• 18+
  • Спецпроект
  • 3 июня 2021

«Обидно, когда высшая степень похвалы — это „О, будто не в Екатеринбурге!“» Григорий Заславский — о локальности, вытесняющей провинциальность

«Обидно, когда высшая степень похвалы — это „О, будто не в Екатеринбурге!“»

Архитектурная мастерская RIM.VIII, как признает ее основатель Григорий Заславский, больше напоминает пиратский корабль, артель золотодобытчиков или клуб дизайнеров-интровертов, чем группу офисных проектировщиков. Можно не знать ни ее названия, ни имени главного архитектора, однако не ощутить размаха и плодовитости команды в Екатеринбурге невозможно — за последние полтора десятилетия здесь реализованы несколько сотен проектов мастерской: рестораны, торговые и фитнес-центры, общественные пространства.

Новые рестораны, о которых рассказывает The Village Екатеринбург, тоже зачастую сделаны командой «Рима». «Гастроли» и «Гады», «Хмели-Сунели» и Double Bar, «Ле Бург» и «Шоко», «Огонек» и On Bar, «Бюро находок», «Итальянцы», Norra Rok, «ЧаЩа», James, Carrot People, «Своя компания» — проекты студии Заславского, как, например, и фитнес-клуб «Реформа» в Ельцин Центре, и оружейный магазин «Баллистика» напротив, и магазин кроссовок Mad Shop на Радищева.

В новом спецпроекте мы поговорили с Григорием о сценариях потребления, локальной идентичности, вытесняющей провинциальность, о маленьких городах и большой архитектурной мечте, а еще о ценности команды — RIM.VIII ищет архитекторов-единомышленников и продюсера. Чтобы рассказать о себе, напишите письмо на почту RIM.VIII.STUDIO@gmail.com.

Архитектурная мастерская RIM.VIII, как признает ее основатель, Григорий Заславский, больше напоминает пиратский корабль, артель золотодобытчиков или клуб дизайнеров-интровертов, чем группу офисных проектировщиков. Можно не знать ни ее названия, ни имени главного архитектора, однако не ощутить размаха и плодовитости команды в Екатеринбурге невозможно — за последние полтора десятилетия здесь реализованы несколько сотен проектов мастерской: рестораны, торговые и фитнес-центры, общественные пространства.

Новые рестораны, о которых рассказывает The Village Екатеринбург, тоже зачастую сделаны командой «Рима». «Гастроли» и «Гады», «Хмели-Сунели» и Double Bar, «Ле Бург» и «Шоко», «Огонек» и On Bar, «Бюро находок», «Итальянцы», Norra Rok, «ЧаЩа», James, Carrot People, «Своя компания» — проекты студии Заславского, как, например, и фитнес-клуб «Реформа» в Ельцин Центре, и оружейный магазин «Баллистика» напротив, и магазин кроссовок Mad Shop на Радищева.

В новом спецпроекте мы поговорили с Григорием о сценариях потребления, локальной идентичности, вытесняющей провинциальность, о маленьких городах и большой архитектурной мечте, а еще о ценности команды — RIM.VIII ищет архитекторов-единомышленников и продюсера. Чтобы рассказать о себе, напишите письмо на почту RIM.VIII.STUDIO@gmail.com.

Григорий Заславский

Архитектор, основатель мастерской

— Часто дизайн-студии стремятся сделать крутой и современный интерьер, хотя временами это не решает задачи клиента. Условные «Гастроли» действительно должны быть самым новым, самым модным пространством. Но вот в Уфе у мастерской есть проект, очень большой грузинский ресторан. Глобально он не отличается от «Хмели-Сунели», который мы сделали девять лет назад («Хмели-Сунели» — грузинский ресторан в Городке Чекистов, — Прим. ред.). Ресторан запущен, собираются очереди, собственник говорит: «Какой рабочий проект!» А ведь нам пришлось побороть желание сделать модное грузинское место, которое не о старом Тбилиси и его антураже. И это важный момент: перебарываешь себя, делаешь еще один «Хмели-Сунели», люди возвращаются, собственник зарабатывает деньги, все довольны.

