«Вместо Ленина» и в Кольцово: Где жители Екатеринбурга хотят видеть храм Святой Екатерины «Мы сможем гордиться своим городом, если он первым в России, наконец, избавится от памятника Ленину на главной площади»
В противостоянии между защитниками сквера и сторонниками храма произошли подвижки. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в обращении к жителям Екатеринбурга признал, что власти допустили ошибки и не учли мнения горожан, поэтому пообещал вынести на обсуждение и рассмотреть еще минимум четыре альтернативные площадки, помимо сквера возле Театра драмы. А «Фонд святой Екатерины», наконец, принял решение демонтировать забор в сквере у Театра драмы. Это случилось после того, как с такой просьбой к фонду обратился митрополит Кирилл: по словам владыки, забор в сквере превратился в символ раздора и эту проблему нужно убрать.
Сейчас в социальных сетях активно обсуждаются альтернативные локации, среди которых Площадь 1905 года, площадки возле цирка и даже Кольцово. The Village собрал мнения жителей Екатеринбурга о том, где храм Святой Екатерины, по их мнению, был бы уместнее всего.
Полина Иванова
автор «Путеводителя по Екатеринбургу и Свердловску»
Для себя я выделила три основных подхода к выбору площадки под строительство храма святой Екатерины.
К первому относятся инициативы тех людей, которые напрямую причастны к процессу строительства. Они хотят построить церковь в знаковом, важном для города месте. Кроме того, они не хотят ставить храм на территории, отведенной под коммерческую застройку — на нее у них уже другие планы. Властные структуры претендуют на Площадь труда, Площадь 1905 года, Октябрьскую площадь.
Во второй я включила жителей города, которые предлагают строить храм в месте, которое на данный момент не развито. Хочется, чтобы такое глобальное строительство действительно улучшало территорию. Здесь можно рассмотреть либо места на периферии, либо пустыри и недострои в центре города. Среди предложений, которые я слышала — заброшенная больница в Зеленой роще, недостроенная гостиница возле цирка, снесенная телебашня. Это территории в самом центре, которые сегодня совсем не развиты. Люди их не посещают.
Третья категория людей, мнения которых я слышу, — верующие, которым храм действительно нужен. Они убеждены, что церквей не хватает в периферийных районах: на ЖБИ, в Академическом, на Вторчермете, в новом микрорайоне Солнечный.
Важно, чтобы проект развивал новые территории, а не отнимал значимое места у одной аудитории, чтобы предложить его другой. К примеру, у нас есть международный аэропорт Кольцово. Я знаю, что многие люди, прилетающие в Екатеринбург по делам, останавливаются в отеле на территории аэропорта, где часто проводятся конференции. Возможно, храм мог бы стать достопримечательностью в шаговой доступности для бизнес-туристов.
Вариант с храмом в Зеленой роще я тоже готова рассмотреть. Несмотря на то, что здание заброшенной больницы — это памятник архитектуры, сегодня оно находится в очень плохом состоянии, и вряд ли его когда-то восстановят.
Предложения, которые нравятся мне больше всего — храм либо на месте бывшей телебашни, либо вместо недостроенной гостиницы возле цирка. Обе локации находятся в пойме Исети, поэтому силуэт храма святой Екатерины будет хорошо просматриваться с Плотинки. Правда, у здания недостроенной гостиницы тоже есть собственник, а также соседство храма с синагогой — это забавно. Зато храм на той локации будет хорошо работать в сочетании с музеем «Россия — Моя история». Верующих пенсионеров из области будут сначала привозить туда посмотреть на Сталина, а потом — сразу в храм.
Для меня важно не только то, какая из площадок победит, но и какой из подходов при этом будет применен.
Леонид Волков
политик
Митрополит екатеринбургский Кирилл обратился к застройщику с просьбой убрать забор из сквера у Драмтеатра. А вот это уже очень похоже на победу. До этого я, скорее, подозревал разводку (типа дадут на выбор 10 новых площадок для храма святой Екатерины, устроят опрос, сквер у Драмы наберет 30 %, остальные площадки по 5-1 0%, и привет) — но если забор уберут, то, значит, все серьезно.
Поэтому я до того не вступал в дискуссию по альтернативной площадке, а сейчас хочу сказать пару слов.
В городе места полно. По фейсбуку и телеграм-каналам ходят списки с кучей мест, и почти все они хороши. Площадка на гостевом маршруте на Фурманова-Белинского — или самый позорный долгострой города, гостиница «Харбин» (ныне «Дели»). Принадлежащая УГМК площадка бывшего приборостроительного завода прямо на набережной Городского пруда — или им же принадлежащие земли у Макаровского моста тоже на набережной. Заброшенная больница скорой помощи — или площадка взорванной телебашни. И так далее.
