«Набито панельное брюхо»: Как спасти хрущевки Петербургские архитекторы разработали проект развития «панельного пояса» — без расселения и сносов
Программа реновации советских пятиэтажек, похожая на московскую, в Петербурге провалилась: за 10 лет в городе не снесли ни одной хрущевки ни в одном из 23 кварталов. Зато программа стала объектом скандалов и протестов — со срывами сроков и уплотнительной застройкой. Реанимацию реновации время от времени обсуждают, но перспективы сомнительны. Год назад The Village рассказывал о том, как петербуржцы живут в кварталах неслучившейся реновации в Московском районе: одни мечтают, чтобы их расселили, другие (их меньшинство) — просят оставить родные хрущевки в покое.
Инициативная группа, состоящая из преподавателей и аспирантов Архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ), а также специалистов проектной организации «ЛенжилНИИпроект», придумала другой путь. Она предлагает развивать так называемый «панельный пояс» Петербурга — с улучшением среды кварталов и, главное, архитектурным преображением самих пятиэтажек (которые после реконструкции становятся семиэтажками). Получился проект, в чем-то созвучный реконструкции панельных домов в бывшей ГДР — и полная антитеза московской реновации: без расселения, сноса и «уплотниловки».
Преподаватель кафедры архитектурно-строительных конструкций СПбГАСУ Дмитрий Иванов, который работает над кандидатской диссертацией о «панельном поясе», рассказал нам об этом проекте и его перспективах.
Что именно предлагают архитекторы
Для примера авторы проекта выбрали конкретный микрорайон, ограниченный Ленинским проспектом, бульваром Новаторов, проспектом Народного Ополчения и внутриквартальным проездом. Основная часть местной жилой застройки — панельные пятиэтажки серии ГИ. Квартал входил в программу развития застроенных территорий. Стоит отметить, что предложение архитекторов — сугубо концептуальное, поэтому жителям квартала не стоит волноваться раньше времени.
Проект предполагает развитие уже застроенной территории — с благоустройством, новыми автостоянками, улучшением социальной (школы, детские сады) и инженерной инфраструктуры. На уровне зданий — изменением архитектурного облика фасадов и надстройкой на два этажа: «Не на один или три-четыре этажа — из-за требований инсоляции: необходимо, чтобы надстройка не затеняла существующие здания и не была значительным фактором, увеличивающим масштаб застройки», — поясняет Дмитрий Иванов.
«Кроме того, предполагается утепление фасадов, создание лифтов, мест для хранения велосипедов, колясок (кладовки появятся после реконструкции и приспособления подвальных пространств). Плюс пристройка лоджий: то есть жилая площадь увеличится без вложения средств жильцов», — добавляет архитектор.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.