Личный бренд: Почему он важен для бизнеса, как начать с нуля и как не бесить подписчиков
Сегодня во всех сферах жизни такой большой выбор и так много рекламы, что люди предпочитают доверять персональным рекомендациям. Компании продвигают товары и услуги через блогеров, амбассадоров и своих представителей. Если вы бизнесмен или руководитель, фрилансер или ведущий специалист, вы наверняка слышали предложение развивать личный бренд. Точно ли вам это нужно? Как его развивать-то, инстаграм вести? Что делать, если вы человек непубличный? Как выделиться среди сотен блогов? Разбираемся с диджитал-агентством Staratel.
Сегодня во всех сферах жизни такой большой выбор и так много рекламы, что люди предпочитают доверять персональным рекомендациям. Компании продвигают товары и услуги через блогеров, амбассадоров и своих представителей. Если вы бизнесмен или руководитель, фрилансер или ведущий специалист, вы наверняка слышали предложение развивать личный бренд. Точно ли вам это нужно? Как его развивать-то, инстаграм вести? Что делать, если вы человек непубличный? Как выделиться среди сотен блогов? Разбираемся с диджитал-агентством Staratel.
Что такое личный бренд
Это образ, который вы транслируете. Он складывается из внешнего вида и манеры речи, взглядов, ценностей и профессиональных навыков. Окружающие считывают это через ваши появления на публике онлайн и оффлайн: соцсети, публичную переписку с другими людьми, интервью, выступления на мероприятиях. Успех личного бренда зависит от экспертности и продвижения. Чем более ярким, живым и продуманным будет образ, тем лояльнее к вам будет аудитория, а затем это распространится и на ваши проекты.
Кому нужно развивать личный бренд
Почти всем. Точнее, всем, у кого есть точки пересечения с их аудиторией (как правило, аудиторий несколько, значит, точки с большой вероятностью найдутся). Давайте рассмотрим на примерах. Андрей владеет мясокомбинатом, чья аудитория — семьи. Его сосиски и полуфабрикаты помогают занятым родителям быстро готовить ужины. Андрей сам отец троих малышей. У него есть все шансы вести успешный блог о том, как быть Папой с большой буквы, а не просто «кошельком и мамопомогателем» (периодически там будут ненавязчиво мелькать сосиски). У Ильи — тоже мясокомбинат. Но он сам веган и сноб (какие полуфабрикаты, вы что!), а производство купил только потому, что оно продавалось по дешевке. Ему не стоит вести блог ни для мясоедов, ни для веганов. Но Илья — бизнесмен от бога. Он поднял умирающий комбинат с колен (как и другие 10 бизнесов) и дал тысячу рабочих мест жителям глубинки. Возможно, Илье будет полезно вести бизнес-блог и почаще выступать на тематических мероприятиях, чтобы находить партнеров и сотрудников, дружить с чиновниками и прессой.
Какой контент нужно делать
Конечно же, личный — о вас и от вас. А кроме того:
пересекающийся с интересами, ценностями и страхами вашей аудитории, рассказанный на их языке. Ваш новый девиз: «Я такой же, как вы». Предположим, Филипп продает франшизы кофеен и рассказывает об общепите и малом бизнесе в целом. Его аудитория пострадала в коронакризис и только-только оправляется. Поэтому он пишет об экономии, личных финансах, управленческих решениях, употребляет принятые в среде термины, ругает равнодушную власть и рассказывает о своих страданиях. Об отпуске на Мальдивах он решает умолчать.
искренний. Никогда не обманывайте и не пытайтесь казаться не тем, кто вы есть: либо вы устанете и бросите, либо правда рано или поздно всплывет и обернется скандалом и сотнями отписок. Представим, что акушер-гинеколог Ирина каждый день постит нежные акварельки и пишет о малышках и мамочках, аистах и животиках. В реальной жизни Ирка общается только матом, она пугающе искренна, пациенты и персонал ее боятся либо обожают. У новых пациентов случается мощный диссонанс. Наконец девушка выгорает и начинает объяснять сложное человеческим языком, без прикрас и реверансов, постить инфографики и не скрывать татуировки на фото. Подписчиц становится меньше, пиар-отдел клиники плачет. Но и конверсий с более определенной аудитории приходит больше.
разнообразный. И визуально, и по смыслу. Наверняка вы натыкались на инстаграмы, где лента заполнена похожими портретами из студии и текстами на одну профессиональную тему. Не хотим никого обидеть, но, скорее всего, это работает не лучшим образом. Ребята из Staratel советуют создать как минимум три темы для вашего блога и только одна (!!) из них может быть связана напрямую с вашей деятельностью. Допустим, Максим — владелец турагентства, его аудитория — семьи с детьми, которые ездят по путевкам «все включено». Он пишет о собственных путешествиях, делая ставку на бюджетные, комфортные и безопасные. Кроме того, Макс любит активный спорт и часто красуется в сторис на кайте или вейкборде. А еще обожает собак: трюки его ирландского сеттера Чарли набирают сотни лайков. Хотите такого друга? Мы — да.
