Одна из пяти тем нового учебного года на «Стрелке» — «Горожане как потребители». Задача у кураторов и студентов амбициозная — изучить мировосприятие современного москвича, вывести некую формулу, по которой живёт общество в столичных микрорайонах, и, что самое сложное — смоделировать привычки и пожелания горожан на будущее. Полевые работы ведутся в советских микрорайонах. Чтобы увидеть процесс обучения и исследования изнутри, The Village запустил новый блог «Новые микрорайоны: Горожане как потребители». В этом выпуске один из главных лекторов программы Александр Бард, известный интернет-социолог, бывший участник знаменитой группы Army of Lovers, рассказывает, как пользоваться смартфоном как оружием, почему нужно чекиниться в ресторанах и как можно работать только один или два дня в неделю.

 

О СЕБЕ

Моя работа не в том, чтобы сказать: «Да, это случилось», а в том, чтобы объяснить, случится ли что-то вообще, что конкретно и когда. Вспомните приход смартфонов — люди говорили, что использовать телекоммуникации, когда есть СМС и возможность разговаривать, просто бессмысленно, никто не может делать на этом деньги. И вот что мы видим — люди до сих пор используют СМС и говорят по телефону, но 95 % трафика в мире идет по другим каналам. iPhone убил смартфон, теперь еще появились андроиды. Мы были, в общем, правы, когда сказали, что смартфон возьмет свое, но некоторые предрекали этому процессу 10-летнее развитие, а мы всё сделали всего за пару лет. Так что наука может спокойно предрекать развитие, однако не стоит задавать какие-то четкие временные границы.

 

Бард также известен как участник группы Army Of Lovers, авторов песни Sexual Revolution, и проекта Vacuum. В данный момент Бард работает над группой Gravitonas.

«Архитектура не должна быть памятником олигарху,
как многие здания сегодня в Москве. Именно поэтому
всё здесь напоминает Дубай,
а не какой-нибудь современный город».

Социология идет вперед — это ключ к пониманию того, как люди взаимодействуют и относятся к самим себе. Мне интересно, как люди ведут себя в обществе, например когда встречаются с друзьями. Как они сами себя идентифицируют. Социология может научить архитектуру. Когда архитектура берет во внимание социологию, всё становится проще, потому что архитектор просто начинает думать, какие люди будут жить в этом здании и что им необходимо. И они должны это делать — вот в чем заключается эта чертова работа. Архитектура не должна быть памятником олигарху, как многие здания сегодня в Москве. Именно поэтому всё здесь напоминает Дубай, а не какой-нибудь современный город. И это грустно. Мне, прямо как маленькому ребенку, конечно, тоже нравится идея высоких стеклянных зданий, но история нас учит, что зачастую это совсем не то, что действительно нужно людям. В общем, главная забота архитектора — сделать так, чтобы люди жили в этих зданиях, жили в них долго и на протяжении всего этого времени радовались.