Нужно четко понимать, кто, когда и зачем будет потреблять то, над чем ты работаешь. Есть сообщество, для которого грузинский ресторан должен быть размером в лучшем случае с «Сойку» (бистро Валентина Кузякина по соседству с рестораном «Гастроли», — Прим. ред.) и выглядеть, как будто находится в Лондоне, но при этом предлагать грузинскую кухню, что удивит и заинтригует гостя. Но когда строишь большой ресторан, рассчитываешь не на эти несколько тысяч горожан, а на более широкую и разношерстную аудиторию.

Делая нечто безумное для себя, архитектор словно самовыражается, не заботясь ни о заказчике, ни о его госте. Наша задача — в первую очередь делать так, чтобы гостям в пространстве было хорошо. Мир ломается, его надо чинить, а не доламывать.

О сценариях потребления

— Такой подход не подразумевает, что следует полностью потакать клиентам. Делая новый интерьер в кафе на Уралмаше, мы не пытаемся сделать его самым модным. Однако предлагаем пойти чуть дальше, сделать чуть больше: расширить оконные проемы, разместить много зелени. При этом держим в голове задачу, что обязаны внести изменения, не оттолкнув гостя. Его легко напугать излишне дорогим интерьером. Многим не придет в голову зайти в такое заведение.

Часто люди не замечают того, что ниже или выше их сценария. В джинсах и в спортивной кофте я зачастую пройду мимо ресторана, в котором скатерти и стекло на столе — не потому, что там дорого, а потому, что я не соответствую данному сценарию. И если архитектор создает нечто по определению не соответствующее сценариям потребления тех людей, которые должны это потреблять, он сразу не пустит их туда ментально. Поэтому важно показывать что-то новое и давать чуть больше, но не делать слишком пафосно, визуально дорого, недоступно.

У каждого заведения, работающего достаточно долго, есть постоянные клиенты. Это люди, которым все нравится. И вот заказчик решает обновить ресторан, но боится испугать постоянных клиентов. Это опасный путь: как правило, к нам обращаются, когда есть некоторая проблема. И вероятно, клиентов либо мало, либо они редко приходят, либо мало приносят. Например, ресторану 20 лет, а людям, которые туда ходили все эти годы, уже 50. Эти ребята уже не могут выпивать, как раньше, а их друзья переехали в другие города или живут на даче. Значит, изменения необходимы, хоть постоянные клиенты почти наверняка будут недовольны.

Я сам являюсь постоянным клиентом некоторых заведений, у которых есть потребность поменяться. Каждый раз прихожу и думаю, сколько мне еще осталось? Заведение рано или поздно изменится, и это объективно.

Нужно четко понимать, кто, когда и зачем будет потреблять то, над чем ты работаешь

О соавторстве

— Я пытаюсь избегать формулировки «любимый проект». Если в той или иной степени не любишь свой проект, лучше им не заниматься. Мы работаем и с огромным торговым центром, и с крупной металлургической компанией, решаем задачи на две, три, пять тысяч квадратных метров. А еще помогаем, дорисовываем, подсказываем молодым ребятам, которые пытаются создать нечто свое, удивить город и у которых по большей части нет на нас денег.

Часто мы не главные, а только помогаем создать и оформить визуальный образ, иногда просто утвердиться во мнении. В первую очередь рядом с заказчиком мы соавторы. Не навязываем собственное видение, а стараемся найти картинку, которая есть у клиента в голове. Важно, как он видит своих потребителей, чтобы помочь ему подобрать правильные решения, дорогу к их сердцу.

Когда работаем над проектом, стараемся абстрагироваться от себя как от потребителей. У каждого из нас хоть и широкие сценарии потребления — ресторан, бар, фитнес-центр — но все равно ограниченные. Во время работы над проектом с клиентским потоком очень важно представить интерес конечного потребителя, даже если им не являешься.

