В феврале на семи московских вокзалах появились стоянки для легального такси, контролируемые ДПС, по данным чиновников, после этого цена за поездку снизилась на треть. В ближайшее время администрация города обещает поднять штраф за «нелегальный извоз» до 30 тысяч рублей и организовать специальную службу по отлову «черных такси». Тем временем Департамент транспорта и связи Москвы под патронажем мэра Собянина готовится к созданию единой диспетчерской службы такси с запоминающимся номером телефона, цветовой маркировкой и машинами, оборудованными счетчиками-таксометрами. В преддверии больших перемен The Village узнал, как в восьми крупных городах мира боролись с нелегалами, можно ли победить частный извоз и что нужно для решения проблемы.

 

ЛОНДОН

 Население: 7 557 000 человек
Городской транспорт: автобус, метро, велосипедный транспорт
Средняя стоимость такси: 1,8 фунта за посадку и 72 пенса/км

Лондонская система такси — одна из самых продуманных в мире. Для того чтобы стать водителем чёрного кэба (они имеют право брать пассажиров в положенных местах на улице), нужно пройти медосмотр и сдать экзамен на знание улиц и достопримечательностей Лондона. Обычно к экзамену готовятся три года (два — если кандидат хочет работать в определённом пригороде). К таксистам на мини-кэбах требования несколько ниже, они начали получать лицензии только в 2003 году. Заказать такое такси можно только по телефону или на стоянках. 

С 2002 года в Лондоне идёт кампания Safer Travel at Night («Безопасное путешествие ночью»), в рамках которой пропагандируются легальные услуги такси. Горожан постоянно информируют об опасности ночных поездок на незарегистрированных кэбах, делают акцент на непрофессиональных навыках водителей. Это дало значительные результаты — число преступлений, связанных с таксистами-нелегалами, снизилось за восемь лет вдвое. В 2002 году в городе создали оперативный штаб Transport Operational Command Unit, который ведет подсчет арестованных водителей без лицензии. Каждый год это сотни человек. Чаще всего нелегалы попадают в ловушку, посадив в машину переодетого полицейского или просто прорекламировав ему свои услуги.

 
Штраф за нелегальный извоз в Великобритании — £300 (15 000 руб.)

Москва заняла 42-е место в рейтинге самых высоких цен на такси

Интересный факт:
Форме лондонского такси — кэба — около 100 лет. Водитель непременно сидит за перегородкой, чемоданы ставятся рядом с шофером.

Решение:
Пропаганда легальных услуг такси среди населения, специальная служба, занимающаяся подсчетом и отловом нелегалов, обязательные экзамены

 

ВАРШАВА

Население: 1 700 000 человек
Городской транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, метро
Средняя стоимость такси: 2 злотых/км


Лицензия на таксомоторные перевозки в Польше значительно дешевле, чем во многих странах Евросоюза. Тем не менее рынок нелегальных таксистов существует, но маскируется. В стране действует множество фирм под видом курьерских служб, у них есть свои колл-центры и счётчики в машинах. После поездки нелегальные водители даже дают визитки компании. В январе государственный сейм обязал всех таксистов в течение года сдать экзамен на знание тех городов, где они работают, и получить новую лицензию. Раньше те, кого дорожная полиция ловила за незаконную перевозку пассажиров, жаловались, что экзамены сдаются редко — теперь их решено устраивать чаще. Нелегалов будет ждать штраф в 15 000 злотых — это 150 тысяч рублей.

 
Штраф за нелегальный извоз в Польше —
15 000 злотых (150 тыс. руб.)

Чего не хватает в Москве? Часть I

Интересный факт:
Такси могут быть окрашены в любой цвет

Решение:
Дешевая лицензия на легальные
перевозки, экзамены для таксистов