Придумывая эскиз дизайнерского кальяна из стекла, Дмитрий Лопатин и Антон Купцов собирались продавать его ресторанам и кафе. Но оказалось, что их продукция для заведений общепита не подходит. Зато желающие выложить 17 000 рублей за резервуар со шлангом нашлись в специализированных магазинах. О том, как друзья не спеша создали производство, они рассказали H&F.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

СФЕРА БИЗНЕСА
 
ДАТА ОТКРЫТИЯ
 
БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК
 
САЙТ

Производство кальянов

 

 

Январь 2011 года

 

300 000 рублей

 

customwaterpipes.ru

 

 

 

 

  

Дмитрий ЛОПАТИН

Основатель CWP

Как пришла идея

 

 

  

По специальности я инженер-светопроектировщик. Три года назад я выполнял разные частные заказы. Тогда мы с другом Антоном активно искали, какое бы своё дело нам начать. Были разные идеи — например, открыть интернет-магазин подарков. Однажды, раскуривая кальян в Египте, я задумался: «А почему в Москве нет никаких кальянов, кроме арабских?» Так, собственно, и появилась идея. Изначально мы даже не знали, чего именно хотим.

Мы начали искать информацию о необычных кальянах — нашли стеклянные чешские MEDUSE DESIGN. Оказалось, что у этой компании уже есть представитель в России и их кальяны здесь стоят около 2 000 евро каждый. Тогда мы по наивности решили, что в производстве кальянов нет ничего сложного и что мы сможем сделать не хуже, но дешевле. 

Что сделали в первую очередь

Эскизы рисовали сами. Мы с другом оба инженеры, но он лучше разбирается в чертёжных программах, в дизайне, в 3D-моделировании. Мы примерно представляли, из каких частей и материалов должен состоять кальян, но делали всё по наитию. Начали работать осенью 2010 года. Сделали один образец, опробовали, нашли недочёты — сделали новый. И так примерно полгода, пока не получился окончательный вариант. Потом мы долго искали «стеклодувню», где можно было бы воплотить нашу задумку: наш кальян должен был быть полностью из стекла.

 

 

 

 

К сожалению, в России на функционирующих сегодня заводах работают старые дядечки, с которыми трудно договариваться.

 

  

 

Тем не менее первую партию кальянов мы делали именно в России. В январе 2011 года стали заказывать на разных заводах детали из металла, силикона, стекла, а потом собирали кальян сами. Официально мы с другом работаем вдвоём, но, конечно, у нас есть люди, которые нам помогают: бухгалтеры, программисты, упаковщики. 

Деньги

Мы оба вложили по 150 000 рублей и окупили эти затраты через полтора года. Целый год ушёл на то, чтобы продать 50 кальянов: 13 через розницу и 20 — ресторану Zimaletto в Санкт-Петербурге. Когда мы уже собирались всё бросить и признать, что эти кальяны слишком дорогие и необычные, возник эффект отложенного спроса. Оказалось, что многие приходили в магазин, видели наш кальян и возвращались за ним только через несколько месяцев. В результате в прошлом году мы продавали в среднем по 30 кальянов в месяц. 

Зарабатывать мы начали только теперь: в месяц оборот составляет примерно 300 000 рублей. Всю прибыль мы вкладываем в развитие производства. Год назад я устроился на работу начальником PR-отдела в одну компанию из сферы шоу-бизнеса, но, я думаю, через год я смогу позволить себе заниматься только кальянами — они станут приносить сопоставимый доход. 

Наши первые кальяны в рознице продавались по 17 000 рублей; сейчас, в принципе, цена не изменилась. Себестоимость уменьшилась, но магазины подняли свою наценку. Говорить я о ней не могу — это дело магазинов, но она вполне средняя по Москве.

Как наладили производство

Когда искали, где в России разместить заказ, ездили на московские заводы и на заводы ближайшего Подмосковья — в Мытищи, в Реутов. Представьте, вы приезжаете на какое-нибудь предприятие, на котором 30 лет назад собирали ракеты, а сегодня там сидит какой-нибудь полупьяный Петрович и встречает вас на проходной. Проходные заводов, бабули, холодные коридоры, задержки заказов, пьянствующие сотрудники — всё это стало надоедать.

