
Какими должны стать офисы после удаленки Рабочее пространство 2.0

Когда в марте 2020 года был объявлен режим самоизоляции, казалось, что это ненадолго и через месяц—полтора мы сможем вернуться на прежние рабочие места. Прошло полтора года, но многие остаются на удаленке: проводят дни в пижаме и видят коллег только на экране ноутбука. А те, кто вернулся в офис, попал в совсем другое пространство: на полу появилась разметка, на столах — санитайзеры, а от соседей по опенспейсу приходится держаться подальше. В будущем офисы ждут и другие важные перемены — они могут стать более зелеными и умными. Вместе с Coca-Cola в России мы разобрались, как меняются рабочие пространства и что делают компании, чтобы сохранить здоровье сотрудников и ресурсы планеты.
Большинство компаний перейдет на гибридный формат работы
По данным сервиса SuperJob, возвращать сотрудников с дистанционной работы не планируют 32 % российских компаний, а 34 % собираются вызвать в офис только часть удаленщиков. В «Битрикс24» выяснили, что гибридный формат рассматривают 53 % компаний.
Александр Горбачев, менеджер по устойчивому развитию в компании Coca-Cola HBC Россия, уверен, что главное — чтобы сотрудник сам решил, хочет он оставаться на удаленке или приезжать на работу пять дней в неделю. «Нужно учитывать, насколько у человека дома комфортные условия. С одной стороны, у тех, у кого есть дети, могут возникнуть сложности с продуктивностью на протяжении всего рабочего дня. С другой — когда ты постоянно находишься один дома, это может наложить отпечаток на психологическое здоровье. На удаленке у многих возник дефицит общения», — говорит Александр. По его мнению, гибридный формат, когда можно чередовать дом и офис, является оптимальным. «Он позволяет организовать рабочее место где угодно, даже рядом с морем, куда многие отправились этим летом. Те, кому важно, чтобы удаленный офис был экологичным, могли поехать в Новороссийск — там Coca-Cola в России запустила проект „Пляж без отходов“. Мы организовали раздельный сбор мусора на городских пляжах: за лето 2021 года на них собрали и отправили на переработку свыше трех тонн отходов. Также в сентябре мы открыли в городе интерактивную экспозицию „Пляж без отходов“ (Zero Waste Lab), посетив которую можно узнать о правилах сортировки, экологичном образе жизни и проблеме переработки мусора в России», — отметил Горбачев.
Что касается офиса в Москве, то в опенспейсе, где размещаются сотрудники представительства Coca-Cola в России, можно будет бронировать места через специальное приложение. Во-первых, так в офисе не соберется слишком много сотрудников, и всем хватит места с учетом социальной дистанции. Во-вторых, если кто-то заболеет, можно будет отследить, с кем этот человек контактировал.
Видеозвонки, которые сейчас заменяют живые встречи с коллегами, кажутся удобными, но и с ними не все так просто. Ученые ведущих американских университетов подсчитали, что за час конференции с включенной камерой в атмосферу выбрасывается до одного килограмма углекислого газа — столько же получается при сжигании полулитра бензина. Александр Горбачев советует включать видео только в начале звонка, чтобы поприветствовать коллег (опять же, это поможет не чувствовать себя одиноким на удаленке), а дальше общаться без него.
Пластик
и нержавеющую сталь заменит медь
В центре Нью-Йорка скоро появится антибактериальный бизнес-центр. Компания Marx Reality планирует переделать 18-этажное офисное здание на Мэдисон-авеню с учетом требований новой реальности. В просторном лобби гости и работники легко смогут держать дистанцию, а вместо привычного пластика и нержавеющей стали в отделке будут преобладать медь и ее сплав — латунь. Эти материалы выбраны благодаря их антибактериальным свойствам. Ионы меди разрушают микроорганизмы, попадающие на поверхность металла. Поэтому медные дверные ручки, перила и другие элементы интерьера, к которым люди часто прикасаются, помогут противостоять распространению коронавируса.
У меди есть и еще одно важное преимущество: она считается более экологичным и устойчивым материалом. В отличие от недолговечного пластика она прослужит десятки лет, а потом ее можно переработать. Согласно исследованию Института интегральных схем общества Фраунгофера, около двух третей всей меди, добытой с 1900-х годов, используется до сих пор.
Об организации более экологичных рабочих пространств задумались многие компании. Стратегия сглаживания кривой, которая позволила снизить число заболевших коронавирусом и нагрузку на систему здравоохранения благодаря простым действиям каждого, может применяться и для снижения нагрузки на ресурсы планеты. Для этого нужно, чтобы больше людей и компаний задумались об уменьшении своего углеродного следа.
Изменятся сами здания
и их инженерные
системы
Изменятся
сами здания
и их инженерные
системы
В 1990 году в Британии был разработан сертификат BREEAM для оценки экологической эффективности зданий. Офисные пространства, которым он присваивается, оценивают с точки зрения энергозатрат, рационального потребления ресурсов, количества отходов, здоровья и благополучия сотрудников. А еще с точки зрения инженерных систем.
Если дома снизить риск заражения коронавирусом помогает проветривание, то в офисе часто невозможно открыть окна. И не только из-за коллег, боящихся сквозняков, а из-за конструкции здания. В этом случае нужна приточно-вытяжная вентиляция: оборудование закачивает свежий воздух с улицы, очищает его, подает в помещение и одновременно выгоняет отработанный на улицу.
