5 классных маршрутов для детей по парку «Никола-Ленивец» От поисков заброшенных объектов до прогулки с животными на ферме
«Никола-Ленивец» всегда был местом, куда отправляются архитекторы, молодые художники и просто московские модники, чтобы разглядывать арт-объекты в лесу. Но после того как у фестиваля «Архстояние» появилась детская версия, в парке в Калужской области все чаще можно встретить и семьи с детьми. В этом году «Детское Архстояние» пройдет с 29 июня по 1 июля. В программе: новые объекты и загадочные инсталляции от современных художников и впервые — авторские прогулки по неизведанным тропам, где дети будут искать секреты по дороге. The Village составил свою карту маршрутов по парку — и эта инструкция абсолютно без привязки ко времени: вооружившись ей, можно исследовать территорию парка как во время фестиваля, так и после него.
На край географии
«Казарма» — Звизжи — Музей сельского труда — «Звизжанка» — «Бобур»
Самый первый маршрут — не из легких, но не потому, что он длинный, просто выходить нужно с рассветом, обязательно прихватив бутерброды для перекуса в пути. Начинаем от «Казармы» — это лучшее место для встречи с Никола-Ленивецким туманом. «Казарма» находится на самой высокой точке, и туман не может окутать вас. Если же утро выдастся ясным, то можно посмотреть красивый рассвет. В самой «Казарме», помимо обычной лестницы, есть пожарный столб, по которому можно очень весело со свистом спуститься со второго на первый этаж.
После «Казармы» выдвигаемся в Звизжи — деревню возле «Николы-Ленивца». Один из двух магазинов в Звизжах расписан художницей и иллюстратором Лялей Вагановой: обратите внимание на стены в коридоре, когда пойдете за молоком и печеньем. Левее деревни Звизжи на картофельном поле можно увидеть башню, которую называют «Болт». На самом деле это Музей сельского труда, фасады и внутренние стены которого покрыты земляной штукатуркой. Внутри башни размещены предметы сельского быта, собранные в окрестных деревнях. Доходим до Дома культуры Звизжи — здесь местная жительница Юля Кремень-Косякова ведет занятия по керамике для детей. По выходным в клубе проходят танцы. Сам вход в ДК стоит рассмотреть отдельно: несколько лет назад его переделало бюро Archpoint, вдохновившись народными промыслами, в частности, деревянной «птицей счастья», в которой крылья и хвост раскрываются веером.
Голод лучше всего утолить в одном из двух семейных кафе — «Картошкино» и «Кормильцы»: здесь всегда есть холодный компот и картошка с котлетами. На «Звизжанке» на самом обрыве висят самодельные качели, на которых можно на секунду зависнуть над рекой, — дух захватывает от вида. Еще это хорошее место для неспешного привала у сосен. Возвращаясь в кемпинг, загляните в небольшой сосновый бор справа от «Бобура» — там можно найти землянику, которая как раз начинает поспевать.
В поисках утраченного
«Геомантика и уранография» — «Мостки» — «Вавилонская яма» — «Дом над лесом» — «Кроватка Бродского»
В этот поход нужно отправляться с маленькими следопытами — искать исчезающие и измененные арт-объекты и открывать их секреты. Стартуем от объекта со странным названием «Геомантика и уранография (Как и зачем целовать жабу)», которого нет на картах. Чтобы попасть к «Геомантике...», нужно спуститься по крутому склону мимо «Дома кулика». Когда выйдете на огромную поляну, вы на месте: в траве до сих пор можно разглядеть камни, раньше обозначавшие лабиринты. Это тихое место, не рассчитанное на большие компании.
Рядом в кустах притаились «Мостки» Дмитрия Гутова. Если бы мы могли взлететь, то увидели бы, что мостки складываются в слово «Тонко». Как раз эти «Мостки» и сгрызли бобры — они теперь тоже не отмечены на карте. Ходить по ним опасно — мостки могут не выдержать веса человека. Лучше просто посмотреть на них со стороны. Другой объект, который обозначен на карте, а по факту сильно изменился — «Вавилонская яма» в пролеске не доходя до «Версаля». Это уже и не яма вовсе, а скорее пригорок, хотя раньше в эту яму предлагалось заходить всем желающим с ведром и лопаткой, чтобы копать до тех пор, пока это будет возможно.
После «Ямы» можно дойти до «Футбольного леса» арт-группы «Синие носы»: раньше там располагался детский лагерь «Николы-Ленивца», а теперь живут волонтеры. Кстати, тут же расположены некоторые объекты «Детского Архстояния» прошлых лет — «Гиперболоиды» Николая Полисского и «Угол наказания» кураторской группы «Варенъйе».