Но все-таки особняком стоит одно место — это Площадь 1905 года.
Я хорошо понимаю все связанные проблемы. Коммунисты будут против. Места на ней может не хватить. У памятника Ленину юридический статус памятника истории и культуры, его нельзя сносить, не лишив статуса (но, кажется, можно перенести). Это все минусы, этих минусов много, но они носят, так сказать, практическое значение. А у плюсов есть огромное символическое значение.
Екатеринбург, по духу своему, очень европейский город; возможно — самый европейский город в России. Прошлая неделя, неделя протестов, доказала это в полной мере. Атрибут европейского города — это ансамбль центральной, ратушной площади. На ней — кафедральный собор, ратуша, ярмарка с глинтвейном и елочными безделушками зимой и зеленой зоной, где все гуляют, летом. А у нас сейчас ратуша, парковка и Ленин.
Епархия и ее спонсоры хотят сделать храм святой Екатерины кафедральным собором — но кафедральный собор (Богоявленский), взорванный большевиками, как раз и стоял на Площади 1905 года.
Огромное символическое значение как раз в том, чтобы Ленина убрать — собор восстановить. Ленин уничтожил РПЦ. Ленин взорвал церкви. Ленин убил царя и его семью. Ленин вверг страну в 74 года одного из самых мрачных и кровавых режимов за всю историю человечества.
Как мы сможем гордиться своим городом, если он станет первым городом в России, который, наконец, избавился от памятника Ленину на главной площади! И какой моральной, символической победой это будет для православных, для верующих. Как много будет в этом действительного восстановления справедливости. Как это приблизит РПЦ к тому, что все-таки переродиться из уродливой бюрократической структуры, созданной в 1943 году Сталиным в угоду сиюминутным пропагандистским потребностям, в преемницу исторической православной церкви. Это будет победа для всех, абсолютный win-win.
О да, это будет непростая история. РПЦ сейчас состоит из двух частей — искренние верующие, и, условно говоря, «православные чекисты». Те, про которых с таким пафосом и страстью говорил в широко разошедшемся видео Владимир Соловьев: мол, лицемеры, спрятавшие комсомольские билеты и еле-еле научившиеся креститься.
Ну вот, это будет большой и важный тест для православных бизнесменов Алтушкина и Козицына, для митрополита Кирилла, для губернатора и мэра, для всех простых прихожан. С кем они? С теми, кто маузерами и лагерями уничтожал РПЦ в 1920-1930-х годах? Или с теми, кто хочет, все же, покончить с этим лицемерным, шизофреническим двоемыслием, когда Ленин и Сталин чуть ли не на иконах изображаются? О, конечно православные чекисты будут против храма на месте памятнику Ленину: и хорошо; не повод ли это их выявить, и исторгнуть их из лона церкви?
Ну и, конечно, новый кафедральный собор Екатеринбурга должен соответствовать его главной площади. Зачем, черт возьми, в 2019 году строить псевдорусский аляповатый лубок? Можно ведь сделать что-то действительно крутое и современное; здание, которое впишется в архитектурный ансамбль площади (уже, впрочем, очень попорченный «Европой» и «Пассажем»), которое оставит место и для елки с ледовым городком, без которых Екатеринбург вряд ли можно себе представить, и для гуляний, и для митингов, и для торжеств. Уверен, что можно привлечь современных архитекторов и построить в Екатеринбурге кафедральный собор, который станет достопримечательностью города, нашей Саградой Фамилией.
Или я слишком много хочу?
Дмитрий Колезев
шеф-редактор Znak.com
Предложения по площадке для строительства храма святой Екатерины. Предлагаю рассмотреть следующие участки:
Левый берег городского пруда выше по течению от Макаровского моста (районе улиц Колмогорова, Гражданской, перед зданием УрГУПС и СК УрГУПС, фактически там сейчас неблагоустроенный берег).
Участок на улице Бориса Ельцина — Челюскинцев, рядом с башней «Исеть» (в зимнее время там располагался каток, участок пустует; насколько известно, принадлежит структурам УГМК).
Участок, занятый недостроенным зданием на Октябрьской площади (примыкающий к дому по адресу Октябрьская площадь, 3 — насколько известно, принадлежит структурам УГМК).
Участок между улицами Февральской Революции и Маршала Жукова.
Участок, занятый недостроенной гостиницей возле цирка по ул. Куйбышева.
Участок между улицами Марии Авейде, Азина, Мамина-Сибиряка, Шевченко (насколько известно, принадлежит структурам РМК).
Площадка, ранее занятая телебашней (принадлежит структурам УГМК).