Бывают и пространства, которые мне визуально вообще не близки. У мастерской есть клиент, который придумывает сам абсолютно все — я так не смог бы. При этом он отлично знает своего гостя, его музыкальные предпочтения. Почему я должен с ним спорить? Этот проект, может, эстетически мне не близок, но если находится достаточное количество людей, которые готовы это потреблять и которым это нравится, значит, мы отлично сделали свою работу.

Конечно, существует ретроспективная архитектура, которая считается практически зашкваром. И когда клиент приходит с подобным запросом, у нас есть выбор: сказать «мы такое вообще не рисуем», бросить, отдать кому-то или помочь ему сделать настолько хорошо, насколько это возможно с его видением. Мы ведь смотрим на мир с позиции клиента, а не самовыражаемся. Тем самым мы чиним мир.

Я сам являюсь постоянным клиентом
заведений, у которых есть потребность поменяться. Каждый раз прихожу и думаю, сколько мне еще осталось?

О влиянии на городскую среду

— Если пафосно, у RIM.VIII мировая география: проекты от Казахстана до Франкфурта и Берлина. Хотя то, что мы делали в Германии, скорее случайность, чем система. Самый дальний проект у нас был в Якутске. Нет, не то чтобы мы широко известная в Якутии студия — просто наши клиенты решили там открыть проект, и мы его сделали.

Мастерская выполнила несколько проектов в Сочи, где поработала уже вся Россия. Рестораны в «Скай парке» (парк приключений с подвесным пешеходным мостом и банджи-джампингом в горах Сочи, — Прим. ред.) — наши. Есть несколько заведений в «Роза Хуторе» и центре города. Есть проект во Владивостоке, связанный с Ильей Лагутенко. Но по большей части я профессиональный екатеринбуржец. Сложно посчитать все проекты, выполненные здесь,— от крошечных юнитов «Баскин Роббинса» (островков, — Прим. ред.) до торговых и фитнес-центров, но их ощутимо больше 300.

Это дает мне и архитекторам мастерской большую возможность: мы создаем реальность, в которой живет Екатеринбург, где каждые три месяца что-нибудь открывается. Мы повлияли на жизнь городского потребителя сильнее, чем многие архитекторы. Сколько людей ходят в «Свою компанию»? Огромное количество. Мы делали интерьер этой сети. Это фактически меняет город и его сознание.

Мы все хотим пожить в условном Берлине. Считается, что он классный. На самом же деле Берлин с точки зрения городской архитектуры не так уж прекрасен и ушел не сильно далеко от Екатеринбурга. Однако ментально там находишься в совершенно другом пространстве — и да, Екатеринбургу в этом смысле до него далеко. Людям скорее захочется пожить в мысленном Берлине, чем в мысленном Екатеринбурге.

Недавно я понял, что у нас есть особый комплимент для интерьера — неважно, приходишь ли ты к другу в квартиру со свежим ремонтом, или в фитнес-центр, или в новый ресторан: «Ооо! Как не в Екатеринбурге!» То есть «как не в Екатеринбурге» — это одна из высших степеней похвалы пространства. А это так-то обидно! Фактически наша работа позволяет не за полгода, дольше, но сделать Екатеринбург ментально чуть ближе к условному Берлину.

Когда клиент приходит с подобным запросом, у нас есть выбор: сказать «мы такое вообще не рисуем» или помочь ему сделать хорошо

О провинциальности и локальности

— По этой причине, например, я люблю ресторан Le grand café (французский ресторан в «Покровском пассаже» с эклектичным интерьером, — Прим. ред.). Люблю не за дизайн и не как дизайнер, а за ощущение: он выглядит не как Екатеринбург, не как любой другой город, это абсолютно сюрреалистичное пространство. Такой же сюрреализм — Plov project, просто с разным бюджетом, и во втором случае этот сюрреализм тактильно понятен. Барную стойку в Le grand café сделали мастера, которые создают гондолы в Венеции. Шефа привезли из Лиона. На стене винтажные броши. В нем будто отправляешься в какой-то литературный Париж, который в реальности и не существовал — только у его автора в голове. На мой взгляд, это немного театр, театр ощущения.

