Как заработать на танцах и кино в полной тишине Компания Silent Space организовывает бесшумные дискотеки и кинопоказы — их посетители надевают наушники и не мешают другим горожанам
Алексей Воронин впервые увидел silent disco — бесшумную вечеринку — на фестивале в Сербии. Люди в наушниках танцевали в разном ритме, потому что каждый выбирал музыку с той сцены фестиваля, которая была ему по душе. Заинтересовавшись этим форматом, Алексей заказал в Китае акустическую систему и 100 наушников, чтобы устраивать вечеринки для друзей. Через год ему позвонил Александр Ярославцев, который уже занимался бизнесом по устройству бесшумных мероприятий. Вместе они стали устраивать бесшумные кинопоказы и дискотеки — за два года успели провести около 100 мероприятий. В прошлом году выручка компании достигла 1,2 миллиона рублей. Воронин рассказал The Village об особенностях зарабатывания денег в тишине.
Как всё начиналось
Алексей Воронин, сооснователь Silent Space: Я много лет езжу на музыкальный фестиваль Exit в Сербию. На разных сценах выступают музыканты, которые играют абсолютно разнородную музыку. А одна из площадок была отдана под silent disco. Отличие в том, что несколько тысяч человек танцуют в полной тишине, а звук с пультов подаётся не в колонки, а в беспроводные наушники. Музыку можно выбирать самому из того, что звучит на разных сценах. Эта история мне понравилась — до этого я не мог представить, что я смогу так весело проводить время в наушниках. Вернувшись в Москву, я решил купить себе такую систему. На тот момент у меня был (и есть сейчас) бизнес: я продаю теплицы и товары для дачи. Плюс я был директором в музыкальной группе. Решил начать устраивать бесшумные концерты и квартирники. Так я заказал свою первую сотню наушников.
В то время, в 2011 году, мой будущий бизнес-партнёр Александр Ярославцев уже стал проводить бесшумные мероприятия. Вместе со своим приятелем они сделали несколько проектов. Среди успешных — бесшумный кинотеатр на территории дизайн-завода «Флакон». Но весной 2013 года партнёры разошлись, а Александр остался ни с чем: без оборудования и сайта. Но Саша решил найти нового напарника по бизнесу. Поэтому стал писать поставщикам-китайцам и спрашивать, кто ещё из Москвы заказывал такие наушники. Саша — человек пробивной, достучится до кого угодно. Под его напором китайцы сдались через неделю и дали ему мой номер телефона.
Когда Саша позвонил с предложением о сотрудничестве, я отнёсся к нему скептически. Но на встрече поменял своё мнение. Саша был убеждён, что заработать на бесшумных мероприятиях можно. «Почему бы и нет?» — подумал я, и мы решили попробовать.
Silent Space
организация бесшумных мероприятий
дата запуска: апрель 2013 года
Бюджет на запуск: 400 000 рублей
Первые проекты
Началась подготовительная и рутинная работа: создание сайта, прайс-листов, презентаций. Параллельно прорабатывали концепцию и думали, какие услуги ещё можем предложить. Сайт изначально стоил нам 30 тысяч рублей, но мы постоянно вносим в него обновления и дополнительные разделы, поэтому сейчас, наверное, уже перевалил за 100 тысяч. Самое большое вложение — это покупка наушников. В то время одна пара стоила чуть больше тысячи рублей, плюс провода и передатчики. Приобрели и первый проектор, он нам обошёлся в 70 тысяч рублей. (Сейчас у нас два профессиональных проектора — один среднего уровня и один маленький для выездных презентаций.)
Первый масштабный проект у нас запустился летом 2013 года в парке «Сокольники». В нём мы установили бесшумный кинотеатр на 100 человек, где показывали мультфильмы с канала «2х2». Для этого мероприятия пришлось арендовать большой надувной экран. Он был установлен перед бассейном, а люди смотрели мультики из шезлонгов. После этого кинопоказа мы купили экран ещё больше, на который потратили почти 120 тысяч рублей. Мероприятие получилось не слишком прибыльным: заработали порядка 30 тысяч рублей.
