Трудности заморозки: Как заработать на необычном мороженом Московский предприниматель долго налаживал производство и продажи мороженого с солёной карамелью и зелёным чаем. Но это того стоило
Вернувшись из поездки в Таиланд, предприниматель Алексей Королёв решил стать мороженщиком. Наладить заморозку льда на сковородке не удалось, зато получилось создать небольшое производство мороженого из натуральных ингредиентов в Подмосковье. Сейчас он продаёт около 9 тонн холодного десерта в месяц, в том числе в магазинах сети «Избёнка» и LavkaLavka. Самый популярный вкус — солёная карамель. The Village узнал, как Королёв смог наладить новый бизнес.
Мороженое из Таиланда
Алексей Королёв, основатель: До того как заняться мороженым, я уже попробовал себя в предпринимательстве. Это был простой формат купи-продай: через крупные салоны связи и интернет-магазин я продавал брелоки и сувениры ручной работы — «бабайки». Плюс такого бизнеса в том, что он работал без моего активного участия. Побегать пришлось в начале, когда заключал договоры с магазинами. Но спустя три года бизнес постепенно стал сходить на нет. Тогда понял, что нужно искать какую-то новую нишу. Едой я всегда хотел заниматься, но чем именно, было непонятно. Я начал поиски. Это был 2013 год, когда мы с семьёй отправились в путешествие по Азии. Помню, как увидел местный аттракцион: таец наливает жидкость на специальную сковороду, а через пару минут раствор становится мороженым. Его скатывают в рулончики и продают. Я и раньше видел такую сковороду, но тут меня осенило. Мороженое — то что надо.
По приезде в Москву я стал искать такую сковороду. Но непонятно было, как её искать, по каким запросам. В итоге решил её сделать сам, за этим обратился в Институт холода. Около двух месяцев я консультировался у специалистов, мы долго возились, но в итоге необходимых параметров у прототипа достичь не удалось. Поверхность сковороды должна была охлаждаться до минус 30 градусов, а наша не опускалась ниже минус 5. Но я решил не останавливаться: нашёл такую сковороду у китайских поставщиков и получил её через месяц.
Я всем рассказываю, что весь IceCake вырос из 30-метровой квартиры. У нас две комнаты, и в одной из них в течение года мы с женой экспериментировали с рецептами. Сначала я заказал специальную смесь, но мороженого из неё не получилось: рулетики не крутились, смесь прилипала, а сам продукт выглядел как-то неказисто.
Но я стал углубляться в теорию, читать книги и материалы в интернете. Так, мы решили попробовать базовую рецептуру: сливки, молоко, желток и крахмал. И у нас получилось. Первый вкус, который мы сделали, — зелёный чай с миндалём. Потом стали экспериментировать с рецептами, пробовали их сами, предлагали друзьям. Помню, что как-то устроил свой день рождения и готовил для всех разное мороженое для друзей. Им очень понравилось. Мы сами — я и моя жена— не выскочки и относимся к себе очень критично. Но и мы осознали, что такое мороженое — просто бомба, без преувеличений.
IceCake
производитель мороженого
ДАТА СТАРТА: 2014 год
БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК: 2 миллиона рублей
Отказ от сковороды
Тогда я решил, что мы будем продавать мороженое в торговых центрах. Поставим стойку с двумя сковородками, а мороженое будем делать тут же при клиенте. Даже дизайн-проект заказал, который до сих пор где-то лежит на жёстком диске. Предварительно договорился с бизнес-центром «Авиапарк». В феврале 2014 года я был готов потратиться даже на дорогую аренду.
Но на дне рождения своего лучшего друга продюсера Сергея Яхонтова я разговорился с каким-то чуваком. Им оказался сооснователь сети фермерских магазинов LavkaLavka Василий Пальшин. Как только я узнал, кто он, то сразу выложил все свои планы. Позже я ему позвонил, мы встретились на Нижнем Сусальном переулке, где открылась первая Lavka. То мороженое, которое я привёз, всем понравилось. Они готовы были брать нашу продукцию «со сковороды». И так получилось, что они нам заявили одни объёмы, а на деле получились совершенно иные: мы превысили их объём продаж в восемь раз.
Чуть позже я решил позвонить в сеть магазинов с экопродуктами «Избёнка». Они продукцией заинтересовались, но заявили большой объём — три-четыре тонны в месяц. А мы могли производить порядка 50 килограммов в неделю. Через несколько часов я снова перезвонил им: «А если я открою производство и мы будем выполнять планы, будете со мной сотрудничать?» Они сказали: «Мы готовы рассмотреть ваше предложение». Было наивно полагать, что они согласятся составить со мной предварительный договор. Но я решил идти дальше. Мою уверенность укрепили и приятные закупочные цены, которые мне озвучили. И я решил открывать свой цех.