Обязательно ли выкладывать свои фотографии
Да. Пусть не в каждом посте, но чем больше, тем лучше. Человеческая психология устроена так, что мы интуитивно выхватываем взглядом лица других. Главное, чтобы снимки были не надуманными и разнообразными. Хорошо выкладывать реальные фото (из отпуска, с мероприятий). Но если жизнь у вас не очень насыщенная, выделите день, чтобы устроить фотосессию — если стесняетесь, попросите друга, который классно снимает. Только не в студии, а на прогулке по городу, в заведениях, в вашем офисе и на производстве. Хитрость — иметь какую-то деталь во внешности, чтобы люди вас запоминали. Это могут быть интересные очки или стрижка, одежда определенного цвета или кроя, заметная татуировка, какая-то особенная бижутерия. Если этого нет, то вы можете обрабатывать фото определенным образом или делать типовые надписи (как делают в инстаграме Staratel).
Чтобы разбавить ленту, можно использовать красивые снимки с бесплатных стоков, виды из ваших путешествий, ваши хобби или товары. Постарайтесь показывать людям то, чего они еще не видели. «Нет» снимку Ельцин Центра ночью, «да» вашей коллекции кроссовок.
Что делать, если вы считаете себя заурядным и не знаете, как генерировать контент
Если вам кажется, что вы обычный человек без хобби и охапки мнения по разным вопросам, попробуйте обсудить свои сильные стороны с близкими и психологом. Анализируйте положительные и отрицательные отзывы, которые вы получали о своей работе. Пройдите психологические тесты (например, DISK) или проекты вроде эннеаграммы или дизайна человека. Не торопитесь, думайте и изучайте себя, и плюсики обязательно найдутся. Кроме того, изучайте то, о чем говорят и пишут ваши конкуренты и как на это реагирует публика. Еще один выход — делегировать часть контента сотрудникам или приглашенным экспертам.
Давайте опять на примере. Марина хочет продвигать свои услуги бухгалтера на аутсорсе, но понимает, что ничем не выделяется из толпы: 35, приятная, но не запоминающаяся внешность, стандартные навыки, говорит о работе в сложных терминах, речь не очень поставлена. И тут клиент ее благодарит: «Марина, спасибо, что вы всегда на связи! Знаю, что у вас отпуск в Австралии, и это поразительно». Действительно, ведь она любит путешествовать и знает, как совмещать это с работой. Теперь Марина ведет блог об удаленной работе: зимовках за рубежом и туризме в целом, гонорарах от зарубежных клиентов, самозанятости и так далее. Упрощать тексты о бухгалтерии ей помогает младшая сестра. А когда советы иссякают и она стесняется говорить на камеру, Марина приглашает гостей — фрилансеры и бизнесмены рассказывают в ее эфирах, как они ведут удаленку из Тбилиси, Бали и Позитано.
Обязательно ли показывать личную жизнь
Не обязательно, но желательно. Приятно знать, что по ту сторону экрана — реальный человек. Понимаем, что очень часто это зависит от вашего окружения: например, супруг отказывается появляться в блоге, или вы на работе железная леди, а в каждый эфир лезут ваши котейки. Но почти всегда можно найти компромисс. Можно не называть имени мужа и его места работы, но попросить его появиться на одном фото в месяц (а также самой что-то рассказывать о ваших отношениях, транслировать вашу любовь и взаимоуважение). А котиков приберечь для видео с ответами на личные вопросы.
Насколько важно общаться с аудиторией
Очень важно (и в директе тоже). Причем не только с подписчиками-клиентами, но и с коллегами по цеху и авторитетными представителями аудитории. Уважительные экспертные комментарии по теме постов в соцсетях других людей — отличная возможность наращивать аудиторию без затрат на рекламу.
Если вы пока не готовы записывать прямые эфиры и появляться на мероприятиях, общайтесь с подписчиками письменно. Собирайте их вопросы и делайте сериии сторис или видео с ответами. Записывайте себя на камеру, чтобы знать, как вы выглядите и звучите лучше всего. Тренируйтесь перед зеркалом или с близкими. Возьмите уроки ораторского мастерства.
Стоит ли обращаться за помощью в рекламное агентство
Если вы разбираетесь в рекламе и смм (или рекламщик вашей компании готов взять это на себя), тогда, наверное, нет, — принципы одинаковые.
Если вы совсем не знаете, с чего начать, то есть смысл пообщаться со специалистами. Но важно понимать, что отдать этот проект на аутсорс не получится — это ваша жизнь, и за вас ее никто не придумает. Что могут профи? Объективно посмотреть на ваш бизнес и вас самих, раскрыть ваш потенциал (найти интересные черты вашей личности и точки пересечения с аудиторией). Помочь с идеями для контента — чтобы он был естественным и выделялся среди конкурентов. Составить контент-план, чтобы посты выходили регулярно. Объяснить, как работает таргетированная реклама. Разместить рекламу блога у других инфлюенсеров. Разработать форматы для взаимодействия с аудиторией. Придумать, как замиксовать ваши личные аккаунты с рабочими. В общем, очень многое в зависимости от вашего уровня и задач.
Staratel — энергия и эффективность
Говорим с клиентом на одном языке.
Выступаем за индивидуальный подход.
Создаем коммуникационные стратегии, обеспечиваем SMM-сопровождение, придумываем креативные решения, запускаем таргетированную рекламу. Делаем все, чтобы вовлечь подписчиков в коммуникацию с брендом, повысить лояльность и увеличить продажи.
Материал подготовлен
при поддержке