Что сейчас происходит с Британской высшей школой дизайна И другими направлениями Universal University
Британская высшая школа дизайна (БВШД) появилась 19 лет назад. В 2003 году предприниматели Александр Аврамов и Игорь Ганжа создали на площадке Международного института рекламы учебное заведение, которое готовило специалистов в области визуальных индустрий по-новому. Если классическое образование опиралось еще на советскую модель обучения, то «Британка» предлагала совершенно новые подходы, а заодно и международный диплом — ее партнером стал Университет Хартфордшира. В БВШД принимали не по результатам экзаменов, а по портфолио, многие занятия велись на английском, а преподавателями были практикующие дизайнеры, иллюстраторы и арт-директоры известных бюро.
«Британка» достаточно быстро вышла за рамки одного лишь дизайна: в 2006 году к ней присоединилась Школа компьютерных технологий (сейчас Школа разработки видеоигр) Scream, а в 2012 году добавились Школа архитектуры МАРШ и Московская школа кино. Со временем направлений (их называют школами) стало так много, что «Британка» трансформировалась в Universal University. Его концепция не ограничивается креативными индустриями: например, есть программы, посвященные бизнесу, маркетингу, коммуникациям, кулинарии и анализу городской среды. В Universal University можно получить высшее или дополнительное профессиональное образование, пройти подготовительные курсы, интенсивы и краткосрочные курсы, а для подростков существуют специальные программы, например, по выбору направления в дизайне для изучения в дальнейшем.
После начала ***** Университет Хартфордшира принял решение прекратить сотрудничество с российскими партнерами, что означало приостановление нового набора студентов и невозможность выдавать им международные дипломы. Но Universal University не прекращает работать, даже наоборот – сейчас вуз проходит процедуру получения российской образовательной лицензии и работает над улучшением существующих программ. Мы встретились с Марией Косяк — директором по студенческому опыту в Universal University — и узнали, что получение лицензии будет означать для студентов, придется ли для поступления в Universal University сдавать ЕГЭ и появятся ли в учебном плане новые предметы.
Уход по-английски
В марте многие западные бренды заявили о своем уходе из России и прекращении сотрудничества с местными партнерами, но в Университете Хартфордшира, наоборот, уведомили коллег из «Британки» о том, что совместная работа продолжится. «Все обсуждали, что ситуация сложная, но все же нашему партнерству почти 20 лет. Мы уже ни один кризис проходили вместе», — говорит Мария Косяк. Она уверяет, что в Universal University начали переговоры с вузом партнером и искали пути выхода из ситуации, чтобы не пострадали студенты. Им после первого сообщения от Университета Хартфордшира разослали электронные письма, где сообщили, что для них ничего не меняется, но вскоре британцы передумали: пришло новое письмо о том, что валидация учебной программы приостанавливается.
«Это означало, что мы не можем делать новый набор. Следующие два месяца мы предлагали разные решения и вели переговоры, чтобы студенты, которые уже „на борту“, смогли доучиться в Москве», — вспоминает Мария. Она рассчитывала, что британцы пойдут на встречу, тем более, что успехи российских студентов в Хартфордшире замечали. «Ну и, в общем-то, это было бы логично, справедливо и по-человечески», — добавляет она. Тем не менее, в конце мая в Universal University получили письмо с финальным решением: выпускники этого года еще могут получить международный диплом, но тем, кому предстоит учиться дальше, предлагали разве что продолжить образование в Великобритании.
В этом академическом году все выпускники Британской высшей школы дизайна защитились и получили международные дипломы — BA (Hons). Тем, кто находился на пятом левеле (он соответствует предпоследнему курсу в российской системе образования) и четвертом левеле (второй курс в обычном вузе), выдали Diploma of higher education. Это документы о прохождении части обучения, в которых перечислено, какие предметы студент освоил и какие работы выполнил.
