Как LEGO меняет формат игры Соединяя пластиковые кубики и цифровые технологии
С приходом цифровой эры у компании LEGO, как и у других игроков индустрии игрушек, начались трудности. Представителей поколения digital natives (людей, родившихся в цифровом мире. — Прим. ред.) все больше привлекали гаджеты, и производители традиционных игрушек были вынуждены искать способы, как модернизировать свои продукты и остаться актуальными для аудитории. Пройдя через период упадка, датскому игрушечному гиганту удалось адаптироваться к новым запросам покупателей, и в 2018 году LEGO Group вошла в топ-10 инновационных компаний бытовой электроники. Рассказываем, как компания чуть не стала банкротом, что такое fluid play и почему важно играть вместе с детьми.
Кризис с появлением интернета
1998-й стал первым убыточным годом в истории компании после десятилетий расцвета. Дети увлеклись новыми интерактивными играми, которые появились у разных производителей, а компания LEGO с ее наборами к этому моменту исчерпала потенциал для роста и завоевания новых рынков. Руководство сообщило о потерях в размере 48 миллионов долларов, что повлекло за собой увольнения более чем тысячи сотрудников.
Спасти положение попытался Пауль Плаугманн — его в 1999 году компания наняла антикризисным управляющим. Команда Плаугманна нашла лучших дизайнеров, которые отошли от традиционной концепции LEGO и начали создавать новые игровые системы, где пластиковый кубик уходил на второй план. LEGO тестировала разные каналы и форматы бизнеса и создавала совершенно новые категории продуктов, среди которых были DVD-диски, видеоигры и телевизионные шоу.
С 2000 по 2002 год, согласно отчету Плаугманна, продажи компании выросли на 17 %, но в конце 2002 года они резко замедлились, а в начале 2003-го крупнейшие магазины игрушек были завалены непроданными наборами LEGO. Новая стратегия развития привела к кризису идентичности, и к 2004 году LEGO оказалась на грани банкротства. Компанию в очередной раз реструктуризировали, а на должность директора по стратегическому развитию пригласили Йоргена Вига Кнудсторпа — именно он превратил производство игрушек в мультимедийный бизнес. Компания решила соединить виртуальный и реальный миры в одной игре: все новые продукты, которые запустила LEGO, были связаны с цифровыми технологиями, но их основой оставались конструкторы из пластика.
Почему родители против цифровых технологий в игре
Детство в цифровую эпоху — это новое явление в истории человечества, и взаимодействие детей с цифровыми продуктами и интернетом до сих пор вызывает у родителей тревогу. Согласно глобальному исследованию Play Well Report, которое LEGO провела в 2018 году (в нем приняли участие 13 тысяч семей из девяти стран, включая Россию), 88 % респондентов-родителей со всего мира сомневаются в безопасности онлайн-пространства, а 72 % считают, что технологии не учат детей думать самостоятельно.
«Большинство родителей используют технологии как в работе, так и для самообразования, отдыха и развлечений. Дети тоже должны получить определенный уровень цифровых компетенций, чтобы стать успешными в современном мире, — говорит Андреа Фафликова, старший бренд-менеджер LEGO. — Технологии помогают нам строить мосты между разными культурами и лучше понимать друг друга. Главное — научить детей осознанно относиться к ним, соблюдать базовые меры осторожности».
Чтобы снизить тревожность родителей, к каждому цифровому продукту, который выпускает LEGO, компания прикладывает инструкцию по безопасности. «Важно, чтобы дети понимали принципы защиты личных данных, безопасного использования паролей и знали, что такое кибербуллинг, — говорит Фафликова. — Второй момент: дети должны понимать, что они всегда могут обратиться за помощью к родителям, если вдруг почувствуют себя в опасности».
Что такое fluid play
Современные дети владеют искусством плавного перехода из одной игровой среды в другую — из реального мира в виртуальный и обратно в пределах одной игры. Именно этот процесс в LEGO называют fluid play (в переводе с английского — «изменчивая, текучая игра». — Прим. ред.). «Да, мы используем цифровые технологии, но на первом месте всегда оставляем простой кубик LEGO», — говорит Андреа.