Запуск производства
Помещение под производство не пришлось искать долго. Но сил на это ушло много: каждый день я проезжал на машине по 500 километров. У меня не было понятия, сколько места нужно было для производства, но в итоге я нашёл ровно такое помещение, какое нужно. Наиболее приемлемым по деньгам вариантом стала деревня Грибки в пяти километрах от Москвы.
В целом на запуск производства потребовалось 2 миллиона рублей. Хотя я думал, что мы уложимся в полтора. Большую часть денег я занял у родственников, плюс вложился не очень знакомый мне человек. (Никогда так не делайте! Партнёр в итоге решил покинуть компанию после первой же неудачи.) По закупкам оборудования, соблюдению всех требований СЭС и другим нормам меня консультировали специалисты LavkaLavka. И в июле 2014 года мы запустили цех.
Сейчас мы работаем на оборудовании, которое предназначено для джелатерии, — кафе, в котором делают небольшие партии мороженого. Всё производится вручную и из натуральных ингредиентов. Сначала в пастеризаторах мы варим смесь на основе так называемого «кастарда», её основа — это сливки и молоко, сахар, яичный желток и стабилизатор (в нашем случае — крахмал тапиоки). Пастеризатор — это такая большая кастрюля, в которой смесь сначала нагревается (до 85 градусов), а затем сразу же охлаждается (до 4). Нагрев-охлаждение необходимы для того, чтобы избавить смесь от возможных бактерий. Затем эту смесь заливаем во фризер, где она замораживается и взбивается. Дальше, когда масса выходит из фризера, сотрудник добавляет в неё наполнители — орехи, кусочки брауни, печенья, пончиков или трюфели. Всё это мы выпекаем самостоятельно у себя в цеху. Фасуем тоже вручную. Я, наверное, 30 тысяч баночек сам уже упаковал. Хотя, когда пошли большие объёмы, мы приобрели полуавтоматический дозатор. После мороженое отправляется в камеру шоковой заморозки, где оно охлаждается до минус 20, а затем такая же температура поддерживается в морозильной камере, где оно ждёт отправки в магазины.
Все рецепты мы разрабатывали сами, ориентируясь на свой вкус. Начинали мы с очень жирного продукта, в нём было много минусов. Например, в производстве такое мороженое более сложное и нестабильное: ты никогда до конца не уверен в результате. Сейчас самая высокая жирность (около 20 %) у мороженого «Мусковадо-пекан». В среднем жирность 11–18 %. Мы не используем длинный список стабилизаторов, чем грешат абсолютно все производители промышленных масштабов. Стабилизаторы продлевают срок годности продукта в разы, но сильно забивают вкус, вызывают быстрое пресыщение. Наш продукт по вкусу совершенно натуральный. Многие люди говорили нам, что они съедают пол-литровую банку за раз, не могут остановиться. Попробуйте съесть 500 граммов дешёвого пломбира или, например, «Макфлурри» и сравните ощущения.
Ещё мы производим солёную карамель, которая стала самым популярным продуктом в нашей линейке. Её мы тоже сами варим. Помню, как кто-то из клиентов спрашивал сертификаты и очень удивился, что мы его сами производим. Мы также сами все печём — печенье, брауни, пончики. Это, конечно, всё муторно и трудоёмко. Поэтому, когда в этом году начался сезон, мы немного сократили ассортимент. Например, отказались от вкуса «Яблочный пирог» и от сэндвичей с мороженым.
Поставщики
Поставщиков для мороженого было найти непросто. Но у меня никогда не стоял вопрос о том, сколько стоит тот или иной продукт. Главное — это качество. Например, мы недавно сменили поставщика молока: если раньше мы сотрудничали с Organic Milk, то сейчас перешли на «Майти Милк». Его делает Ольга Мелик-Каракозова, она известная бариста, соосновательница сети кофеен «Даблби». Она такой же энтузиаст, как и мы: задалась целью сделать молоко австралийского качества и сделала. Я перепробовал очень много молока и понял, что это лучшее. Хотя в закупке оно дороже.
Во всём полагаюсь на свой вкус. Например, сейчас мы определяемся с миндальными орехами. Нам его много потребуется для вкуса «Зелёный чай с миндалём». И я перепробовал больше десяти видов миндаля, но в большинстве из них я чувствую привкус абрикосовой косточки. Хотя некоторые иностранные специалисты говорят, что только на вкус нельзя полагаться, мозг может обмануть. Наверное, дело в том, что я более требовательный. Если мне нравится, значит, нравится всем.
