Мастер-класс от стартаперов: Как понять, что у идеи для вашего проекта есть потенциал
Возможно, прямо сейчас вы обдумываете идею своего стартапа и не знаете, что с ней делать. Но даже если она кажется странной, не нужно бояться пробовать воплотить ее в жизнь. Возможно, через несколько лет люди просто не смогут обходиться без вашего продукта, а компания вырастет до масштабов Google (кстати, в прошлом тоже стартапа, взявшегося за запуск очередного поисковика, в который особо никто не верил). Главное — ответственно подойти к делу еще на начальном этапе. Вместе с Московским инновационным кластером и стартаперами, которые уже запустили и успешно развивают свои проекты, рассказываем, как проверить идею и понять, сможет ли ваш маленький стартап прийти к большому успеху.
Чек-лист, по которому можно проверить свою идею:
Прислушайтесь к собственным потребностям.
Найдите всех своих конкурентов.
Сконцентрируйтесь на клиенте, а не на продукте.
Изучите патентный
ландшафт.
Обсудите свою идею с совершенно разными людьми.
Игорь
Берлинский
Основатель стартапа RaDoTech
Девайс для персонального мониторинга здоровья
Идея моего стартапа на 100 % связана с личной историей. После рождения третьего ребенка у моей жены Екатерины обнаружили онкологию. К счастью, болезнь мы поймали на самой начальной стадии, потому благополучно с ней справились. Но лечение — точнее, один препарат — дало сильный побочный эффект: жена буквально ходила, держась за стену, и постоянно жаловалась на боли в сердце. Мы были у нескольких врачей, проходили разные исследования, и по их результатам все было нормально, только вот жена чувствовала себя все хуже и хуже. Так продолжалось, пока мы не попали к специалисту по функциональному мониторингу. Он определил, что на состояние здоровья влияет врожденный порок сердца, о котором Екатерина даже не знала. Так мы поняли, что именно надо лечить.
Жена пошла на поправку, у нас даже родился четвертый ребенок, но ей стоило продолжать следить за здоровьем. Я понял, что для этого ей нужен домашний прибор для персонального мониторинга здоровья, построенный на точечной диагностике и технологии риодораку — это такой метод традиционной инструментальной оценки самочувствия, придуманный в Японии и признанный во всем мире. А еще я подумал, что такой прибор должен быть в каждом доме, как термометр и тонометр.
Я сразу увидел план действия: прописал критерии прибора и стал разбираться, что уже есть на рынке. Первое правило — нужно убедиться, что ты не изобретаешь велосипед. Но если раньше это была целая проблема — нужно было сидеть в библиотеках, подавать заявки в патентные бюро, изучать базы данных, то сейчас все есть в интернете. Также я купил несколько фитнес-трекеров и понял, что они все же не совсем про полноценный мониторинг здоровья. Я связывался с компаниями из США, Европы и Азии, выпускающими медицинские приборы, но зачастую они были такими сложными, что обычные люди не могли в них разобраться.
Я поверил в идею простого устройства для домашней диагностики, загорелся ей, так что проект стал для меня основным, и от многих других я отошел. Я собрал команду инженеров-электронщиков, и мы сделали первый прототип — сперва страшненькую коробочку с торчащими проводами. Я принес его к специалисту, который обследовал мою жену, и он подтвердил: все действительно работает. Потом мы докрутили прототип, и сейчас наш прибор выглядит как обычная ручка, подключается к мобильному телефону с любой операционной системой, и пользоваться им может любой человек — никакие специальные знания для этого не нужны.
Прислушайтесь к своим собственным потребностям
Успешный бизнес часто вырастает на благодатной почве собственных проблем основателя. Может, вас утомляют дорожные пробки или вы хотите заказывать доставку еды, не вредя экологии? Чем сильнее вас беспокоит проблема и чем больше вам нужно ее решение, тем лучше!