При этом еще один партнер Universal University — Лондонский столичный университет, совместно с которым создана программа по урбанистике и архитектуре, — поступил «более студентоцентрично». От сотрудничества полностью он не отказался: хотя новый набор приостановлен, все действующие студенты, независимо от того, сколько им осталось учиться, смогут завершить образование и получить международный диплом.
«У нас были определенные ограничения. Когда мы выдавали диплом британского университета, мы не могли выходить за рамки. К нам приходили наши кураторы программ и говорили, что хотели бы что-то поменять, но мы не могли это сделать, так как обязаны были по договору четко следовать программе. Например, мы всегда хотели „поженить“ программы фэшн-дизайна и дизайна текстиля, но нам не давал этого сделать университет-партнер. Сейчас мы наконец собираемся реализовать все те планы, которые по разным причинам откладывали», — рассказывает Мария Косяк. Но в Universal University все же рассматривают сотрудничество с новым партнером и уже начали его поиски.
Возможно, таких партнеров будет даже несколько — для сотрудничества по разным направлениям пригласят вузы, которые наиболее в них сильны. О том, кто это может быть, пока неизвестно. Поиски партнера и согласование программ займут точно не меньше года. При этом российские вузы в качестве партнера по креативным направлениям в в Universal University не рассматривают. Хотя через год должна появиться программа высшего образования по цифровому маркетингу, созданная совместно с МГИМО.
«Только не лыжи»
«Теоретически мы могли бы сохраниться и без высшего образования, взять паузу, например, на год, чтобы перестроиться. У нас есть второй блок программ — дополнительное российское образование. Мы могли бы сказать студентам: „Случилось то, что случилось. Ни мы, ни вы на это повлиять не могли, мы вместе оказались заложниками ситуации“. Но мы посчитали, что должны найти решения, чтобы выполнить свои обязательства пусть и без британского диплома. Сделать шаг назад было бы неправильно и нечестно, особенно с учетом тех ценностей, которые мы воспитываем — человекоцентричности, проактивности, умения решать проблемы нестандартным способом. И, конечно, мы понимали, что очень важно сохранить ту экспертизу в творческом высшем образовании, которую мы за 20 лет накопили», — рассказывает Мария Косяк. В Universal University приняли решение не закрывать программу высшего образования, а получить российскую образовательную лицензию, чтобы иметь право выдавать студентам дипломы — не британские, а российские. Лицензия должна появиться уже этой осенью.
Теперь вузу нужно подогнать свое обучение под действующие российские стандарты. Мария Косяк обещает, что образование станет «умеренно фундаментальным»: требования государственной системы будут сочетаться с европейскими подходами. «В этих требованиях нет ничего страшного. Фактически они говорят, какими компетенциями должен обладать выпускник. А как именно мы будем достигать этих целей — это уже наша задача как образовательной институции», — считает Мария. Она уверена, что требования оставляют «достаточно большое пространство для маневра», и даже фундаментальные дисциплины в Universal University будут поданы через собственную призму — с помощью творческих проектов и нескучных форматов: «Историю можно учить, слушая лекцию, а можно рисовать комикс по освоению Сибири».
Для получения лицензии Университету придется включить в программу обязательные предметы. «Нас спрашивают: „А появится ли физкультура?“ Это был один из самых популярных вопросов, и почему-то [студенты] особенно не хотели занятия на лыжах, — говорит Мария, — Но многие, восприняли с интересом некоторые новые дисциплины. Одна из студенток сказала, что всегда хотела, чтоб у нас была философия. В общем, у студентов, конечно, были опасения, но без драматизма. Мы ни раз встречались, обсуждали, что это за дисциплины, как они будут встроены в расписание»
Мария объясняет, что к программе добавится не так много учебных дисциплин: например, в Школе дизайна будет 16 новых предметов, и их изучение пойдет студентам только на пользу. «Там есть нужные предметы — культура речи, правовые основы деятельности, философия. В творческих индустриях предполагается, что в проект должны быть заложены смыслы. Это всегда делает его более ценным и глубоким. Тебе нужно их откуда-то брать, а когда тебе 17 лет и ты пришел после школы, тебе может не хватать этого понимания. Ты, конечно, можешь искать все сам, но мы даем тебе занятия по философии. Это как раз про смыслы, про умение вытаскивать их и делать выводы», — рассказывает Мария. Даже физкультуру, вызывающую особенное беспокойство у студентов, в Universal University обещают вести по-своему. В команду вуза уже набирают преподавателей, готовых работать в соответствии с его принципами.