Незастроенный участок на Белинского-Фурманова, на берегу реки Исеть.
Максим Путинцев
главный редактор «Эхо Москвы Екатеринбург»
Ситуация с альтернативными локациями для храма странным образом затягивается.
Мэрия сегодня предложила жителям присылать свои варианты, хотя губернатор обещал свой список обнародовать уже в понедельник. Перечень не готов? Его нет? Не могут придумать? Ждут новой команды сверху?
Мы на «Эхе» решили никого не ждать и провели нокаут-голосования (пара на пару, а потом финал) по четырем площадкам: 3 старых и одна новая. Сквер у Драмы, Площадь Труда, Площадь 1905 года, акватория пруда. С площадью 1905 года как компромиссным вариантом согласились 73 %.
Для меня очевидно, что в этой локации есть и очевидные минусы, но то, что вокруг этой площадки можно дискутировать — несомненно.
Сергей Ермак
заместитель главного редактора журнала «Эксперт-Урал»
Площадки под новый храм, против которых я бы не выступал:
Пустырь за «Космосом» (сквер баскетболиста Канделя)
Вместо гостиницы «Дели»
Сразу за Макаровским мостом.
Фурманова — Машинная — Белинского
Площадь 1905 года (все равно никто не знает, что с ней делать).
Владимир Злоказов
урбанист
Вижу, что многие обсуждают, как альтернативную площадку — Площадь 1905 года. Ребята, ну это не вариант совсем.
Во-первых, там уже есть архитектурная доминанта — мэрия. Ее не было, когда был Богоявленский собор. Строить здесь храм, значит, разрушать архитектурный ансамбль.
Во-вторых, городу нужна многофункциональная площадь в центре. Другой такой нет.
В-третьих, если ФСЕ будет настаивать на том же самом архитектурном стиле, что и сейчас, единственный способ, чтобы это не выглядело карикатурой — это разместить здание с достаточным зеленым буфером от всего остального.
В-четвертых, площадь просто слишком маленькая. Богоявленский собор частично стоял на нынешней проезжей части, а он был меньше нынешнего храма.
Не поддавайтесь на архитектурные провокации!
Владислав Постников
координатор движения «Открытая Россия»
Что ж, защитники сквера так и не выступили единым фронтом с предложениями по новому месту для храма святой Екатерины, а ведь сегодня губернатор должен объявить альтернативные площадки. Таким образом, инициатива опять на стороне властей.
За других говорить не буду, но от себя предложил бы следующие варианты:
На углу Белинского — Фурманова — где планировалось построить второй «Парк Хаус», но сейчас там пустырь. Кстати, заодно и набережную Исети можно облагородить в том месте (сейчас там дикие заросли).
В квартале Жукова — Челюскинцев — Ельцина — Боевых дружин. Раз проект «Екатеринбург-сити» не удалось реализовать и в ближайшей перспективе точно не удастся (банально нет спроса на такое количество офисных площадей), можно занять одну из площадок под храм.
На берегу Верх-Исетского пруда в конце улицы Фролова. Да, это уже не центр, но Куйвашев ведь обещал развивать этот район даже в случае поражения заявки на «Экспо». Так вот: пусть его развитие начнется с храма, который оплатят медные олигархи. И на берегу пруда будет стоять — панораму красивую сформирует. Пора уже отстать от плотно застроенного и задыхающегося от пробок центра и развивать прилегающие районы. Храм на берегу Верх-Исетского пруда мог бы стать одним из символов нового Екатеринбурга к 300-летию.
Вместо долгостроя на Октябрьской площади, 3 (через дорогу от сквера)
Вместо долгостроя на Куйбышева, 36 (опять на берегу Исети, кстати)
В идеале было бы замечательно, если бы еще архитектура храма была современной, а не эта топорная псевдовизантийщина. Церковь, если хочет иметь популярность, должна идти в ногу со временем (как она всегда и делала, пока большевики не оборвали традиции)
Алексей Беззуб
общественник
Высокинский назвал площадки, которые скорее всего пойдут на голосование:
Сквер на Драме
Акватория Городского пруда
Сквер у «Динамо»
Место у цирка, где сегодня стоит долгострой.
Место у цирка вместо долгостроя вообще нормальное. Рядом метро, река, элитное жилье, не на месте сквера, видно будет храм с Плотники, вход с запада, алтарь на востоке. Дофига плюсов. А минусы какие?
Антон Захаров
журналист
Площадки для храма, говорите, можно предлагать? Я за любое место на берегу по ту сторону Макаровского моста. Хоть слева от лодочной, хоть через пруд. Там депрессивный район и его возрождение логично начать с храма. Храм надо строить там, где он нужен!
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.