Найдите всех своих конкурентов
Посмотрите, кто пытался делать то же самое до вас. Это могут быть как удачные проекты, так и провалившиеся. На них тоже нужно обратить внимание и разобраться, почему ничего не получилось, в чем были ошибки и слабые стороны. Может оказаться, что в том же направлении уже работают корпорации вроде Apple или Xiaomi. В этом случае вам не нужно с ними конкурировать (да это и не получится). Просто тогда вместо того, чтобы делать все самостоятельно, стоит пойти по пути лицензирования. Для начала докрутите идею до рабочего уровня, проведите анализ рынка и связывайтесь с большими компаниями. Корпорация будет реализовывать вашу идею, а вы — получать деньги как правообладатель.
Как Московский инновационный кластер помог RaDoTech
Московский инновационный кластер предоставил стартапу возможность для запуска пилотного проекта, площадку для выступлений, что помогло найти новых партнеров и клиентов — это важно для развития бизнеса. Также RaDoTech воспользовался сервисом «Инвестиционная упаковка проекта». Благодаря этому у стартапа получилось провести анализ компании и сделать правильную презентацию для инвесторов, которая помогает привлекать финансирование на улучшение и продвижение продукта.
Олег
Мансуров
основатель стартапа Success Rockets
Запуск спутников и сверхлегких ракет
Идея частной космической компании родилась у меня не на пустом месте, а стала очевидной благодаря изучению трендов рынка. Сейчас есть спрос на данные, получаемые, передаваемые и обрабатываемые с помощью космической инфраструктуры. Например, съемка, сделанная со спутников, используется в навигации и других подобных сервисах. Чтобы собрать большой массив данных обо всей планете за один круг вокруг Земли, нужны уже не просто отдельные спутники, а группировки спутников, взаимодействующих между собой. Поэтому мы озадачились вопросом разработки космических аппаратов и создания группировок на их основе.
Еще одно перспективное направление работы в космической отрасли — сверхлегкие малые ракеты для того, чтобы оперативно выводить спутники на орбиту или заменять в группировках вышедшие из строя. Сейчас есть ракеты тяжелые, которые запускает «Роскосмос», они доставляют на МКС космонавтов и грузы, выводят на орбиту крупные космические аппараты. Конечно, такая ракета справится и с малым спутником, но это будет дольше и дороже, а мы с нашими сверхлегкими ракетами это сделаем дешевле и проще.
Для проверки идеи бизнеса мы использовали метод Customer Development, то есть тестирование на основе потребностей клиента. Мы пообщались с несколькими крупными компаниями — и зарубежными, и российскими, которым могут быть интересны наши наработки. Сперва я пошел к тем, с кем уже работал раньше по другим проектам. Потом мы вышли на тех, с кем знакомы не были, но кто тоже мог бы стать нашими потенциальными клиентами. Сейчас все нужные контакты найти легко, а дальше все зависит только от вас и вашей идеи. Но когда ты предлагаешь понятный и востребованный продукт, то проблем не возникнет, особенно если получается попасть в боль потенциального клиента.
Мы спрашивали, что интересно компаниям, насколько им нужно то, что мы предлагаем, существуют ли сейчас проблемы с получением данных для сервисов. Кстати, после общения мы получили ряд софт-офферов — писем о заинтересованности — и подписали несколько соглашений с потенциальными клиентами. На основании этого мы уже приступили к работе.
Первым делом для проверки идеи нужно посмотреть, делал ли кто-то в мире нечто подобное и есть ли успешные кейсы. Во-вторых, как раз использовать метод Customer Development и пообщаться с потенциальными клиентами. В-третьих, нужно понять, сможете ли вы идею реализовать, позволяют ли это существующие в настоящий момент технологии и ваша команда. Например, мы быстро отмели идею заниматься космическим туризмом. Конечно, это сейчас тоже популярное направление, и нас про него часто спрашивают, но мы понимаем, что это весьма сложно, дорого и долго. Мы просто не готовы за это браться — у нас пока нет таких компетенций и объемов инвестиций.
Мы сейчас развиваем три направления: сверхлегкие ракеты, спутники и группировки на их основе, анализ космических данных. Мы работаем над проектом глобальной климатической мониторинговой системы, уже создали демонстрационную модель спутника для подсчета углекислого газа в атмосфере. В следующем году мы планируем запустить его на орбиту.
