Владимир Григорьев случайно обнаружил в себе склонности к ремеслу башмачника. Подхватив идею приятеля и дополнив её, он открыл собственную мастерскую, где начал шить обувь на заказ.

 

Безумные сочетания цветов и итальянские комплектующие приносили обувному ателье 250 000-300 000 рублей в прошлом году. В 2013-м Григорьев надеется удвоить обороты.

 

Сфера деятельности

 

Бюджет на запуск

Индивидуальный пошив обуви

 

330 000 рублей

Дата старта

 

Сайт

2009 год

 

www.afourcustom.ru

 

Владимир ГРИГОРЬЕВ

Создатель мастерской Afour

 

 

Как пришла идея

Раньше я занимался рекламой, хотя образование у меня экономическое. Шить кроссовки на заказ первым начал мой приятель. Его мама работала конструктором на обувном производстве. Он хотел заниматься пошивом на заказ в классическом виде: ты приходишь, с тебя снимают мерки, вы вместе с конструктором обговариваете дизайн, и только потом начинается производство. Это занимает много времени, на создание первого образца уходил месяц, иногда и больше, а потом ещё была вторая примерка, подводных камней было очень много.

Когда приятель предложил сшить обувь для меня, я столкнулся с проблемой: не мог придумать дизайн. Хотелось что-то совершенно не похожее ни на что, что-то уникальное. Я помучился-помучился, и заказ так и не сделал. Успешно забыл про это. А потом через несколько месяцев вдруг меня как обухом ударило — я увидел, как это должно выглядеть. Я понял, что нужно сделать продуманные и интересные собственные дизайны, которые будут отличать нашу фирму от других, и дать людям возможность их раскрашивать и совершенствовать. Нужно сделать хорошую стандартную обувь с возможностью кастомизации. 

Я пришёл к другу и говорю: давай я найду инвестиции и возьму на себя маркетинг, а ты продолжишь заниматься производством, но нам будет нужно делать в разы больше обуви. Он согласился.

Когда мы начали всем этим заниматься, это был 2008 год, самое начало кризиса. Обувь мы отшивали на фабрике  у мамы моего знакомого. Нам нужно было сделать сразу много разной обуви, а у них все процессы заточены под массовый спрос. Они делают 2 000 коричневых сапог, 5 000 чёрных сапог, а тут пришли мы и говорим: «Нам нужен зелёный с жёлтым и красным вот тут кроссовок». Конечно, они были нам не очень рады.

 

 

 

 

Производство нас несколько раз подводило: мы заказывали зелёные с жёлтым кеды, а нам приносили, наоборот, жёлтые 
с зелёным.

 

 

 

И мастеру, который привык шить монотонные конструкции, было невозможно объяснить, что он сделал не так. В результате через некоторое время фабрика отказалась принимать наши заказы. Директор сказал, что у нас слишком малые объёмы и им это неинтересно. Мой приятель тоже решил бросить наш стартап, сказал, что на этом не заработаешь.

 

Что сделал в первую очередь

Я для себя решил: буду открывать свою мастерскую. У меня были готовые модели, был дизайн, эскизы, мне нужно было только научиться шить обувь. 

Сначала я взял около 100 000 рублей из своих сбережений. Эта сумма ушла на аренду помещения, где было всё: машинка, инструменты и так далее. Я арендовал его у знакомого сапожника, он собирался продавать эту мастерскую, а я предложил сдать её мне. Примерно полгода я потратил на то, чтобы научиться шить. На полгода бренд подвис, но я должен был узнать, как делать обувь своими руками. Иначе я не смог бы объяснить, что мне нужно, человеку, который придёт на меня работать. Ещё за 200 000 я вскоре выкупил всю мастерскую и потратил примерно 30 000 рублей на то, чтобы сделать свой сайт. На первой версии сайта не было никакого конструктора, он был сделан на бесплатном движке. Параллельно я продолжал заниматься рекламой, так что доход был. 

У меня очень большой список поставщиков. В основном покупаем всё в России, но производители все разные. Подошву нам привозят из Италии, это продукция компании Vibram, дорогая, легендарная, но очень качественная и прекрасная по дизайну. Кожа в основном итальянская и немецкая, уровень качества нашей кожи сильно отличается в худшую сторону от европейской. Шнурки у нас в России тоже не могут сделать.