Такие неконвенциональные интерьеры вдалеке от столиц могут называться «провинциальными» с негативным окрасом, чуть ли не «деревенщина». А есть другое слово — «локальные». И сразу становится классно. Когда путешествуешь по Европе, ведь не считаешь Лион провинциальным? Хотя для тех, кто живет в Париже, Лион ничем не отличается от Екатеринбурга для москвичей. Но вот в Лионе своя локальная культура, своя локальная кухня и даже вино немного другое. Путешествуешь по городам Франции, и в каждом есть свой сыр. И у нас, в Екатеринбурге, в этом смысле есть свои места, продукты и бренды.

Made in Ural такой. Шефы уральской кухни, которые объединились в AUC. Вкусно или невкусно, неважно: круто, что ребята уже создают и оформляют некое поле уральской кухни, свой российский Лион. Для кого-то это, может быть, и провинциально. Но надо сделать так, чтобы провинциальность Екатеринбурга стала мощным локальным продуктом.

 «Как не в Екатеринбурге!» — это одна из высших степеней похвалы пространства. А это так-то обидно!

Об артели и задачах

В «Риме» нас чуть больше 10: архитекторы, дизайнеры, есть люди, которых я мыслю в голове капитанами, сопровождающими ведущую группу. Это больше похоже не на студию, а на артель. Исторически в артели добывали золото, посвящали этому всю жизнь, но оставались достаточно свободными. Мы и сейчас ищем в команду людей, которые ценят внутреннюю свободу.

Мне в этом смысле всегда очень нравились пираты с их крайней степенью демократии. Пираты выбирали себе капитана голосованием, а затем набирали команду. Получалось государство, где у каждого избирателя есть оружие и право его применить, — вот, где высокая ответственность за свои действия, в том числе и у капитана.

С точки зрения сегментов рынка мы делаем все, где есть клиентский бизнес, клиентское пространство, клиентский поток. Это может быть ритейл, для которого это важно: например Mad Shop, наш постоянный клиент. Он продает кроссовки, но не просто обувь, а стильный образ, лайфстайл. Важно, в каком пространстве эти кроссовки покупают.

Другой магазин продает охотничье оружие, и это абсолютно разные задачи. В «Баллистике» есть одни люди, которые приходят покупать винтовку за 2 миллиона, а есть другие, живущие в деревне, и для которых ружье — это как для меня кроссовки, повседневная вещь: чтобы волк овец не таскал или чтобы уточку себе на ужин добыть. И важно создать пространство, где два этих покупателя пересекаются. Они очень разные, при этом обоим должно быть комфортно. Одних нужно не напугать, вторых приласкать. Главное, о чем мы помним, что зачастую интерьер является вторым триггером для посещения места, а иногда и первым.

Надо сделать так, чтобы провинциальность Екатеринбурга звучала мощным локальным продуктом

О чужих проектах

Так сложилось, что основные достижения городского дизайнера мы сейчас видим в ресторанах. Конечно, мы более провинциальны, чем Москва, но то, что у нас делают Кузякин («Сойка»), Борисихины (создатели ресторана Cibo, — Прим. ред.), Шлаен (ресторанная группа Center Franchising), особенно последние его проекты, Sekta — это очень высокий уровень. «Секта» — это же просто от зависти можно сдохнуть любому дизайнеру. Настолько классно у них получилось!

Чаще всего я как потребитель провожу время в «Сойке». Там моя компания, мои друзья: не я сделал это пространство, но оно прекрасно. Есть еще офис «Золотого яблока», у создателя которого потрясающее чувство вкуса, мне оно созвучно. «Золотое яблоко» для меня — это та екатеринбургская провинциальность, которой можно гордиться. Горжусь, что они нам иногда доверяют работу.

Зачастую интерьер является вторым триггером для посещения места, а иногда и первым

О будущем

— Сомневаюсь, что через 10 лет я буду продолжать делать модные бары. Модные бары в 50? Боюсь, что буду уже не таким понятливым.