Сконцентрируйтесь на клиенте, а не на продукте
Customer Development — известный метод тестирования идеи, продукта или целого бизнеса, который построен на выявлении потребностей клиента. Для начала определите, кого может заинтересовать ваш продукт, соберите информацию об аудитории, проанализируйте рынок. Затем пообщайтесь с потенциальными клиентами об их потребностях и узнайте, чего конкретно им не хватает. Можно, к примеру, самостоятельно писать им на LinkedIn или запустить тест на одном из сайтов с опросами. С учетом собранных мнений получится понять востребованность идеи, скорректировать первоначальную задумку или даже вовсе отказаться от нее, если получены только негативные отзывы. Если же наоборот, можно создавать MVP — minimum viable product, или минимально жизнеспособный продукт.
Артем Елмуратов
Сооснователь стартапа Genotek
Доступные генетические и ДНК-тесты
У Genotek три сооснователя, и идея нашего стартапа выросла из простого интереса и желания попробовать сделать генетический тест, который рассказал бы о нашем происхождении и здоровье. Такие тесты уже проводились в США, там ими занималась в основном компания 23andMe, и это был достаточно распространенный продукт. Но работать у нас американские компании не могли из-за законодательных ограничений: собирать биоматериалы россиян и отсылать их за границу запрещено. А среди российских компаний пока не было таких, кто был готов предоставлять услугу такого же качества. Эту нишу как раз решили занять мы. Вообще, многие стартапы вырастают из желания получить какой-то продукт, который тебе недоступен, например, из-за твоего места жительства.
Наша уверенность в том, что эта идея выстрелит, базировалась на наблюдениях: в Штатах рынок активно рос, а в России людей образованных, интересующихся своим происхождением и следящих за здоровьем тоже довольно много. Получается, что ситуацию в США мы использовали как своего рода бенчмарк, то есть образец для сравнения: раз там генетические тесты популярны и проводящие их компании успешно работают, то и у нас этот рынок будет расти, пусть и в несколько меньших объемах и позже. Также мы стали опрашивать людей вокруг, была бы им интересна такая идея. Кстати, сначала не все поняли нашу затею, зато через пять лет те же самые люди уже говорили, что она классная. Но все же большинство тех, кого мы спрашивали, отозвались позитивно, и так мы убедились, что генетические тесты интересны не только нам и будут востребованы. Есть же такие идеи, которые нужны только одному человеку, он в них верит, считает классными, но больше никому они не интересны. Лучше это понять на самом раннем этапе.
Genotek на рынке уже десять лет, и, как мы и предполагали, популярность генетических исследований только растет. Наши тесты в целом похожи на американские, мы используем подобные технологии. Мы сами, когда выезжали за рубеж, проверяли на себе тесты местных компаний, а когда разработали уже свой продукт, в числе первых испробовали его на себе. Но мы убедились в том, что отличия между нашими и американскими тестами все же есть, и они в нашу пользу. Например, наши тесты больше подходят для россиян и дают результат точнее, просто потому что у нас есть больше информации о народах, живущих в России и соседних странах.
Обсудите свою идею с совершенно разными людьми
Первое, что нужно сделать, — это поговорить с людьми вокруг. Пусть вашу идею оценят как близкие друзья, так и совершенно посторонние и не заинтересованные люди. С одной стороны, ближайшее окружение может высказаться мягче, чтобы вас не обидеть. С другой — именно друзья дадут самую честную оценку и покритикуют идею. Не стоит бояться рассказывать о своей задумке, потому что ее непременно украдут. На самом деле даже хорошая идея стоит не так много, в отличие от продуманной реализации.
Александр Атаманов
Основатель стартапа «Ховер»
Дрон-такси
Как и многие мои сверстники, я в детстве увлекался фантастикой, и идея летающего транспорта, как в книгах и фильмах про будущее, меня привлекала очень давно. Когда я повзрослел и запустил несколько удачных бизнесов, я решил воплотить мечту в жизнь и создать летающее такси. Как раз пришло подходящее время: технологии дронов развились настолько, чтобы их можно было масштабировать и широко применять. И я оказался в нужном месте в нужное время.
