Александр Ширнин и Андрей Сатанин познакомились ещё в студенческие годы — в альпсекции МАИ. После института друзья решили посвятить свою жизнь увлечению: сначала вместе открыли компанию, специализирующуюся на промышленном альпинизме, а потом —

крупнейший в Москве скалолазный центр BigWall. Скалодром работает уже больше года и начал приносить первую прибыль. Годовой оборот компании составил $1,5 млн. В течение двух лет партнёры надеются вернуть инвестору его вложения.  

 

Сфера деятельности

Развлечения и спортивные услуги

Дата старта

Май 2012 года

 

Бюджет на запуск

45 млн рублей

Сайт

bigwallsport.ru

 

Александр ШИРНИН

Сооснователь скалолазного центра BigWall

Как всё начиналось

Я начал заниматься альпинизмом и скалолазанием, когда поступил в МАИ и записался в альпсекцию. Сначала это было просто хобби, а потом оно изменило мой образ жизни. В этой секции я познакомился со своим будущим партнёром Андреем Сатаниным. После института мы создали наш первый бизнес — занялись промышленным альпинизмом. Через некоторое время пришла идея создать в Москве скалолазный центр европейского уровня.

Сразу стало понятно, что это очень затратное дело из-за того, что нужны крупные инвестиции в недвижимость. Мы начали искать инвестора, но было очень сложно доказать коммерческую привлекательность этой идеи. В Москве нет гор, соответственно, не развит на достаточном уровне скалолазный спорт и бизнес на нём. Не было возможности предоставить точный бизнес-план.

Сначала в нас никто не верил, и начинать проект нам пришлось на собственные средства. Мы арендовали помещение недалеко от метро «Шаболовская» и начали стройку. Но когда всё началось, потенциальный инвестор, IT-деятель, увлечённый альпинизмом, понял, что мы готовы реально развивать бизнес. Правда, от открытия центра в первом найденном помещении нам пришлось отказаться, поскольку инвестор посчитал условия по аренде слишком рискованными для такого объёма инвестирования. Мы потеряли около миллиона рублей, но не жалеем о них: это была плата за лояльность бизнес-ангела.

Суммарные инвестиции в проект составили 45 млн рублей. Изначально мы оценили создание проекта на 15 млн рублей меньше. У нас не было достаточного опыта в строительстве, и мы неправильно оценили стоимость строительных работ. Всё оказалось дороже. К счастью, инвестор пошёл нам навстречу и вложил недостающие средства. 

 

 

О рынке

Альпинизм и скалолазание, конечно, пока не массовое явление в России. В Советском Союзе эти виды спорта были более развиты и поддерживались государством, а сейчас государство о них забыло. Тем не менее в Москве 10 альпинистских клубов, и в каждом из них — 100-150 человек. Плюс ещё больше тех, кто занимается вне клубов. В городе 20 000-30 000 человек, которые в каком-то виде занимаются скалолазанием. До открытия этого центра в Москве было несколько небольших скалодромов, которые были всегда переполнены.

Наш cкалолазный центр имеет значительно большую пропускную способность, чем любой другой в Москве, тем самым мы с лихвой покрываем спрос на желание заниматься этим видом спорта в городе. У нас большое количество разнообразных стен, которые позволяют заниматься людям с любой подготовкой и опытом. 

Помимо размеров отличительной особенностью нашего скалодрома от уже существующих в Москве является маркетинговый отдел. Он занимается пропагандой скалолазания в целом. Люди просто не имеют представления об этом спорте. У них автоматически появляется ассоциация, что скалолазание — это сложно и не для меня. Людей надо втягивать в спорт, объяснять и показывать, что это интересное и полезное занятие. 

 

О посетителях

Большинство наших посетителей — это люди, которые уже довольно давно занимаются этим спортом, московское скалолазное комьюнити. Также к нам приходят люди, занимающиеся альпинизмом и горным туризмом. Сарафанное радио — наш основной способ привлечения аудитории. Новых посетителей обычно приводят их же друзья и коллеги. Условно мы разделяем их на три категории. Первая — это студенты. У них есть свободное время, во многих вузах работают секции скалолазания, плюс спорт сам по себе не очень дорогой. Одно занятие стоит 450 рублей.

Следующая категория — это выпускники вузов. Люди от 25 до 30 лет, которые работают, и у них есть стабильный заработок. Для них поход на скалодром — это альтернатива фитнесу.

Особая группа посетителей — это люди старше 35 лет. Хотя скалолазание и является достаточно молодёжным спортом, у посетителей старшего возраста этот спорт в последнее время тоже становится популярным.

Семейные походы на скалодром — частое и весьма приятное явление в нашем центре: родителям нравится проводить время со своими детьми у нас на скалодроме, а дети обожают лазить по стенкам.

 

 

В среднем в день приходит 200 человек: в будни бывает 100-150,
в выходные — до 400. Сезон — c ноября по декабрь и с февраля
по апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сейчас скалодром заполняется примерно наполовину, и ещё есть ресурсы для увеличения посещаемости. В среднем в день приходит 200 человек: в будни бывает 100-150, в выходные — до 400. Сезон — c ноября по декабрь и с февраля по апрель. Во многом это связано с плохой погодой на улице и небольшими альтернативами времяпрепровождения в городе в целом.

Но помимо скалодрома мы предоставляем площадь для проведения различного рода корпоративных мероприятий и детских праздников, как с привязкой к скалолазанию, так и без этого. Пока посещаемость нам приносит больше, чем корпоративы, но мы планируем развивать это направление. 

 

Планы

Мы рассчитываем, что вернём деньги инвестору через два года. Бизнес уже стал прибыльным, но все заработанные деньги мы вкладываем в дальнейшее развитие проекта. Оборот сейчас около $1,5 млн в год. 

Мы планируем развивать внутренние сервисы центра: открыть центр обучения промышленному альпинизму и развивать магазин спортивных товаров. Я уверен, что популярность спорта будет расти из года в год и в городе обязательно потребуются новые подобные проекты. У нас есть планы и желание построить в Москве ещё один скалолазный центр с большим количеством сервисов и возможностей для любителей скалолазания и просто активного образа жизни.

 

 

Советы

 

Если вы делаете бизнес в сфере строительства, но у вас нет опыта, обязательно консультируйтесь со специалистами. Подводных камней окажется на порядок больше, чем вы могли предполагать. Некоторых вещей вы просто не знаете.

Сначала сделайте сами, сколько сможете: начните копать, соберите какие-то деньги, проявите инициативу. Такие действия сдвинут дело с мёртвой точки и будут доказательством для инвестора, что вы верите в идею и готовы ради неё много работать.

Фото: Елена Цибизова