В Universal University останутся работать практически все преподаватели международного состава. Мария Косяк обещает, что в Университете также сохранятся британские подходы: ориентированность на студента, дружественная среда и отсутствие заданных правильных ответов в творческих дисциплинах. Образование по-прежнему будет опираться на практику. «Мы учим студентов работать с реальными проектами. Мы с первого дня стараемся воспитывать в студентах культуру профессионалов: работать в заданных параметрах по бюджету и срокам, договариваться в командах, уметь получать и давать фидбек. Мы готовим не творцов, ждущих озарения, а людей, которые востребованы индустрией», — уверена Мария.
Сейчас Universal University получает лицензию, позволяющую выдавать диплом о высшем образовании, а следующим этапом станет государственная аккредитация. Это подтверждение соответствия вуза федеральным образовательным стандартам, при его наличии учебное заведение может выдавать дипломы не только собственного образца, но и государственного. Студенты аккредитованных вузов получают отсрочку от армии и могут воспользоваться льготами, например по оплате обучения материнским капиталом и бесплатному проезду в общественном транспорте. Пока в Университете не называют сроков получения аккредитации — для этого должно пройти несколько лет работы.
Остаться и учиться
После ухода западного партнера студентам Universal University предложили несколько вариантов: или продолжить образование за рубежом, или остаться доучиваться и получить российский диплом. Команда Университета встречалась со студентами и родителями, объясняла, как можно уехать учиться в Великобританию или поступить в российский вуз. Помимо постоянно работающей службы веллбиинга, появился совместный проект с сервисом психологической помощи Alter: вуз оплатил консультации для тех студентов, которые искали дополнительную поддержку в сложное время. Некоторые студенты уехали учиться за границу, некоторые взяли перерыв в обучении на год, но большинство все же остались в Universal University.
Затраты вуза существенно выросли: подорожали нужные для обучения материалы и программное обеспечение. Кроме того, софт стало сложнее купить: к примеру, американская компания Adobe приостановила продажу своих продуктов (Photoshop, Illustrator, InDesign, Premiere Pro, Acrobat) и предоставление услуг в России. Недавно ситуация с программным обеспечением начала стабилизироваться, Adobe и Autodesk дали Universal University, как образовательной организации, возможность продлить контракты и закупить лицензии. В Университете обещают решить проблему и обучать студентов на оборудовании и ПО, с которыми работает индустрия. Цены в Universal University стараются держать на прежнем уровне. Так, обучение на первой ступени в Школе дизайна (Foundation to Art and Design) обойдется в 620 тыс рублей, на совместном курсе факультетов кино и разработки видеоигр (Foundation Animation, Film and Game) — в 570 тыс рублей, на факультете современной музыки (Foundation in Music Technology) — в 513 тысяч. Базовый курс Архитектуры (факультет архитектуры) будет стоить 450 тысяч.
В этом году при поступлении на программу Foundation (базовая ступень, которая соответствует первому курсу в традиционном образовании) у абитуриентов не будут требовать результаты ЕГЭ, но после получения российской образовательной лицензии они понадобятся. Мария Косяк объясняет, что проходной балл Universal University будет устанавливать сам — его обещают сделать низким. В то же время, сохранится главный принцип отбора студентов: в вузе обращают внимание не на школьные оценки или экзаменационные баллы, а на портфолио, мотивацию и потенциал.
Вместе с лицензией могут появиться и льготы при поступлении, например право на зачисление без экзаменов имеют победители и призеры олимпиад школьников, а право на преимущественное зачисление — сироты, инвалиды и дети погибших военнослужащих. Сейчас у Universal University есть скидки для детей из многодетных семей или для получающих пенсию по случаю потери кормильца, но после прохождения аккредитации могут появиться новые правила.
