1001 хитрость: Пошаговая инструкция, как открыть франшизу и не пожалеть Предупреждаем: голодным не смотреть
Бизнес по франшизе кажется многим плевым делом. Это логично — ведь продавец франшизы помогает покупателям с бизнес-планом, проводит контроль качества и часто делает централизованные закупки и рекламные кампании. На самом деле в покупке франшизы скрывается очень много рисков: знаете ли вы, например, как вычислить франчайзера-мошенника или не оказаться в кабале у поставщика? Разобрались вместе с Центром франчайзинга при Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства (СОФПП) и бизнесменом Артемом Голодом, открывшим при помощи фонда в 2020 году пекарню «Мякушка» по франшизе. Читайте, как у молодого человека, не знавшего ничего о бизнесе, получилось разобраться в непростых вопросах франчайзинга и не совершить роковых ошибок.
Бизнес по франшизе кажется многим плевым делом. Это логично — ведь продавец франшизы помогает покупателям с бизнес-планом, проводит контроль качества и часто делает централизованные закупки и рекламные кампании. На самом деле в покупке франшизы скрывается очень много рисков: знаете ли вы, например, как вычислить франчайзера-мошенника или не оказаться в кабале у поставщика? Разобрались вместе с Центром франчайзинга при Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства и бизнесменом Артемом Голодом, открывшим при помощи фонда в 2020 году пекарню «Мякушка» по франшизе. Читайте, как у молодого человека, не знавшего ничего о бизнесе, получилось разобраться в непростых вопросах франчайзинга и не совершить роковых ошибок.
Артем Голод
Артем Голод
владелец пекарни «Мякушка» в Академическом
Понять, подходит ли вам франшиза психологически
Не всем предпринимателям подходит покупка франшизы. Если вы болезненно воспринимаете контроль над собой и не привыкли следовать правилам (что противоречит самой сущности франчайзинга), вы рискуете постоянно получать штрафы и в итоге распрощаться с проектом. Франшиза — это навсегда или довольно надолго, поэтому франчайзи должен быть терпеливым командным игроком. С осторожностью франшизу стоит покупать креативному, активному и привыкшему постоянно меняться предпринимателю — для таких условия адаптации проекта должны быть очень гибкими. И наоборот, этот формат хорош для новичков, у которых нет своей уникальной идеи и которые жаждут учиться.
Артем: «Долгое время я работал по найму в сфере продаж — это приносило хорошие деньги, но не удовольствие. Я постоянно возвращался к мысли об открытии своего дела, но у меня не было ни идеи, ни достаточного багажа знаний. Наконец я поставил себя перед выбором: прямо сейчас начать готовиться к открытию бизнеса или больше никогда не думать о нем».
Выбрать не то, что уже умеешь, а что любишь
Как правило, чаще приходят к успеху те проекты, где основатель искренне горит делом и верит в его пользу, чем соответствующие образованию предпринимателя либо открытые под влиянием спроса. Иначе бизнес рискует быть бездушным, а вы сами — быстро выгореть. Но, конечно, важно убедиться, что в вашем городе на проект есть спрос: изучить рынок и конкурентов, понять, есть ли подходящее помещение, оценить инфраструктуру. Можно даже попробовать сделать пробные продажи. Наиболее востребованы франшизы общепита и предприятий сервиса, особенно в новых районах.
Артем: «Я долго думал, какому именно делу могу посвятить много времени. Бизнесы по перепродаже мне были неинтересны, а к открытию производства не был готов. В этот момент меня поддержала семья. Вместе мы нашли компромисс — решили открыть пекарню. Кофе и булочки — это то, что я люблю сам, любят мои родственники и другие люди. А сам процесс выпечки и варки кофе не сложный, а даже приятный. Но я ничего не знал об общепите и начал искать наставника. Изучив глубже формат франшизы, о котором раньше знал совсем немногое, решил, что это именно то, что мне нужно».
Закрыть пробелы в знаниях
Если вы не уверены, что досконально понимаете все бизнес-процессы, систему налогообложения и законодательство в этой сфере, единственный подходящий момент в этом разобраться — до открытия любого бизнеса и особенно по франшизе. Лучше провести пару вечеров перед компьютером или на консультациях у специалистов, чем потом терпеть многотысячные (а то и миллионные) убытки и полностью перестраивать систему.
К счастью, помощь сейчас можно получить совершенно бесплатно — обратившись в СОФПП. Фонд проводит мероприятия и индивидуальные консультации по всем аспектам предпринимательства.
Не стесняться уточнять и проверять
Если вы не знаете, какую именно франшизу хотите открыть, обратитесь на специальные базы-агрегаторы. На них размещают только проверенные юридически проекты. Франшизы, подходящие для открытия в Екатеринбурге и городах Урала, легко найти в каталоге Центра франчайзинга. Многим из этих компаний помог запустить франшизу сам центр. Кроме того, франчайзеры участвуют в специализированных выставках — на Урале их также регулярно проводит СОФПП.