Fluid play — это игра, в которой ребенок находится все время: построив игрушку из пластиковых деталей и поиграв с ней, он может с помощью гаджета отправить ее в виртуальное пространство и продолжить игру там. При этом в LEGO настаивают, что в основе любой игры — по-прежнему физическое конструирование, важное для развития детей. А цифровые форматы только расширяют пул активностей и мотивируют детей больше собирать из кубиков.
Интерактивные игры помогают развивать когнитивные навыки: быстрое решение проблем, построение гипотез, соблюдение правил, координация глаз и рук, концентрация внимания, память.
Получается, что к кубику LEGO теперь прибавляется огромный спектр виртуальных возможностей, превращая обычную игру в новый опыт. Интерактивные игры помогают развивать когнитивные навыки: быстрое решение проблем, построение гипотез, соблюдение правил, координация глаз и рук, концентрация внимания, память. Игры учат исследовать, выстраивать коммуникацию, мыслить критически и творчески.
В интерактивные игры LEGO могут играть уже двухлетки. Так, управлять паровозом или грузовым поездом линейки LEGO Duplo можно с помощью активационных деталей, которые кладут на рельсы: поезд останавливается в определенных местах, включает и выключает фары, запускает анимацию на экране гаджета.
Для младших школьников есть наборы LEGO Boost и LEGO Hidden Side, с помощью которых дети учатся основам программирования: собирают роботов из кубиков и задают им разные действия через мобильное приложение. Для более продвинутых пользователей (от десяти лет) есть линейка LEGO Mindstorms — первая умная игрушка LEGO, запущенная еще в 1998 году. Наборы позволяют комбинировать элементы конструктора с программным блоком, моторами и датчиками и создавать модели, которые умеют ходить, говорить, хватать и даже снимать видео.
Как в LEGO играют в школах
Наборы Mindstorms во многих странах стали не просто игрушкой, а элементом образования — их используют в школах и колледжах для обучения конструированию. В LEGO считают, что это не слишком сложно для детей — при условии обучения через игру. В компании предлагают целый комплекс образовательных решений для изучения физики, технологий, инженерии, информатики, математики и развития творческого мышления.
В апреле 2019 года компания презентовала набор Spike Prime — новейшее образовательное решение для подростков. В него входят кубики, программируемый хаб с несколькими портами, датчики и моторы, а также приложение, использующее Scratch (язык программирования. — Прим. ред.). Приложение Spike могут использовать школьные учителя: проекты в нем можно успеть сделать за 45 минут — стандартный школьный урок.
«В возрасте от 11 до 14 лет дети становятся менее уверенными, в том числе и в учебе, — рассказывает президент LEGO Education Эсбен Старк Йоргенсен. — Большинство учеников из нашего исследования говорят, что им не хочется предпринимать повторную попытку, если они в чем-то потерпели неудачу. А с набором Spike Prime мы помогаем им пробовать что-то новое и в конечном итоге становиться более уверенными в себе учениками».
Зачем вообще играть вместе с ребенком
Новации LEGO направлены не только на детей. Интерактивные конструкторы побуждают родителей больше участвовать в детских активностях. Это имеет ключевое значение для компании: по данным исследования, 85 % российских семей, играющих больше пяти часов в неделю, заявляют, что они счастливы. В семьях, где на совместную игру отводится меньше времени, этот показатель гораздо ниже и составляет всего 66 %.
«Совместная игра делает семьи сплоченнее и снижает уровень стресса. Но около трети участников исследования признают, что с трудом организуют время для игр из-за напряженного ежедневного расписания и родителей, и детей, — рассказывает Андреа Фафликова. — Мы хотим, чтобы совместная игра стала одним из приоритетов семьи. Продукты LEGO помогают родителям преодолевать разрыв между традиционными и виртуальными играми и в конечном счете сделать семейный досуг разнообразнее. По моему личному опыту, мы, взрослые, благодаря игре с нашими детьми можем освоить новые навыки — если будем открыты этому».
Фотографии: LEGO
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.