Новый директор ГЦСИ в Екатеринбурге — о башне на Московской горке и работе с искусством Кристина Горланова рассказывает о первых днях на новой работе в ГЦСИ
The Village продолжает рубрику «Любимое место», в которой известные горожане рассказывают о своих любимых местах в Екатеринбурге. Сегодня стало известно, что новым директором филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) в Екатеринбурге стала Кристина Горланова. Ранее она руководила фотографическим музеем «Дом Метенкова», являлась куратором программы арт-резиденций 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. В 2013 году Кристина закончила Лондонский университет искусств и получила степень бакалавра искусств в области фотографии.
The Village узнал у нового директора ГЦСИ, какое место в Екатеринбурге является ее любимым, за что она любит город, что ждет центр под ее руководством и в каком состоянии сегодня находится современное искусство.
«Я работаю в здании Земской школы на берегу Исети»
ПЕРЕЙТИ
Текст
Фотографии
О любимом месте
Водонапорная башня на Московской горке — мой абсолютный фаворит в Екатеринбурге. Она построена в 1926 году и расположена так, что ее непросто заметить с улицы: вокруг густо растут деревья, а чтобы оказаться рядом, нужно подняться по лестнице. Мой выбор не очевиден, и даже для себя мне сложно объяснить, чем мне это строение так нравится. Думаю, так со всеми настоящими привязанностями. Возможно, башня привлекает меня тем, что она довольно простая, строгая и очень красивая. Если я ничего не путаю, то сейчас внутри нее располагается спортивная школа.
Я никогда не встречала никого около этой башни. Здесь всегда довольно тихо, несмотря на то, что рядом находятся шумные улицы. Если бы рядом стояла удобная скамейка, то я бы приходила сюда читать
Я не помню того момента, когда увидела водонапорную башню впервые. В свои школьные годы я жила недалеко от улицы Московской и проходя мимо, часто отмечала башню. Помню только, как взбиралась по разрушающейся лестнице в пару пролетов. Кстати, эту лестницу я знаю достаточно хорошо — и даже различаю, как она меняется в зависимости от сезонов: летом и весной ее живописно окружают склоняющиеся зеленые ветви деревьев, осенью туда трудно пробраться из-за грязи перед ступенями, зимой на лестницу налипает снег, и она становится скользкой. Я никогда не встречала никого около этой башни. Здесь всегда довольно тихо, несмотря на то, что рядом находятся шумные улицы. Если бы рядом стояла удобная скамейка, то я бы приходила сюда читать.
Если говорить о месте, в котором я регулярно бываю, то первое, что приходит на ум, — кофейня Papa Carlo на Толмачева. Тут мне комфортно в любой компании: можно договориться на деловой кофе, можно — на неформальную встречу с друзьями, а можно позавтракать в одиночестве, перебросившись парой слов с дружелюбными бариста.
О Екатеринбурге
Вообще, когда меня спрашивают о любимом месте, то я всегда отвечаю, что это Екатеринбург. Я люблю свой город прежде всего за людей. Здесь, кроме шуток, живут лучшие люди. Этот город подарил мне настоящих друзей и прекрасных коллег. Несмотря на то, что для меня Екатеринбург — это город, который вдохновляет, он или его части никогда не появлялись в моих работах, и даже моя студия находится за его пределами.
В Екатеринбурге удобно жить: город достаточно компактен, чтобы не тратить много времени на транспорт; инфраструктура позволяет удобно выстроить не только рабочие процессы, но и свободное время. В Екатеринбурге происходит много интересных событий, но среда не перенасыщена ими, поэтому здесь есть импульс для того, чтобы делать что-то новое, и это здорово.
Но если говорить о городском открытом пространстве, то в настоящий момент лучше проводить время под крышей. Так получается не только из-за климата, но из-за недостатка качественной инфраструктуры — мест, которые бы позволяли провести время с комфортом на улице: почитать, перекусить, поболтать с друзьями.
О себе
Я руководила фотографическим музеем «Дом Метенкова», который значится частью Музея истории Екатеринбурга. С 2016 года я также являюсь со-основателем и куратором программы арт-резиденций «Новые истории Екатеринбурга» — это программа для художников, работающих с фотографией.
В 2008 году я закончила УГТУ-УПИ по специальности «Менеджмент организации: управление проектами», а в 2013 году в Лондонском Университете искусств получила степень бакалавра искусств в области фотографии. В 2019 году я была одним из кураторов программы арт-резиденций 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Также я продолжаю свою практику в качестве художника, сегодня живу и работаю в Екатеринбурге.