При этом я знаю, что хочу делать в 50. Я хочу делать университет. УрГУ, Архитектурная академия, даже УПИ — все выглядят так, как и были построены 70 лет назад. А ведь жизнь и пространства поменялись. И если у нас получается менять пространство, в котором существуют люди, то это тоже наша работа. Во всем мире университеты — одни из самых классных общественных мест. Приятно приходить в эту библиотеку, в этот кампус, кафетерий. Скоро и нашим университетам придется меняться. Уже технически пора: здания ломаются. Настало время перестать красить стены в зеленый, а позвать нас! 🙂

Университеты — идеальный образ того, что мы хотим делать через 10 лет. Безусловно, есть конгресс-холлы, аэропорты, театры, большие гостиницы. А вот делать «Шалом Шанхай» не очень органично, потому что через 10 лет туда начнут ходить мои дочери, а я и сейчас-то там выгляжу старым.

Если серьезно, общественный дизайн, по моим ощущениям, появился тогда, когда мы начали работать — в 2008 году. Есть поколение дизайнеров чуть старше: с них начинался дизайн, но очень локальный, на 90 % частный: это были квартиры, дома и так далее. Архитекторы моего поколения сделали его массовым, вынесли в рестораны и магазины, перестали делать чистенький евроремонт. Логично, что спустя время он дойдет и до университетов.

Я знаю, что хочу делать в 50. Я хочу делать университет

RIM.VIII / Архитектурная мастерская

Григорий Заславский

«Мастерская „RIM.VIII“ начала независимую работу в 2008. Почему Рим? Мне очень нравится этот город, а еще у него положительный ассоциативный ряд — в плане стройки, архитектуры, дизайна. Слово „Рим“ само по себе очень графично и сразу становится логотипом.

В те годы у „Смысловых галлюцинаций“ вышел альбом „Лед-9“, и по ряду ассоциаций родился „RIM.VIII“. Позже мы поняли, что слово RIM в переводе с английского само по себе архитектурное — обрамление, контур, рамка. Когда мы начнем наконец-то проектировать в Лондоне, будет уместно».

«Риму» нужны свежие головы. Команда ищет архитекторов-единомышленников и продюсера. Чтобы рассказать о себе, напишите на почту.

Материал подготовлен
при поддержке

Share
скопировать ссылку

Новое и лучшее

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

История взлета и падения Hydra

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

Первая полоса

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?

«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии
«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии Папа и дочка в турецком отеле all inclusive — фильм, который могли бы снять в России
«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии

«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии
Папа и дочка в турецком отеле all inclusive — фильм, который могли бы снять в России

Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда
Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда Генпрокуратура начала проверку крупнейшего онлайн-магазина в стране
Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда

Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда
Генпрокуратура начала проверку крупнейшего онлайн-магазина в стране

«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса
«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса От эмо до интеллигентного драм-н-бейса
«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса

«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса
От эмо до интеллигентного драм-н-бейса

7 винтажных магазинов Стамбула
7 винтажных магазинов Стамбула Солнцезащитные очки Jean Paul Gaultier из коллекции 70-х годов и американские рубашки лесоруба по цене чашки кофе
7 винтажных магазинов Стамбула

7 винтажных магазинов Стамбула
Солнцезащитные очки Jean Paul Gaultier из коллекции 70-х годов и американские рубашки лесоруба по цене чашки кофе

За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?
За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года? Хуже монстров здесь только сами люди
За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?

За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?
Хуже монстров здесь только сами люди

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентахФоторепортаж Григория Радченко с протестов

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах Фоторепортаж Григория Радченко с протестов

 «Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии?
«Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии? Последний эпизод сериала об истории нью-йоркской сцены начала 2000-х
 «Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии?

«Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии?
Последний эпизод сериала об истории нью-йоркской сцены начала 2000-х

Трэш-шапито о медведе из заповедника, который обнюхался контрабандного кокаина — и всех съел
Трэш-шапито о медведе из заповедника, который обнюхался контрабандного кокаина — и всех съел Алиса Таёжная — о «Кокаиновом медведе»
Трэш-шапито о медведе из заповедника, который обнюхался контрабандного кокаина — и всех съел

Трэш-шапито о медведе из заповедника, который обнюхался контрабандного кокаина — и всех съел
Алиса Таёжная — о «Кокаиновом медведе»

В Грузии все переругались из-за закона об иноагентах. Что с ним не так?
В Грузии все переругались из-за закона об иноагентах. Что с ним не так? «Он приближает нас к порочной модели России, а не Европы»
В Грузии все переругались из-за закона об иноагентах. Что с ним не так?

