Муж и жена, Таисия Богатырёва и Денис Гутов, создали первую в России открытую мастерскую «Класс труда» — коворкинг для хендмейдеров, в котором есть всё необходимое: и рабочие места, и инструменты, и полезные контакты. Предприниматели не прогадали, поставив на бизнес-модель, успешно работающую в США. Оказалось, что и в Санкт-Петербурге достаточно как мастеров в поисках рабочего пространства, так и людей, которые хотят научиться работать руками. «Класс труда» славится душевной атмосферой и отсутствием всякой предвзятости: девочки здесь учатся строгать, мальчики — делать украшения, офисные сотрудники — лепить из глины. Тая и Денис следят за порядком, разрешают конфликты и заботятся о том, чтобы у их резидентов было не только рабочее место, но и возможность заработать благодаря своему труду. 

мастерская «Класс труда»

Сфера деятельности: коворкинг-мастерская

Дата старта: 2013 год

Затраты на старт: 100 тысяч рублей

Адрес: Газовая ул., 10

 Vk.com/true_da 

 

 Таисия Богатырёва
и Денис Гутов

основатели

Как всё начиналось

Однажды Тая увлеклась хендмейдом и за неимением другого подходящего места в доме устроила свою творческую мастерскую на кухне. Работала она в основном по ночам, так что, когда Денис рано утром приходил завтракать, кухонный стол часто был в полном беспорядке, а по полу были разбросаны булавки.

Когда у тебя нет отдельной комнаты для мастерской, твоё увлечение становится проблемой для близких, так как твои вещи постоянно кому-то мешают, их приходится перекладывать, в процессе обязательно что-нибудь теряется. Мы подумали, что наверняка с такой проблемой сталкиваемся не только мы. Многие творческие люди мучаются в неподходящих условиях, а возможностей арендовать собственную студию у них нет, так как это дорого. Мы решили проверить, есть ли в городе коворкинги, куда можно было бы прийти работать хендмейдеру, и удивились, когда поняли, что никто пока ничего подобного не придумал.

Самый продвинутый из всех существовавших вариантов заключался в том, что несколько мастеров в складчину арендовали одно помещение, где вместе работали. Но у этого варианта было слишком много рисков — могли испортиться личные отношения, возникнуть конфликты на почве денег.

Один наш товарищ подсказал нам, что в Штатах есть компания, работающая по интересующей нас модели, — TechShop. Мы зашли на их сайт и поняли, что это именно то, что мы хотим сделать. TechShop — это, по сути, огромный цех, в котором сосредоточено множество инструментов и технологическое оборудование, всё необходимое — от лобзика до лазерной машины. Клиенты покупают абонемент и получают доступ к станкам и рабочим столам. Увидев работающую бизнес-модель, мы решили не изобретать велосипед и просто попробовать её у нас. Технически мы пока сильно отстаём от американского аналога, но мы не переживаем — сейчас у них 11 филиалов по стране, но они когда-то начинали с небольшой мастерской. Мы перестали волноваться насчёт успешности модели уже через три-четыре месяца после открытия. 

 

 

 

Резиденты

Изначально мы, конечно, не были уверены, что что-то получится. Мы арендовали часть заводского помещения, сами сделали в нём ремонт, но, не сойдясь с владельцем в вопросе цены, переехали в новое помещение, где сейчас и находимся. Больше всего мы боялись того, что мастера просто не захотят выходить из своих квартир, покидать пусть и неудобное, но привычное рабочее место, где их никто не видит, не тревожит. Мы ожидали, что им будет неприятно, что кто-то наблюдает за их работой и, возможно, захочет скопировать какие-то их приёмы и идеи, что они не захотят общаться с другими мастерами. До нашей мастерской все жили по принципу «это моё, это я не дам, не подходите, не трогайте меня». Оказалось, что наши страхи были беспочвенны. Уже через несколько месяцев всё пространство коворкинга заполнилось резидентами. 

В реальности оказалось, что мастера вовсе не против общаться с единомышленниками. Раньше они если и встречались, то на каких-нибудь ярмарках, где воспринимали друг друга как конкурентов. А у нас они начали сотрудничать и помогать друг другу, спрашивать совета, делать совместные проекты. Когда ты работаешь в одиночку, то варишься в своём соку и не видишь, что происходит вокруг, барахтаешься в море информации в интернете. Чтобы, например, сделать деревянную пуговицу для своей сумки, тебе обычно нужно пролистать километры страниц, а у нас можно просто пойти в соседнюю комнату и за чаем поговорить с мастерами по дереву, узнать всё из первых уст.

Мы не хотели делать бизнес ради одних денег, у каждого из нас за спиной работа в офисе, и мы хотели заниматься чем-то совершенно другим. В результате мы придумали бизнес, которым приятно заниматься каждый день, и прежде всего благодаря нашему окружению. Люди, умеющие делать что-то своими руками, сильно отличаются от людей, существующих в офисных реалиях. Мы уже не можем представить себе, что сможем когда-нибудь вернуться обратно. Офисная жизнь полна стрессов, связанных с ненормальным человеческим общением, там постоянно конкурируют за лучшее место, боятся начальников, скучают, занимаются интригами. В «Класс труда» многие приходят по вечерам, после работы, чтобы отдохнуть здесь душой, пообщаться с людьми из другого мира, окунуться в другую атмосферу и тем самым перезарядить батарейки. 