В августе нас пригласили провести оупен-эйр Silence в Ставрополе. И он до сих пор остаётся самым крупным в нашем портфолио: его посетили тысяча человек. Для этого мероприятия мы купили ещё 200 наушников. Но работать с китайцами было сложно. Ты им объясняешь, какую модель ты хочешь, платишь 200 долларов за доставку образца и получаешь совершенно другое. Пишешь им, что товар нужно заменить, платишь за доставку снова, а в ответ получаешь опять не то, что нужно. И так не один раз.
Остальные наушники мы решили взять в аренду, поэтому написали всем, у кого они есть. В итоге их везли, например, из Набережных Челнов и Казани. Так насобирали 700 штук наушников. Оказалось, что не все совместимы с нашим оборудованием. Пришлось на месте придумывать, как их коммутировать. Были сложности и с проводами, потому что организаторы не предупредили о том, что их длина должна быть 40–50 метров. Там же я в первый раз за последние лет 10–15 паял: пришлось чинить блок питания. Но на этом проблемы не закончились.
Во-первых, организаторы начали пиарить оупен-эйр всего за две недели до начала. Конечно, они нас убедили, что город маленький, все и так узнают. Во-вторых, они зачем-то сделали помимо звука в наушниках ещё негромкий основной звук. В-третьих, организаторы сделали два входа: один для тех, кто с наушниками, другой — без. В итоге половина Ставрополя пришла просто посмотреть на людей, танцующих в наушниках. Да и цена за вход — 800 рублей — не совсем адекватные деньги. В итоге на фестиваль пришли не 700 человек, а 300–400. Всё мероприятие обошлось нам в пределах 60 тысяч рублей, половина которых ушла на аренду микроавтобуса. На нём мы почти сутки ехали из Москвы, попеременно сидя за рулём.
Ещё один новый формат — бесшумный кинотеатр на выставке — появился в январе прошлого года, когда на нас вышел фестиваль науки и техники Geek Picnic. Они предложили нам небольшую площадь в одном из павильонов ВДНХ. Мы застелили её искусственным газоном, сверху поставили пуфики и установили экран. На него мы транслировали фантастику, фильмы про роботов и космос. Для нас участие было бесплатным, к тому же организаторы обеспечили нас пуфиками. Мы привезли 50 наушников — за несколько дней кино у нас посмотрели несколько тысяч человек.
Организация бесшумного мероприятия
Минимальная стоимость работы бесшумного кинотеатра на 50 человек обходится заказчику в районе 50 тысяч рублей в день. На всех мероприятиях мы работаем сами, но, если со временем завал, то привлекаем наёмных администраторов со стороны. В ходе мероприятий иногда пропадают наушники. Больше всего украли, что удивительно, на открытии яхт-клуба, где собрались далеко не бедные люди. Причём перед началом мероприятия мы всегда стараемся предупреждать, что наушники без специальных зарядок и передатчиков — бесполезная вещь. Но берут, видимо, на память, и ничего с этим не сделать. На массовых мероприятиях стараемся брать небольшой залог — 500 рублей, например. Конечно, он, в случае кражи не покроет расходов, но и большой суммы при себе у людей может не оказаться.
Система подключается быстро, буквально за 5 минут. Сигнал передаётся по FM-частотам, поэтому иногда в них могут закрасться помехи от сотовых вышек, например. Поэтому мы всегда заранее выезжаем на площадку и настраиваем нужный канал. Заодно планируем, где лучше установить диджейский пульт или трансмиттер. Мероприятие можно делать где угодно — в поле, лесу, на крыше здания. От передатчика в наушниках можно отходить на 100–150 метров. Но несущие стены плохо пропускают сигнал, поэтому в здании расстояние может сокращаться. Раньше наушники работали от батареек, теперь — от аккумулятора. Поэтому если на площадке холодно, то их заряд быстрее израсходуется.