Спустя полгода мы начали постепенно искать пути ухода из России, потому что тут производить слишком сложно и дорого. Мелкими шажками мы перешли на китайское производство.

 

 

  

Сначала мы искали китайские заводы в Google и списывались с ними по e-mail. У большинства из них есть англоязычные менеджеры, но часто они мало смыслят в производстве. Вы можете заказать один продукт, вам называют цену, делают ваши части для кальяна два месяца, а когда они приходят, оказывается, что это совсем не то, что вы заказали. Потом вы долго объясняете, что не будете платить, так как в ваших чертежах написано «10 см», а не «3 см», как получилось на выходе, и нужно всё переделать. Методом проб и ошибок мы нашли предприятия с адекватными англоязычными менеджерами, это получилось к лету 2011 года.

Сейчас практически всё заказываем на заводах в шести китайских городах. Производство получается в 3-4 раза дешевле, даже дорогая логистика не съедает выгоду.

Продукт

Мы не считаем производителей классических кальянов нашими конкурентами. Наш кальян сделан полностью из стекла. Он очень прост в эксплуатации, состоит всего из двух частей и легко собирается. Шахта стеклянная, а не металлическая, как в классических кальянах. Чаша тоже стеклянная — благодаря ей видно, как тлеет табак. Он долговечнее классических кальянов: не окисляется, поэтому вкус чище даже после года использования. Плюс нестандартный дизайн: мы работали с дизайнером Александром Тяпочкиным, которого больше месяца искали на сайтах фрилансеров, и потом ещё месяц придумывали, как будут выглядеть кальяны. 

Клиенты

В основном мы продаём кальяны конечным потребителям через магазины-партнёры. Схемы сотрудничества с ритейлерами разные: кто-то предпочитает выкупать продукцию, кто-то берёт её на реализацию. Пока в Москве у нас около 11 точек продаж. Мы принимаем заказы через сайт, но на интернет приходится не очень большой процент оборота.

 

 

 

 

Наши обычные покупатели — люди около 30 лет 
с достатком выше среднего.

 

  

 

Несколько раз нас находили владельцы ресторанов. Мы приезжали, проводили презентации, но они чаще всего отказывались закупать нашу продукцию, зато некоторые сотрудники брали в подарок для друзей. Как выяснилось, наши кальяны не подходят московским ресторанам: они слишком маленькие. В ресторанах хотят, чтобы кальян был большой, светящийся, чтобы можно было сверху положить ананас. Сейчас, когда звонят из ресторана, я сразу говорю, что наши кальяны им могут не подойти по объективным причинам, но летом у нас появятся подходящие модели.

Планы

Сейчас в Китае по нашим чертежам делают три новые модели. Они будут разных форм, побольше и поменьше, некоторые — со специальной подсветкой. Разработкой будет заниматься другой дизайнер, скорее всего, иностранный — мы ведём с ним переговоры.

Пока мы работаем только с Москвой, в других городах были единичные продажи — мы собираемся эту ситуацию исправить. Я уверен, что за пределами Москвы наш товар востребован и мы можем вырасти в два-четыре раза. Нам часто звонят люди из других городов и даже стран, например из Казахстана.

Советы

 

 

Больше читать специализированной литературы и больше общаться с опытными людьми. Советы тех, кто занимается чем-то похожим, очень важны. Это мотивирует.

Делать всё методом проб и ошибок, развиваться постепенно.

 

Не стоит бросать всё и окунаться в одно рискованное дело. Лучше развиваться планомерно, чтобы никогда не было поздно остановиться. Вести своё дело могут не все — важно иметь запасные варианты на случай неудачи.

Не спешите всё бросать, если ваш продукт «не пошёл». Возможно, ваши клиенты пока раздумывают и придут к вам через месяц.

Текст: Злата Онуфриева

Фотографии: Зарина Кодзаева