«Безусловно, первый год будет сложным, потому что мы входим в новую систему. Нам еще очень многое предстоит сделать, внедрить новые дисциплины, отстроить новые процессы по отчетности и документации, но эта боль ляжет на нас и никак не коснется студентов, — говорит Мария, — Студент в итоге получит больше, а не меньше. Мы сохраним все, что у нас было и добавим новые дисциплины через призму нашего понимания о качественном образовании. Единственное, чего мы сейчас не можем дать студентам, — это международный диплом».
Что говорят студенты
Алина Полежаева
выпускница курса BA (Hons) Marketing & Advertising
Как я рассказываю своим друзьям, я прошлась по лезвию самого острого ножа с получением британского диплома. Я помню день, когда мы все получили тот самый имейл напрямую от Хартфордшира без копии кого-либо из администрации Universal University. То самое письмо, где они говорят, что наш выпуск — последний точно аккредитованный по-британски, то есть ребята с курсов помладше неточно смогут получить дипломы в будущем.
Но особая странность заключается в том, что почти сразу после начала ***** Хартфордшир написал нам, что они очень поддерживают студентов в это непростое время и все гарантированно спокойно доучатся, ведь мы в первую очередь числимся их студентами, а уже потом — студентами Universal University.
Я больше переживала и переживаю за ребят курсами младше, они не меньше вложили сил и времени, чем мы. Но я спокойна за Universal University. Какими бы ни были условные стандарты, это все равно будет качественно, бодро и добро. Знаю, что точно еще вернусь в университет на курсы и ДПО, как бы стандарты не перестандартились!
Богдана Скорик
студентка пятого левела направления Fine Art (сейчас — Contemporary Art)
Читая новости после 24 февраля, мы все, наверное, так или иначе ждали весточку о том, что иностранного партнера у нас больше нет. С одной стороны, ты, конечно, понимаешь причину прекращения сотрудничества. Понимаешь, что есть вещи сильно страшнее твоей проблемы. Но чисто по-человечески в голове была мысль: «Нас-то за что?»
После первого уведомления о возможном приостановлении сотрудничества все надеялись на лучшее. Да и послание в том имейле не было супержестким, но после него появилось понимание, что в Хартфордшире мы, видимо, никому особо не нужны. Чего не скажешь о «Британке». Все эти события было бы намного тяжелее перенести без крепкого комьюнити, которое предлагает тебе помощь и поддержку. За это у меня огромная благодарность к «Британке».
И вот приходит второе письмо, сообщающее о полном прекращении сотрудничества. Психологически было очень тяжело перенести, что все твои планы на ближайшие пару лет рушатся за два имейла. Потом были суматоха, непонятки и страхи. Я себя эмоционально подготовила к тому, что «Британка» нам просто скажет: теперь либо дополнительное образование, либо что-то подобное. Но через пару дней (а может и больше, тогда время уже вообще никак не ощущалось) нам сообщают, что «Британка» получает российскую лицензию. Честно говоря, многие из нас выдохнули. Это решение вернуло нам хоть какую-то часть той почвы, которая давно уже ушла из под ног. Наверное, это наилучший исход, который мог бы быть в той ситуации.
Я остаюсь в «Британке». Я очень люблю то комьюнити, которое у нас есть в школе. Это место для большинства стало второй семьей, не только в плане своей группы или потока — круг общения намного шире. Я не знаю, что я получить от другой институции, а как работает «Британка» прекрасно понимаю: есть мастерские, мне помогут, если я обращусь за помощью. Конкретно для моей программы есть очень большой плюс — наши тьюторы никуда не уехали. Я и представить себе не могу, как после них смогу учиться у кого-то другого: это настоящие наставники в плане развития в искусстве. В общем, я искренне люблю «Британку» и всем сердцем верю, что даже в таких условиях, мы все вместе пройдем через это.
Фотографии: Universal University