В Грузии все переругались из-за закона об иноагентах. Что с ним не так?
«Он приближает нас к порочной модели России, а не Европы»

За убийство велосипедиста петербурженка получила меньше года колонии, но даже этот приговор отсрочили на 14 лет
За убийство велосипедиста петербурженка получила меньше года колонии, но даже этот приговор отсрочили на 14 лет Почему такие трагедии будут повторяться? Объясняем
За убийство велосипедиста петербурженка получила меньше года колонии, но даже этот приговор отсрочили на 14 лет

За убийство велосипедиста петербурженка получила меньше года колонии, но даже этот приговор отсрочили на 14 лет
Почему такие трагедии будут повторяться? Объясняем

Репортаж с Берлинале — или что мы будем смотреть в этом году?
Репортаж с Берлинале — или что мы будем смотреть в этом году? Фильм про мох, любовное письмо Вирджинии Вулф и полицейское насилие
Репортаж с Берлинале — или что мы будем смотреть в этом году?

Репортаж с Берлинале — или что мы будем смотреть в этом году?
Фильм про мох, любовное письмо Вирджинии Вулф и полицейское насилие

Исследование о пытках в Москве персонально получили десятки чиновников. И что они ответили?
Исследование о пытках в Москве персонально получили десятки чиновников. И что они ответили? Публикуем выводы «Команды против пыток»
Исследование о пытках в Москве персонально получили десятки чиновников. И что они ответили?

Исследование о пытках в Москве персонально получили десятки чиновников. И что они ответили?
Публикуем выводы «Команды против пыток»

Чем заняться в Стамбуле в марте?
Чем заняться в Стамбуле в марте? Благотворительный гаражный сейл и концерт Shlømo
Чем заняться в Стамбуле в марте?

Чем заняться в Стамбуле в марте?
Благотворительный гаражный сейл и концерт Shlømo

Что делать в Сербии в начале марта?
Что делать в Сербии в начале марта? Сходить на белградский кинофестиваль и выставку Яо Вана
Что делать в Сербии в начале марта?

Что делать в Сербии в начале марта?
Сходить на белградский кинофестиваль и выставку Яо Вана

«0,3 мегапикселя ностальгии». Как цифровой лоу-фай стал модным

«0,3 мегапикселя ностальгии». Как цифровой лоу-фай стал моднымКто создал паблики «фотки на сименс» и DIGITAL LOW?

«0,3 мегапикселя ностальгии». Как цифровой лоу-фай стал модным

«0,3 мегапикселя ностальгии». Как цифровой лоу-фай стал модным
Кто создал паблики «фотки на сименс» и DIGITAL LOW?

Что изменится для клиентов «Тинкоффа» после внесения банка в санкционные списки?
Что изменится для клиентов «Тинкоффа» после внесения банка в санкционные списки? Что с переводами и инвестициями? Узнали у самого банка
Что изменится для клиентов «Тинкоффа» после внесения банка в санкционные списки?

Что изменится для клиентов «Тинкоффа» после внесения банка в санкционные списки?
Что с переводами и инвестициями? Узнали у самого банка

«Это была компания друзей»: Как «ЧВК Редан» из фан-сообщества превратили в страшилку для СМИ и полиции
«Это была компания друзей»: Как «ЧВК Редан» из фан-сообщества превратили в страшилку для СМИ и полиции «Ничего не делаю в движе» — сказал нам «глава» редановцев
«Это была компания друзей»: Как «ЧВК Редан» из фан-сообщества превратили в страшилку для СМИ и полиции

«Это была компания друзей»: Как «ЧВК Редан» из фан-сообщества превратили в страшилку для СМИ и полиции
«Ничего не делаю в движе» — сказал нам «глава» редановцев

Не хвались отцом, хвались сыном молодцом: Почему не получился «Сын» — второй фильм Флориана Зеллера, режиссера «Отца»?
Не хвались отцом, хвались сыном молодцом: Почему не получился «Сын» — второй фильм Флориана Зеллера, режиссера «Отца»?
Не хвались отцом, хвались сыном молодцом: Почему не получился «Сын» — второй фильм Флориана Зеллера, режиссера «Отца»?