 

 

 

 

 

 

Конструктор

Идея конструктора напрашивалась. Сначала хотелось сделать раскраску, как в детстве, только на компьютере и не карандашами, а в Paintbrush. Оказалось, это технически очень сложно, к тому же человек может выбрать любой цвет, и не факт, что мы его найдём. Не факт даже, что кожа такого цвета существует, натуральную кожу можно покрасить не во всякий цвет. Потом, когда мы уже почти всё сделали, мы наткнулись на конструктор Nike, но решили, что забрасывать идею не будем. Всё-таки у нашей обуви свой стиль. Наш конструктор выглядит по-другому, ведь мы его не срисовывали, они как две параллельные реальности. У Nike обувь вращается на 360 градусов, а я понял, что так делать нельзя. У обуви есть несколько важных ракурсов, на которые смотрит клиент, важно, как она выглядит с брюками, — мы скоро добавим фотографии обуви на ногах. Недавно конструкторы появились ещё у Adidas и у Reebok.

Сейчас 80% заказов приходит через конструктор. Люди собирают такие сочетания цветов, которые кажутся тебе клоунскими на первый взгляд, но потом, когда обувь готова и когда ты видишь человека, который пришёл её забирать, понимаешь: это очень правильное сочетание цветов, очень крутое. Не понимаю, почему на полках в магазинах только чёрные, коричневые и серые модели, особенно зимние. А я считаю, что нужно делать яркие вещи, чтобы они выделялись на снегу и серой слякоти. Клиенты учат меня по-другому воспринимать цвет и фактуру.

 

Ассортимент

Конструктор стоит дороже в среднем на 20%. Это связано с тем, что готовый дизайн есть на складе, издержки сокращаются за счёт того, что мы отшиваем обувь небольшими партиями. Цветные каждый раз требуют индивидуального подхода и больше внимания мастера — нужно постоянно переналаживать швейную машину. 

Сейчас средний чек составляет 5 000 рублей. Сейчас мы смещаем акцент в сторону street-обуви, это нечто среднее между классическими ботинками и кроссовками на лёгкой подошве. Она спортивная, но её можно носить с костюмами. Она подороже. Весной мы сделали первые броги, их как-то неактивно покупали. Зато осенью смели все. У нас постоянно молоток стучал в мастерской — мастера пробивали дырки. К сожалению, из-за того, что материалы дорожают и аренда дорожает, цена немножко повышается.

 

 

 

 

К сожалению, из-за того, что материалы дорожают и аренда дорожает, цена немножко повышается. 

 

 

 

Деньги

Если честно, мне кажется, что проект пока в процессе окупаемости. Когда мы входили в этот бизнес, ничего похожего не было. Поставщики от нас отмахивались и не хотели с нами работать. Им было проще работать с такими фабриками, на которой я начинал шить обувь. Поэтому каждый этап требовал больших финансовых вливаний.

На первый стартап было потрачено 300 000 рублей, после этого мы начали расширяться: взяли помещение больше, купили новые станки. Я всё вкладываю в этот бизнес. Выручка в месяц в сезон составляет 250 000-300 000 рублей. В прошлом году выручка была в два раза ниже. В этом году собираемся сделать полмиллиона. Основной сезон — это осень до Нового года, январь-февраль — отдых, мы занимаемся новыми моделями. Следующий сезон — весна; июль и август мы снова отдыхаем. Чистой прибыли остаётся порядка 70 000 рублей после выплаты зарплат — отдаём в развитие.

 

Планы

Хотим уменьшить время заказа, сейчас оно составляет 10 рабочих дней. С этого года мы будем делать беговые кроссовки — купили всё оборудование и начинаем налаживать линию. Самое главное решение — будем делать полноценную женскую коллекцию.



 

 

 Советы

Никогда не идите по лёгкому пути. О каждой комплектующей мы можем рассказать длинную историю о том, какие есть способы её сделать, как сделать дешевле, где сделать качественнее. Хотя мы могли бы взять первое попавшееся предложение на рынке и сделать всё тяп-ляп.

 

Не бойтесь работать с друзьями и знакомыми. Вся моя команда так или иначе состоит из людей, которых я хорошо знал лично, или из тех, кого рекомендовали друзья.

Ты можешь быть очень талантливым, но ты должен пройти школу мастерства. Умерьте амбиции и идите учиться делать правильный шов.

 

Слушайте опытных сотрудников. Одним из первых я взял на работу киргиза, он шьёт обувь уже 17 лет. Я начал ему объяснять подробно, что и как нужно делать. Он кивал, кивал, а потом сел за машинку и начал шить так, что у него кожа под пальцами задымилась. Я говорю: «Зачем же ты меня слушал?» — а он отвечает: «Думал, скажешь что-то новое». Так вот, он часто даёт советы, что будет носиться, как лучше сделать ту или иную модель. И его советы работают.

Беседовала Лилия Осипова

Фотограф: Алексей Тихонов