Если мы включаем в рецепт более дорогой ингредиент, то на конечную стоимость мороженого это не влияет. Даже наоборот, в начале сезона мы снизили цену на мороженое в «Лавке»: раньше 500 граммов стоили 580 рублей, а теперь — 450 рублей.
Вход в сеть
Изначально мы готовились поставлять свою продукцию на полки «Избёнки». После того как мы наладили производство, я позвонил им, и мы договорились о встрече. Привёз на пробу 19 литров мороженого. Но после встречи представители сети почему-то «включили молчанку». Они ответили только через три недели и выслали цены, на которые мы не могли согласиться: они разительно отличались от тех, которые озвучивали мне месяц назад. «Избёнку» можно понять: они не знают нас, перестраховываются. Но если бы мы согласились на такую низкую стоимость, то работали бы в ноль. Наши планы разрушились.
В ожидании ответа мы делали мороженое для LavkaLavka, начали сотрудничество с интернет-магазином Delicateska. Сначала мы им поставляли четыре вида, теперь в два раза больше. И где-то к началу осени мы стали производить 300 килограммов в месяц. Помимо этих магазинов, есть ещё несколько небольших точек продаж: «Фермач», «МорошкаМаркет», кулинария «Золотая Бухара». Сейчас подключился Seasons Market. Сотрудничаем и с интернет-магазином в Нижнем Новгороде.
С «Избёнкой» мы стали сотрудничать почти год спустя, в мае этого года. Я им позвонил, они меня помнили. Удалось договориться о приемлемых ценах. Так что теперь это наш самый крупный клиент.
Мороженое в темноте
Мы начали поставлять в «Избёнку» только мороженое с солёной карамелью, теперь ввели в ассортимент мороженое «Зелёный чай с миндалём». В первый месяц мы им поставляли всего две тонны, а сейчас — до семи-восьми тонн в месяц. У LavkaLavka самый большой ассортимент, сейчас мы туда поставляем порядка 15 или 16 видов. На неё и другие небольшие магазины приходится ещё около тонны мороженого в месяц. Сейчас мы расширяем цех. Он даст возможность увеличить выпуск продукции в два раза. Оборот компании сейчас порядка 3,5 миллиона рублей в месяц.
Раньше сезонные спады мы не ощущали из-за того, что шёл постоянный рост. Как сейчас сложится, я не знаю. Думаю, что следующей зимой выручка упадёт, особенно если сократится количество импульсивных покупок. Конечно, лояльные покупатели с нами останутся. Но непонятно, какое соотношение лояльной аудитории и импульсивных покупок. За счёт ассортимента будем поддерживать уровень продаж даже в несезон. Сейчас вводим зелёный чай, хотел даже на этой неделе предложить что-то другое. К концу лета будет точно три вкуса.
Если говорить о конкурентах и взять формат фермерских магазинов, были и до нас более мелкие производители: IceBox, на ярмарке видел Tim&Tim. Есть ещё джелатерия «Пломбир» на Тверском бульваре и Чистых прудах.
Как бы я ни уставал, всегда нахожу силы, чтобы почитать отзывы о нашем продукте. Особенно серьёзно относимся к негативным отзывам. Конечно, их совсем немного. Например, у нас был вкус «Кофе с пончиками», и несколько человек написали, что такое сочетание напоминает им хлеб. И со временем этот вкус убрали. Сейчас у нас солёная карамель с шоколадным трюфелем. И люди стали писать, что мало трюфелей. И хотя мы их количество уже увеличили, но сейчас будем добавлять ещё больше. Наверное, так получается из-за ручного замешивания. Возможно, когда идут большие объёмы, рука у сотрудника устаёт и последние партии могут быть не так равномерны.
Я ничего не вижу плохого в том, чтобы стать массовым продуктом, но важно при этом не потерять качество. Например, Baskin Robbins продаётся по цене 350 рублей за банку. Я уверен, что мы сможем предложить такую же цену, когда будут соответствующие объёмы.
Сейчас мороженое — это вся моя жизнь. IceCake — это я и моя команда из семи человек. Нет ни недели, чтобы не случалось чего-то экстраординарного. Или авария на производстве, или поставщик внезапно сообщает, что не может привезти полтонны сливок, или лучший работник уходит, или в разгар работы внезапно выключают свет. Ничего — значит, придётся сегодня поработать чуть дольше.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.