Не хвались отцом, хвались сыном молодцом: Почему не получился «Сын» — второй фильм Флориана Зеллера, режиссера «Отца»?

2001 год. The Strokes выпускают первый альбом — параллельно случается 11 сентября
2001 год. The Strokes выпускают первый альбом — параллельно случается 11 сентября Это сериал об истории нью-йоркского инди «Самдэй, самдэй». Часть третья
2001 год. The Strokes выпускают первый альбом — параллельно случается 11 сентября

2001 год. The Strokes выпускают первый альбом — параллельно случается 11 сентября
Это сериал об истории нью-йоркского инди «Самдэй, самдэй». Часть третья

Как творить из подполья?
Как творить из подполья? Пересматриваем «Это не фильм» Джафара Панахи — оду режиссерской свободе при тоталитаризме
Как творить из подполья?

Как творить из подполья?
Пересматриваем «Это не фильм» Джафара Панахи — оду режиссерской свободе при тоталитаризме

«On Your Mark» — оптимистичный поп-рок-клип от Хаяо Миядзаки
«On Your Mark» — оптимистичный поп-рок-клип от Хаяо Миядзаки The Village продолжает серию пацифистских аниме-рекомендаций
«On Your Mark» — оптимистичный поп-рок-клип от Хаяо Миядзаки

«On Your Mark» — оптимистичный поп-рок-клип от Хаяо Миядзаки
The Village продолжает серию пацифистских аниме-рекомендаций

Большой гид по группам поддержки
Большой гид по группам поддержки Для людей с депрессией, зависимостями и женщин, переживших насилие
Большой гид по группам поддержки

Большой гид по группам поддержки
Для людей с депрессией, зависимостями и женщин, переживших насилие

А кто вообще создал ChatGPT, Midjourney и DALL-E?
А кто вообще создал ChatGPT, Midjourney и DALL-E? Что известно об изобретателях и авторах самых популярных нейронок
А кто вообще создал ChatGPT, Midjourney и DALL-E?

А кто вообще создал ChatGPT, Midjourney и DALL-E?
Что известно об изобретателях и авторах самых популярных нейронок

Конец 90-х: В Швейцарии зарождаются The Strokes — скоро они станут главной гитарной группой в мире
Конец 90-х: В Швейцарии зарождаются The Strokes — скоро они станут главной гитарной группой в мире Это сериал об истории нью-йоркского инди. Часть вторая.
Конец 90-х: В Швейцарии зарождаются The Strokes — скоро они станут главной гитарной группой в мире

Конец 90-х: В Швейцарии зарождаются The Strokes — скоро они станут главной гитарной группой в мире
Это сериал об истории нью-йоркского инди. Часть вторая.

Издателя Arzamas Филиппа Дзядко, брата главреда «Дождя», не пустили в Грузию

Издателя Arzamas Филиппа Дзядко, брата главреда «Дождя», не пустили в Грузию

В Петербурге закрылось консульство Нидерландов из-за нехватки сотрудников. Сколько всего дипломатов выслали за 2022 год?

В Петербурге закрылось консульство Нидерландов из-за нехватки сотрудников. Сколько всего дипломатов выслали за 2022 год?

Как музыкальный журналист и куратор Андрей Клинг записал собственный альбом

Как музыкальный журналист и куратор Андрей Клинг записал собственный альбом Теперь он играет пещерный рок в проекте Aborigen

Как музыкальный журналист и куратор Андрей Клинг записал собственный альбом

Как музыкальный журналист и куратор Андрей Клинг записал собственный альбом
Теперь он играет пещерный рок в проекте Aborigen

Что делать в Белграде в конце февраля?
Что делать в Белграде в конце февраля? Послушать «Касту» и сходить на благотворительный аукцион
Что делать в Белграде в конце февраля?

