдаёте им свою аудиторию, которую можете оставить у себя и использовать — делать рассылки, анонсировать мероприятия, предлагать купить сувенирку, запускать программы лояльности. Когда вы ставите на афишу билетного оператора, вы дарите им аудиторию и сами же потом им платите, зачем вам это нужно? «Вот в чём соль!» — удивляются они.
Сейчас мы можем вести не только билетное хозяйство, но и весь мерчандайзинг. То есть продавать майки, кепки, цифровой контент. Всё, на чём зарабатывают артисты. Впрочем, нам не многие доверяют продажу билетов целиком. У нас только безналичный расчёт, а многим, особенно концертникам, всё-таки нужен кэш. Особенно в регионах.
Планы
На американский рынок мы планируем выход этой осенью, ведём переговоры с топовыми российскими артистами в рамках их турне. Официально стартуем в Европе в июне 2014 на международном цифровом фестивале Futur en Seine в Париже, так же в процессе переговоров с партнёрами в северной Европе. У нас нет предела по географическому развитию. Думаю, что и в Европе, и в Штатах мы найдём себе место.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.