Мне кажется, когда придумываешь идею для стартапа, нужно держать баланс между визионерством и некой приземленностью. Прежде чем браться за глобальные вопросы, сначала лучше решить какие-то насущные проблемы, которые беспокоят людей здесь и сейчас. С этой точки зрения идея дрона-такси была самой подходящей: с одной стороны, она инновационная, а с другой — наконец решает проблему перегруженности дорог в мегаполисах.
Идея на начальном этапе была абсолютно некоммерческой. Проверить ее работоспособность сразу я не мог: мне просто было не с чем сравнивать, не на что ориентироваться, так как никто в мире пока аэротакси не запустил. Так что я задумывался, скорее, о теоретическом потенциале и стартапа, и самой технологии. Понять его мне помогло изучение патентного ландшафта: по тому, в каких сферах за последнее время зарегистрировано наибольшее число патентов, можно определить, какие технологии и сегменты будут развиваться в ближайшие годы. Так я получил первичную оценку своей идеи и понял, что дроны — бурно растущий сегмент. Было очевидно, что технология будет двигаться вперед и мы со временем сможем перевозить людей и грузы дронами.
Я считаю, что глобальную идею нужно декомпозировать — разбить на более мелкие задачи и решать их постепенно. Мы не можем сразу сделать летающую машину и начать возить на ней пассажиров, сначала была стадия разработки, у нас уже прошли испытания в «Лужниках» (что получилось благодаря Московскому инновационному кластеру), а сейчас мы готовимся к сертификации. Думаю, этап подготовки к сертификации и испытаний займет несколько лет, так как процесс это сложный и трудозатратный. Но с каждым годом мы становимся все ближе к тому, что летающее такси станет не просто реальным, но и массовым.
Изучите патентный ландшафт
Перед началом работы над какой-либо инновационной идеей нужно выяснить, сколько за последнее время было подано заявок на патенты по интересующему вас технологическому направлению. Также потребуется узнать, сколько патентов получено и какие технологии и сектора экономики особенно интересуют людей, подавших эти заявки. Это позволит оценить степень новизны и перспективность технологии и понять, есть ли у нее аналоги, много ли конкурентов будет у вас на этом поле. Изучать патентный ландшафт можно самостоятельно, если есть соответствующие компетенции, а можно обратиться к патентным поверенным, которые занимаются этим профессионально.
Как Московский инновационный кластер помог стартапу «Ховер»
Стартап «Ховер» разрабатывает собственный дрон-такси. Технические характеристики позволят ему перевозить пассажиров или грузы общим весом до 300 килограммов со скоростью до 200 километров в час на высоте порядка 150 метров. Дроном управляет цифровая система, а в экстренной ситуации такси спустится на землю при помощи встроенного парашюта. Московский инновационный кластер помог организовать тестирование дрона-такси в «Лужниках» с привлечением прессы и подобрать партнера — им стал Московский авиационный институт, который оказывает содействие в доработке систем и сертификации.
Помогите своему стартапу выстрелить
Московский инновационный кластер, подведомственный Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы, уже помог сотням предпринимателей найти инвесторов и партнеров, получить субсидии и гранты, арендовать помещение или пропилотировать свое решение в корпорации. Например, можно принять участие в одной из программ развития кластера, благодаря которым стартапы привлекли более 2,5 миллиарда рублей инвестиций. Участник и партнер проекта сам выбирает нужные ему меры и программы поддержки на платформе i.moscow.
Если у вас тоже есть идея, которую вы хотите воплотить в жизнь, подавайте заявку на участие в Академии инноваторов, запущенной Московским инновационным кластером. Программа подходит и для начинающих предпринимателей, и для тех, кто уже ведет бизнес и ищет партнеров или инвесторов. Занятия будут проходить онлайн и офлайн. Участие в программе бесплатное. Главное условие для подачи заявки — наличие инновационной идеи, уже реализуемого проекта или же желания начать свое дело, а также важно обладать базовыми управленческими и предпринимательскими компетенциями. Заявку можно подать на сайте Московского инновационного кластера до 31 декабря 2021 года.
Материал подготовлен
при поддержке