Офисы станут
более технологичными
Офисы станут более
технологичными
Кнопки лифта, дверные ручки, общая кофеварка — до этих предметов постоянно дотрагиваются сотрудники и гости офиса. При этом вирусы сохраняются на них до нескольких часов. Поэтому вполне возможно, что в бизнес-центрах будут чаще использоваться бесконтактные технологии: датчики движения и устройства с голосовым управлением.
Одним из самых опасных мест остается кабина лифта — даже если не нажимать на кнопки. В замкнутом пространстве, которое проветривается только при открытии дверей, вирусы сохраняются до двух суток. Чтобы люди продолжали пользоваться лифтами без риска для здоровья, специалисты Щербинского лифтостроительного завода разработали встроенную систему дезинфекции кабины. Когда все пассажиры выходят, включаются светодиодные излучатели бактерицидного ультрафиолета. А томский стартап ЦОЛТ предлагает убивать вирусы в помещениях с помощью широкополосного лазерного излучения.
От коллег придется
держаться
на расстоянии
Офисы нового формата точно понравятся интровертам: сидеть в опенспейсе локоть к локтю с другими сотрудниками теперь не нужно. Наоборот, необходимо соблюдать дистанцию в полтора метра. Как полагают ученые Гарвардского университета, это продлится до 2022 года.
С учетом этого факта лондонская компания Cushman & Wakefield представила концепцию «офиса шести футов». Люди в нем могут постоянно находиться почти в двух метрах друг от друга — причем не только в опенспейсе, но и на кухне, и в коридоре. Не запутаться поможет разметка на полу. В коридорах можно будет двигаться по стрелкам только в одном направлении — как автомобили на улицах с односторонним движением.
Разговоры о том, что работа в опенспейсе не способствует продуктивности и обмену идеями, а утомляет и мешает сконцентрироваться, идут давно. Теперь же появилась причина разойтись по кабинетам, чтобы соблюдать социальную дистанцию. Там, где опенспейсы останутся, они будут устроены по новым правилам. Если раньше сотрудники одного отдела садились рядом, то теперь им придется максимально отдалиться друг от друга и, возможно, даже разойтись по разным этажам. Это нужно для того, чтобы разом не заболел весь отдел, оставив пустым целый сектор работы.
Электронный
документооборот
заменит бумагу
Электронная подпись, документы на облачном сервисе и безбумажное делопроизводство — на удаленке люди привыкли к цифровым форматам и даже в офисе вряд ли захотят от них отказываться. Это не только экологично, но и удобно: испортить электронный документ, разлив на него кофе, невозможно.
Убираться
придется чаще
Убирать офисы будут чаще и тщательнее. При этом каждому сотруднику придется лично следить за чистотой своего места: протирать антисептиками и чистящими средствами стол, ручки ящиков и подлокотники кресла. Изменится и офисная мебель: на смену фактурным деревянным поверхностям придут различные виды пластика, в том числе и переработанного. С них проще удалять загрязнения, и они лучше выдерживают воздействие бытовой химии.
В то же время постоянная уборка может нанести вред экологии. Чтобы этого избежать, Александр Горбачев предлагает пользоваться многоразовыми салфетками, выбирать средства, прошедшие эко сертификацию (проверить маркировку можно в приложении Ecolabel Guide), покупать антисептики и бытовую химию в упаковке больших объемов и сдавать освободившуюся тару на переработку.
В офисах появятся
сады и огороды
На удаленке многие страдали от снижения продуктивности. Когда рядом диван и холодильник, сконцентрироваться на рабочих задачах оказалось сложнее, чем в офисе рядом с работающими коллегами. Дать буст продуктивности как раз и помогут растения. Как выяснили эксперты JLL, зеленый офис может сделать работников эффективнее на 16 %.
Можно не ограничиваться садом на подоконнике, а выделить для него место на крыше. Такое необычное решение для офисов нового формата предложило голландское бюро Powerhouse Company. Это даже не офисное здание, а огромная лодка, построенная из экологичной древесины. Отапливать дом собираются солнечными батареями, а охлаждать — с помощью морской воды и растений, высаженных на кровле, так что здание практически не будет потреблять энергию. Плавучий бизнес-центр планируют пришвартовать в Роттердаме. Проектом уже заинтересовалась Глобальная комиссия по адаптации, которая занимается подготовкой городов и стран к изменению климата.
Разделяй с нами
Экология не пустой звук для современных компаний. Напротив, бренды внедряют все больше зеленых инициатив и прокачивают свои производства. Не исключение и Coca-Cola. У компании есть глобальная экологическая стратегия «Мир без отходов», принятая в 2018 году. Снижение объема отходов на планете стало ключевым приоритетом устойчивого развития для бренда. Так, к 2025 году компания планирует полностью перейти на перерабатываемую упаковку, а к 2030-му отправлять на переработку все, что выпускает на рынок.
В России в 2016 году бренд запустил программу «Разделяй с нами». Сейчас она работает в 83 субъектах страны и состоит из двух частей: инфраструктурной и просветительской. В рамках первой компания осуществляет закупку и расстановку контейнеров, а также организацию переработки мусора. За первые четыре года в 55 городах России появилось более 6,4 тысячи специальных баков, а собрать и переработать, по данным на конец 2020-го, удалось более 90 тысяч тонн упаковки. Также Coca-Cola обучает население раздельному сбору отходов и развивает данную культуру на всех уровнях. Просветительские проекты охватили более 2,5 миллиона человек — школьников, студентов и жителей микрорайонов.
Coca-Cola в России — пример того, как бизнес способен инициировать важные социальные сдвиги.