Продажа оборудования
Мы никогда не думали, что будем продавать беспроводное оборудование. Но в конце этого года к нам обратился Александринский театр с просьбой помочь им в покупке наушников и передатчиков. Техника нужна для нового спектакля «Шум», где используются сложные звуковые эффекты. Сначала мы им установили своё оборудование, чтобы они поняли, как это работает. А потом через поставщиков из Китая закупили новое. Сейчас у нас есть несколько планетариев, которые хотят приобрести оборудование через нас.
Этой зимой мы запустили новый формат — бесшумные дискотеки на катках. Прошло их пока четыре, все на катке «Метеор» у Триумфальной арки. С администрацией катка мы договорились о том, что за аренду мы не платим, но, если на дискотеке больше 50 человек, то всю выручку мы делим пополам. Вход в зону дискотеки мы сделали платным — 200 рублей. Работа двух диджеев не оплачивается, потому как обычно работают наши знакомые или энтузиасты, которым интересен необычный формат. Но первая дискотека оказалась провальной: на улице было минус 19, а на всём льду было человек 40, из которых всего девять пришли к нам. Потом пошло по нарастающей и уже на последней дискотеке в наушниках танцевало 50 человек. Думаем развивать этот формат и дальше.
У нас и частные клиенты бывают, но редко. Например, недавно Саша ездил на день рождения в Челябинск, где мы устраивали бесшумную дискотеку. Люди были взрослые, за 40, но они так отжигали, что Саша с них еле-еле наушники снял. В итоге вместо договорённости на два часа они протанцевали три.
Рынок
Рынок бесшумных мероприятий в России не сформирован. Поэтому мы сами придумываем, что мы можем предложить клиентам. Но далеко не все идеи осуществляются. Например, мы как-то горели идеей сети бесшумных кинотеатров на вокзалах и аэропортах. Но очень тяжело сдвинуть эту махину, которая принимает решения.
Конкуренции как таковой тоже нет. Есть люди с такими наушниками в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Набережных Челнах, у них по 100–200 наушников. Но, например, компания из Нижнего Новгорода считает нас своим старшим братом и обращается к нам за советом или помощью. Мы за то, чтобы культура бесшумных мероприятий развивалась и становилась всё более популярной в России. 90 % тех, кто к нам обращается, узнали о нас через сарафанное радио. Формат silent disco в Европе очень популярен. Допустим, есть компания Silentarena, в арсенале которой 20 тысяч наушников. И мероприятия на тысячу человек для них — обычная история. Например, в той же Сербии все знают, что такое silent disco. У нас, наверное, один из десяти в лучшем случае. Чтобы человек понял, насколько это круто, он должен попасть на какое-то масштабное мероприятие. Будем стараться, чтобы такое осуществить.
Доходы и планы
В нашей компании Саша занимается продажами, на встречи с клиентами ездим вместе. Финансами руковожу я: вкладываю всё, что зарабатываю здесь и в тепличном бизнесе, потому что мне этот проект нравится. Если считать финансовую составляющую, то Silent Space для меня до сих пор убыточен. Но мы не тратимся на склад: например, я использую тот, который мне нужен для другого бизнеса. В этом двухэтажном помещении на 400 метров вещи Silent Space занимают небольшой уголок. Грузовая машина тоже есть, так что дополнительно её арендовать не нужно.
Сейчас с учётом недавно купленного быстровозводимого павильона за 5 тысяч долларов и очередной партии наушников вложения достигли 2,5 миллиона рублей. Выручка за прошлый год составила примерно 1,2 миллиона рублей. За всё время мы провели около 100 мероприятий. Из них половина — крупные. Спрос растёт: 2/3 мероприятий прошли в 2014 году. Сейчас есть предварительные договорённости с несколькими major-фестивалями по всей стране на уличные кинопоказы и silent disco, в мае мы начинаем работать на круизных лайнерах.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.