 

Как это работает

Месячный абонемент для резидентов у нас стоит 6 тысяч рублей. Сейчас у нас около 25 постоянных резидентов, и пространства хватит ещё человек на десять. Другие наши клиенты покупают разовые посещения или абонементы на 10, 20, 30 часов работы. В стоимость абонемента резидента входит рабочий стол, место для хранения своих материалов, а также возможность пользоваться всеми инструментами мастерской. Если у нас чего-то пока нет, можно попросить соседа по коворкингу одолжить инструмент. Несмотря на количество мастеров, очередей у станков и толкучки за столами у нас практически никогда не бывает, так как все приходят работать в разное время, кто-то в 7 утра, кто-то поздно вечером.

 

 

Мы также помогаем нашим резидентам объединиться для выполнения какого-либо крупного заказа. К нам то и дело обращаются заказчики из различных баров, кафе и хостелов с просьбой как-то оформить им интерьер, например сделать барную стойку или необычный шкаф. Чаще всего для этого требуются мастера разного профиля, и «Класс труда» в данном случае выступает как генеральный исполнитель, который согласовывает работу с клиентом. 

 

Мастер-классы

«Класс труда» у многих ассоциируется больше не с самой мастерской, а с нашими мастер-классами. Видимо, это следствие того, что в нашей группе в VK мы чаще пишем о них, а не о наших резидентах. Мастер-классы мы либо организуем сами, либо предоставляем площадку для их проведения (в данном случае люди просто платят нам за часы работы в коворкинге). Мы сами попробовали разные форматы занятий и пришли к выводу, что разовые занятия — это не то, что нам нужно. В городе проводится очень много мастер-классов, где тебе предлагается за два часа сделать какую-нибудь штучку. За такое время невозможно по-настоящему чему-то научиться.

 

Мы подумали, что людям будет интересно глубже погрузиться в ремесло, поэтому решили сосредоточиться на проведении полноценных курсов. Те, кто посещает такие курсы, затем покупают у нас абонементы, приходят после работы, чтобы что-то самостоятельно пилить и шить, а рядом с ними работает тот же мастер, у которого они могут в любое время что-нибудь спросить. Благодаря курсам мастера могут заработать на аренду мастерской и найти учеников, которые захотят заниматься индивидуально. Так что для нас проведение мастер-классов — это одновременно и пиар, и заработок, и новые клиенты, и новые возможности для наших резидентов. Так как мы заинтересованы в том, чтобы курсы были качественными, мы очень ответственно относимся к выбору преподавателей. Сперва всегда делаем разовое тестовое занятие, чтобы понять, как сам мастер чувствует себя в роли преподавателя и насколько он нравится ученикам. Самой большой популярностью у нас пользуются курсы по ювелирным изделиям и по работе с деревом.

 

 

 

Трудности

Когда начинаешь свой бизнес, проблем у тебя, возможно, и больше, чем в обычном офисе, но при этом ты чётко понимаешь, что всё, что ты делаешь, ты делаешь для самого себя. Работая в офисе, ты можешь в 6 часов вечера просто отключить голову и заняться другими делами. Здесь так не получится. Поэтому так важно создать место, где тебе комфортно и интересно работать, чтобы не перегореть.

Проблем у нас немало: начиная со сломанных инструментов в момент сдачи срочного заказа и заканчивая сезонностью бизнеса. Всегда можно недобрать людей на курс, неверно рассчитать стоимость затрат на материалы для заказа и так далее. В управлении коворкинга есть специфический риск — неправильно выстроить атмосферу. В этом вопросе нет рецептов, приходится действовать интуитивно. Мы беседуем с каждым потенциальным резидентом, чтобы понять, что он за человек, сможем ли мы комфортно сосуществовать на одной территории. Потому что, по сути, это место — наш дом. Резидент должен уметь, прежде всего, уважать чужие границы. У нас было несколько прецедентов, когда резиденты начинали своим присутствием «напрягать» окружающих и мы твёрдо сообщали им, что их дальнейшее присутствие в коворкинге нежелательно. Удивительно, но через несколько дней после их ухода атмосфера снова приходила в норму. Обычно мы выступаем арбитрами в возникающих спорах, стараемся сохранять нейтралитет. Для нас каждый творческий человек, работающий у нас, равен всем остальным. Не важно, кто из них более известен, опытен или у кого больше наглости.  

 

Мастера

Большая часть наших резидентов зарабатывают своим ремеслом на жизнь. Когда их называют хендмейдерами, их это чаще всего оскорбляет. Они предпочитают слово «мастер». Мир хендмейда сейчас разделился на две группы: одни занимаются этим профессионально и ответственно, другие — делают что-то любительски и не очень качественно. «Профессионалы» чаще всего не участвуют в многочисленных ярмарках и базарах и выполняют частные заказы. Некоторые мастера развивались у нас на глазах. Мы, конечно, не считаем, что это наша заслуга, но видим, что в мастерской, где мастера могут находиться в среде себе подобных, они работают более продуктивно, чем когда работали в одиночку. Чтобы растение росло, для него нужно создать благоприятную среду. Наша мастерская — это нечто вроде теплицы для хендмейдеров, им в разы проще здесь заниматься своим делом и расти. 

 

Планы

В ближайшее время мы планируем расширить парк инструментов и сделать мастерскую более комфортной для жизни в зимний период. Запустим новые курсы, в том числе и для детей. Сейчас у нас есть небольшой перекос в сторону работы с деревом, а основная концепция мастерской — это универсальность, поэтому мы будем расширять направление деятельности в сторону металла, кожи и керамики. Среди далекоидущих планов — органический рост мастерской. Как только поймём, что нам становится тесно, увеличим площади мастерской. Мы также открыты предложениям открытия филиалов «Класса труда» в других городах.

  

Фотографии: Дима Цыренщиков