Лужковская архитектура, которую мы любим и ненавидим От дома-яйца до «зиккурата» в Оружейном

Умер Юрий Лужков. Второй мэр постсоветской Москвы, безраздельно правивший городом 18 лет, сейчас в основном воспринимается анекдотически — кепка, пчеловодство, балаганы на День города (они никуда не делись и после него, впрочем). За всем этим как-то забывается тот факт, что Лужков превратил бывшую советскую столицу, самый социалистический город в мире в самый капиталистический. При Лужкове Москва заговорила на одном языке — языке денег, квадратных метров и их стоимости, и это до сих пор влияет на то, как выглядит город. Слишком роскошная, до нелепости богатая застройка в центре, слишком дешевая и безликая — на окраинах. Одни здания были шедеврами — Остоженка, «Белая площадь», дом на Мосфильмовской; другие поражали воображение размахом — «Красные холмы», Москва-Сити; третьи просто удивляли — дом «Патриарх», дом-яйцо. В любом случае, по современной Москве невозможно пройти и километра, чтобы не наткнуться на то, что было построено при Лужкове. Это все еще его город.
The Village много писал про лужковскую архитектуру — вот некоторые из этих историй.

Как полюбить новую архитектуру Москвы — в том числе лужковскую — и почему ее нужно сохранять
В июле 2018 года проект «Москва глазами инженера» начал делать экскурсии по современной архитектуре города. Основатель проекта Айрат Багаутдинов, обычно рассказывающий о конструктивизме и модерне, перед запуском новых маршрутов писал про дом «Патриарх» и зиккурат в Оружейном переулке. Эти здания принято считать одними из самых некрасивых в Москве. The Village поговорил с Багаутдиновым о том, сколько нужно времени, чтобы принять лужковскую архитектуру, можно ли сносить здания, которые кажутся уродливыми, и что нужно сделать с храмом Христа Спасителя.

Почему дом-яйцо стал символом лужковской архитектуры
Дом-яйцо на улице Машкова сразу же после своего появления в 2002 году стал не только достопримечательностью, которую показывают туристам, но и символом всей лужковской архитектуры Москвы начала строительного бума нулевых. Это здание — второй необычный частный дом в Москве после знаменитого дома-мастерской архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.