Составив шортлист, внимательно сравните условия. Делайте это структурно — проще говоря, не противопоставляйте успешный бренд и высокую окупаемость: сравнивайте маркетинг с маркетингом, а финансы с финансами. Важно не торопиться при сравнении франшиз по финансовым параметрам — если не хватает подробностей, запросите расшифровку инвестиций и структуру затрат. Возможно, один франчайзер включил в смету все возможные позиции, а второй не учел даже необходимых платежей при формировании стоимости франшизы, чтобы сделать свое предложение максимально привлекательным. В некоторых случаях выдать недобросовестного франчайзера может соотношение паушального взноса и срока договора: если взнос очень высокий, а договор при этом подписывается на короткий срок, это может означать, что франчайзер настроен продать как можно больше франшиз и заработать на них здесь и сейчас, а дальнейшая судьба покупателей его не интересует. Именно поэтому стоит искать франшизы на базах: там проверяют и эти аспекты.
Не менее важно иметь возможность пообщаться с продавцом франшизы лично или хотя бы видеосвязи. Очень часто на этом этапе чувствуется, сойдетесь ли вы. Еще лучше — поговорить с уже работающими франчайзи. Иногда головная компания даже рекомендует покупателю пообщаться с похожими регионами, у которых были трудности, чтобы не совершать аналогичных ошибок. Запросите у продавца историю открытий и закрытий его франшиз за несколько последних лет (в зависимости от того, сколько компания вообще существует). Когда один партнер открывает второе, третье, четвертое предприятие — это главный показатель качества франшизы. Спросите, как долго компания на рынке, какой у нее штат, большой ли офис, какие группа поддержки и организационная структура. Сколько лет работает программа франчайзинга, насколько прописаны процессы — от брендбука до регламентов и руководства по ведению бизнеса. У добросовестного франчайзера все это должно быть максимально открыто и детализировано, даже если вы еще далеки от покупки.
Наконец, франшизу нужно пробить по правоохранительным базам, если вы связались с продавцом не через агрегатор франшиз. Это позволит не только проверить его благонадежность, но и в дальнейшем составить более актуальный договор (объясним позже). Например, по базе ФИПС можно проверить, кому принадлежит торговая марка, если знать ее номер (можно напрямую запросить его у франчайзера). На базах данных судов выясняют, были ли у продавца разбирательства с франчайзи, и если да, по какому вопросу.
Артем: «Разобравшись, как устроена франшиза, я начал искать информацию об этом в сети. Так я обнаружил каталог франшиз на сайте Фонда поддержки предпринимательства. Из большого списка меня привекла франшиза „Мякушки“ — простой бизнес-моделью и высокой доходностью. Это уральский проект, при этом сеть пекарен еще небольшая, поэтому в ней сохранилась вся теплота, которую вложил ее создатель. Сначала я обратился в СОФПП для первичной консультации по открытию бизнеса. Там ответили на вопросы, знаний по которым мне не хватало, и подтвердили, что „Мякушка“ — идеальный для меня вариант. А потом связали с создателем бренда, и на встрече мы сразу нашли общий язык. Помню, как у меня кружилась голова, потому что моя мечта наконец-то исполнялась.
Следующий шаг был более приземленным — найти деньги. Статей расходов было очень много — оборудование, ремонт, инвентарь, сырье, сама франшиза и сопутствующие расходы. У меня были свои накопления, но открывать дело на последние сбережения — совсем плохая и авантюрная идея. Поэтому я взял там же в фонде займ для начинающих предпринимателей. (СОФПП выдает много льготных займов — до 5 миллионов рублей можно получить по ставке от 2,125 % до 10 % годовых). Деньги поступили на расчетный счет моего ИП меньше, чем через две недели. А весь процесс от поиска франшизы до открытия пекарни занял около трех месяцев. Вскоре открылась моя собственная „Мякушка“ в Академическом. На открытие пекарни мама создателя сети подарила нам картину с котом, которую сделала сама. Теперь она висит в зале на видном месте и стала одним из символов нашего заведения. А о своем выборе я ни разу не пожалел».
И наконец, показать договор юристу
К согласованию договора стоит привлечь юриста, который подскажет риски будущего сотрудничества. Только уточните, есть ли у него опыт работы с франчайзингом — сфера достаточно специфичная.
На что стоит обратить внимание:
- срок действия договора, права и основания его продления или досрочного расторжения. Важно, чтобы франчайзи мог выйти из бизнеса по собственному желанию. Кроме того, подозрительно, если продавец устанавливает короткий срок действия франшизы и исключает право продления со стороны франчайзи. Это может означать, что головная компания хочет получить раскрутку бренда на территории и затем оставить его себе;
- включает ли договор право самим выбирать поставщиков. Когда товар или его составляющие не уникальны, единственно допустимый партнер заставляет задуматься о нечистой схеме. А если вы закупаете товар напрямую у франчайзера, он может в одностороннем порядке пересмотреть цены;
- грамотность и однозначность. Допустим, в договоре написано «на территории Екатеринбурга Свердловской области»: непонятно, можно ли открывать точки по всему Уралу или только в его столице.
Центр франчайзинга ведет предпринимателя к его цели «от А до Я», и делает это совершенно бесплатно. Получить более подробные объяснения по всем этим этапам и помощь по составлению бизнес-плана, подобрать идеально подходящий вам проект, проверить стороннюю франшизу и ее документацию, одолжить деньги на запуск — все это может сделать СОФПП. Вам останется только радоваться исполнению вашей мечты.
Материал подготовлен
при поддержке
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ). СОКРАЩЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: СОФПП.
ОГРН 1036603990224, ИНН 6671118019.
Екатеринбург, ул. Восточная, 7д
+7 (343) 288-77-85
Фотографии и видео: Эдуард Жуков