Что делать в Белграде в конце февраля?
Послушать «Касту» и сходить на благотворительный аукцион

Как выбрать жилье там, где может произойти землетрясение?
Как выбрать жилье там, где может произойти землетрясение? Объясняет инженер-геофизик
Как выбрать жилье там, где может произойти землетрясение?

Как выбрать жилье там, где может произойти землетрясение?
Объясняет инженер-геофизик

93% отходов в России не перерабатывают. А еще 74% компаний, которые называют себя утилизаторами, ими не являются

93% отходов в России не перерабатывают. А еще 74% компаний, которые называют себя утилизаторами, ими не являются

«Правовая инициатива» запустила телеграм-бот для составления заявления в полицию о домашнем насилии

«Правовая инициатива» запустила телеграм-бот для составления заявления в полицию о домашнем насилии

Большой разговор с Григорием Полухутенко

Большой разговор с Григорием ПолухутенкоА также эксклюзивный фотосет для The Village

Большой разговор с Григорием Полухутенко

Большой разговор с Григорием Полухутенко А также эксклюзивный фотосет для The Village

Самые важные события в Москве и Петербурге
Самые важные события в Москве и Петербурге Инклюзивные спектакли, выставки и благотворительные мероприятия
Самые важные события в Москве и Петербурге

Самые важные события в Москве и Петербурге
Инклюзивные спектакли, выставки и благотворительные мероприятия

В охранной зоне Коломенского вырубили 100 гектаров леса. Что там происходит?

В охранной зоне Коломенского вырубили 100 гектаров леса. Что там происходит?

Город Эрзинь почти не пострадал от землетрясения. Мэр утверждает, что это его заслуга. Объясняем, почему это неправда

Город Эрзинь почти не пострадал от землетрясения. Мэр утверждает, что это его заслуга. Объясняем, почему это неправда

Подмосковный «Снежком» начнут сносить в ближайший месяц. Это был единственный в России всесезонный горнолыжный комплекс

Подмосковный «Снежком» начнут сносить в ближайший месяц. Это был единственный в России всесезонный горнолыжный комплекс

В Казахстане задержали ростовского анархиста. В России ему грозит семь (!) лет колонии из-за комментария во «ВКонтакте»

В Казахстане задержали ростовского анархиста. В России ему грозит семь (!) лет колонии из-за комментария во «ВКонтакте»

Нью-Йорк, 90-е. Вилли Токарев воспевает Чайна-таун, а юный Касабланкас вылетает из школы
Нью-Йорк, 90-е. Вилли Токарев воспевает Чайна-таун, а юный Касабланкас вылетает из школы Мы запускаем сериал об истории нью-йоркского инди. Это первая часть.
Нью-Йорк, 90-е. Вилли Токарев воспевает Чайна-таун, а юный Касабланкас вылетает из школы

Нью-Йорк, 90-е. Вилли Токарев воспевает Чайна-таун, а юный Касабланкас вылетает из школы
Мы запускаем сериал об истории нью-йоркского инди. Это первая часть.

МТС Банк запустил сервис денежных переводов в Турцию. Как им воспользоваться?

МТС Банк запустил сервис денежных переводов в Турцию. Как им воспользоваться?

Из Кожуховского приюта уехали последние животные

Из Кожуховского приюта уехали последние животныеТеперь они будут жить за МКАД, а на месте приюта построят завод беспилотников

Из Кожуховского приюта уехали последние животные

Из Кожуховского приюта уехали последние животные
Теперь они будут жить за МКАД, а на месте приюта построят завод беспилотников

На Wildberries продают наркотики под видом растворителей для краски. Маркетплейс уже отреагировал?

«Сколько девушке 50 кг, 29 лет перед первым рисованием залить в краскопульт?»

На Wildberries продают наркотики под видом растворителей для краски. Маркетплейс уже отреагировал?
«Сколько девушке 50 кг, 29 лет перед первым рисованием залить в краскопульт?»