О работе в ГЦСИ
Предложение стать директором уральского филиала ГЦСИ — первое предложение по работе, над которым я действительно долго и серьезно думала. Во-первых, фотографический музей «Дом Метенкова», из которого я ушла, — невероятно перспективное и живое место, по его развитию у нас было много планов. Во-вторых, момент перехода в ГЦСИ не самый удачный — сейчас центр переходит из РОСИЗО в ГМИИ, и даже на уровне документооборота этот процесс обещает быть не самым простым (в июле 2019 года стало известно, что ГЦСИ объединят с ГМИИ имени Пушкина. Бывший министр культуры Владимир Мединский объяснял, что РОСИЗО не справилось с обязательствами — Прим. ред.). Взвесив многочисленные «за» и «против», я все же согласилась. Надеюсь, что новая должность позволит мне профессионально развиваться, а не только приносить институции пользу уже имеющимися компетенциями.
Состояние здания, в котором сейчас находится филиал, оставляет желать лучшего, и нам придется как-то решать эту проблему
Рабочие дни начались чуть раньше официального назначения: я разбиралась в документах, необходимых для старта работы филиала как части ГМИИ. Первые официальные дни я посвящу общению с командой. Я планирую создать условия для эффективной работы команды филиала. ГЦСИ и Уральская индустриальная биеннале собирают вокруг себя самых талантливых и профессиональных людей художественного сообщества, и если нам удастся отладить скучные, но необходимые организационные процессы внутри команды, то мы сможем делать еще более качественные и современные проекты. Я уверена, что в нашем городе есть люди, которые не знают, что такое уральский филиал ГЦСИ. Надеюсь, что их будет все меньше, и это тоже будет моей задачей.
Моя работа в ГЦСИ будет отличаться от работы в «Доме Метенкова» только масштабом. А скучных организационных процессов я не боюсь. Поверьте, в них тоже есть место творчеству. Первое время я буду посвящать работе чуть больше времени, но постараюсь не нарушить баланс между ней, собственными интересами, занятиями и личной жизнью.
О будущем ГЦСИ
В ближайшее время нам придется решать довольно практические вопросы. Например, состояние здания, в котором сейчас находится филиал, оставляет желать лучшего, и нам придется как-то решать эту проблему. ГЦСИ действительно необходимы специальные помещения для проведения детских и образовательных мероприятий, хранения архива и библиотеки. У здания, где сейчас находится ГЦСИ, довольно много технических проблем. Однако мне пока что трудно сказать, насколько быстро у нас получится решить эту задачу. Если говорить о кадровом вопросе, то на сегодня в ГЦСИ есть несколько вакансий и, конечно, мне нужно завершить комплектование штата.
Вскоре ГЦСИ сможет работать над формированием коллекции музея. Это та часть деятельности, которая у нас отсутствовала как систематическое направление
Также, повторюсь, на повестке дня остро стоит вопрос объединения ГЦСИ с ГМИИ. Этот процесс точно не пройдет незаметно для филиала, но ГМИИ — это прекрасный художественный музей, а возможность стать его частью открывает новые перспективы для нас. Одним из позитивных изменений станет то, что вскоре ГЦСИ сможет работать над формированием коллекции музея. Это та часть деятельности, которая у нас отсутствовала как систематическое направление; она связана с отбором, приобретением, изучением и сохранением произведений искусства. Конечно, прежде всего речь идет о работах современных уральских художников.
Работа с местными кадрами остается одной из целей ГЦСИ. Филиал продолжит работу с художниками: нам интересно взаимодействие с ними как в выставочных, так и образовательных проектах. Кроме того, мне бы хотелось, чтобы портфолио-ревью, которые проводились в ГЦСИ и раньше, стали регулярным и более неформальным событием.
О современном искусстве
Состояние современного искусства в Екатеринбурге стабильно, но только не хочется, чтобы эта стабильность становилась застоем. В городе есть современные художники, которыми мы все гордимся. Их достаточно много, они неплохо представлены в России, а некоторые делают проекты и за рубежом. Если говорить о моих персональных предпочтениях, то мне нравятся работы Владимира Селезнева, художника Красил Макар (его персональная выставка на днях открылась в ЕМИИ), группы «Куда бегут собаки», Ани и Виталия Черепановых, а также нового художественного проекта «Пожалуйста, оставьте отзыв». Надеюсь, что проекты ГЦСИ будут поддерживать и вдохновлять и совсем молодых современных художников, о которых мы еще не знаем.
Состояние современного искусства в Екатеринбурге стабильно, но только не хочется, чтобы эта стабильность становилась застоем
Современное искусство увлекательно тем, что в нем настолько размыты границы жанров и медиумов, что иногда граница между произведением искусства и реальностью тоже перестает существовать. При этом я не думаю, что современное искусство рассчитано на широкие массы. Тем не менее, аудитория интересующихся людей растет: это показала и посещаемость последней биеннале. По традиции считается, что современным искусством увлекаются молодые люди, однако, мне кажется, что сегодня сегментация аудитории по возрасту не дает адекватного портрета. Последнее исследование аудитории делали ЕАСИ совместно с ГЦСИ в 2017 году и это вылилось в книгу «Что-то новое и необычное».