В «Футбольном лесу» можно сделать перерыв на чай или обед и вечером дойти до последних двух мест маршрута. Начать стоит с «Дома над лесом» — трогательной иллюстрации неотвратимого течения времени: когда-то он действительно возвышался над кронами деревьев, а теперь они перегнали его, так что название больше не соответствует действительности. Возвращайтесь через заброшенную церковь, сбоку от нее на самом склоне — «Без названия» Александра Бродского. Обычно все называют объект просто «Кроваткой Бродского», мало кто обращает внимание, что деревянная кровать за оградой больше похожа на могилу (местное кладбище, кстати, совсем рядом).
Новостройки
«Арка Бернаскони» — «Поляна Labscape» — «Ротонда» — «Звенящая роща» — «Секретики» — «Звуковой портрет пространства»
Искать арт-объекты 2018 года начнем с высоты: например, работу Ирины Кориной «Растительный мотив» так надежно спрятали в лесу, что увидеть ее невооруженным глазом просто невозможно. Поэтому на «Арку Бернаскони» установили приборы дальнего видения — возможно, с их помощью у вас получится что-то разглядеть. Спускаемся и идем на «Поляну Labscape», где расположилось целое полчище снеговиков. Это инсталляция от Сергея Катрана и Павла Войницкого: авторы говорят, что снеговики не смогли дождаться зимы и пришли уже сейчас. В «Ротонде», следующей точке маршрута, будет тесновато — соберемся возле камина, чтобы ближе познакомиться с другими детьми.
После «Ротонды» направляемся к «Звенящей роще», где деревья переливчато звучат от дуновений ветра (и с помощью инсталляции Петра Айду, конечно). Роща — отличное место, чтобы поваляться на траве в тени. Сам Петр утверждает, что это поможет услышать духов леса — стоит проверить.
Самые интересные «секретики» приготовили Катя Коваленко и Вера Баркалова. «Раз, два, три, четыре, пять, я иду себя искать» — не один, а целых семь объектов, где авторы размышляют о детстве, взрослении, воспоминаниях и поиске себя. Последний объект нашей прогулки тоже связан с мелодиями и ритмами: он называется «Звуковой портрет пространства». Художники Николай Лукин, Евдокия Букреева и Саша Седова собрали все звуки, которые нашли вокруг, но прозвучать они не могут, пока не придет человек — взрослый или ребенок — и не выпустит их на волю.
Река Угра и все, что рядом
«Позолоченный телец» — «Вселенский разум» — «Павильон шишек» — «Городище» — «Николино ухо»
Излюбленный всеми путь — к реке Угре. Зимой можно забраться в «Николино ухо», где нет ветра и можно любоваться заснеженными видами; летом, конечно, нужно искупаться в прохладной реке хоть и не с бурным, но ощутимым течением. Начинать путь лучше из кемпинга у кафе «Угра». По дороге встретим «Позолоченного тельца» прямо в поле — это единственный сохранившийся объект Василия Щетинина, человека, который заново открыл Николу-Ленивца и когда-то пригласил туда первых художников.
Вдалеке видно совсем чуть-чуть «Вселенского разума», или, как все его называют, «Мозга». В ясный день от металлических пластин отражается солнце и все вокруг заполняется солнечными зайчиками. Здесь стоит задержаться, чтобы изучить все извилины и потайные ходы. После отправляемся к «Павильону шишек»: по иронии судьбы год постройки этого объекта был на редкость неурожайным, и с каждого гостя, приезжающего сюда, требовали налог — несколько еловых или сосновых шишек. Дальше идем к одному из самых мистических объектов — «Городищу» Николая Полисского. Этот объект раньше назывался «Святилище», он похож на место съемки сериала True Detective — очень-очень непростое место, для самых отважных.
От «Городища» выходим к реке, продираясь через осоку и камыши. Обязательно забираемся в «Николино ухо», чтобы отдохнуть и послушать тишину: говорят, если мимо пролетает птица, то слышно, как крылья рассекают воздух.
К братьям меньшим
Ферма — «Маяк» — «Дом кулика» — «Вязаный мост»
На ферме Ани и Сергея Морозовых живут гуси и поросята — за ними можно понаблюдать и покормить их, а заодно самим попробовать местную клубнику. Дойдем до «Маяка» — около него есть спуск к реке и небольшая заводь, где живут утки. Если остановиться наверху, то можно оказаться на настоящей пасеке с правильным медом — в прошлом году ее устроил один энтузиаст. Прогулку можно растянуть на полдня, если отправиться в противоположную сторону — к «Дому кулика». В доме, правда, уже много лет назад обосновались осы, поэтому внутрь лучше не забираться. Около «Вязаного моста» находим «Хатку бобра» — эти животные прочно обосновались в арт-парке и даже едят объекты художников, например, почти уничтожили «Мостки», о которых мы рассказывали. И конечно, особое везение встретить здесь кабана или лису: просто так они не показываются.
Фотографии: обложка – Марк Боярский / Никола-Ленивец, 1 – Александр Горбунов / , 2 – «Архстояние», 3 – Марк Боярский / Никола-Ленивец, 4 – Иван Скориков / Никола-Ленивец, 5 – Мария Гильманова / Никола-Ленивец
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.