Датский архитектор, основатель и ведущий специалист бюро 3XN, продвигающего принципы зелёного строительства в мегаполисах, рассказал The Village о том, как постройки могут менять среду, и предложил несколько простых шагов к тому, чтобы сделать Петербург более удобным и экологичным.


 

Современная архитектура должна привносить что-то новое в городское пространство, не разрушая при этом устоявшийся исторический ландшафт. Конструкция и планировка зданий может не только формировать среду, но и менять поведение людей. Поэтому во всех вновь строящихся зданиях нужно создавать публичные пространства для общения. То есть сама архитектура должна создавать благодатную почву для взаимодействия.

Начинать преобразование мегаполиса лучше не с конкретных зданий, а с градостроительной политики в целом. Петербургу и большинству других городов бывшего СССР нужно в первую очередь избавиться от огромного количества машин. Сделать некоторые улицы в центре пешеходными — не проблема, создать большое количество велодорожек — лишь дело времени, запретить парковку автомобилей в центре города и построить платные автостоянки — практика, зарекомендовавшая себя во многих городах мира. Эти простые и очевидные вещи сразу изменят городскую жизнь в лучшую сторону.

В качестве эксперимента предлагаю на время запретить автомобильное движение на нескольких улицах в центре, как это когда-то было сделано в Бруклине. От этого город сильно выиграл. Это повлияло на уличную активность, способствовало развитию кафе, ресторанов и торговли. В случае с Петербургом это привлечёт большое количество туристов.

Петербург — город на воде, и это преимущество надо активнее использовать. Реки и каналы должны стать транспортными магистралями. Несмотря на наличие водного общественного транспорта, большинство людей, по моим наблюдениям, передвигаются по воде в качестве туристов. Петербург называют Северной Венецией, и это сравнение вполне уместно. С одной лишь разницей, что в Венеции каналы в первую очередь используют для перевозок людей из одной части города в другую, таким образом улицы освобождаются для пешеходов и разгружается общественный транспорт.

Большая проблема российских городов — это современные здания, которые ломают исторический архитектурный ландшафт. Чтобы избежать этого, необходимо проводить архитектурные конкурсы с привлечением международных экспертов. В Дании это условие прекрасно реализуется на практике. Чтобы построить здание в центре Копенгагена, нужно одержать победу на одном из престижных международных архитектурных конкурсов. Таким образом, архитектурные бюро и строительные компании сами заинтересованы в том, чтобы их проекты удачно вписывались в городской ландшафт.

Архитекторам стоит обращать больше внимания на экологичные материалы. Многие из них подходят к погодным условиям, и мы активно используем их в Копенгагене. Например, в 2007 году наша компания открыла отдел научных исследований и развития GXN (G — от слова green), и теперь мы постоянно находимся в поиске новых технологий. Пробка, пакля, соя, зерно — использование таких материалов в строительстве до сих пор кажется чем-то экзотическим. Однако по качеству и прочности они ничуть не уступают традиционным, являясь при этом совершенно безвредными и экологически-чистыми. В отделе задействовано около 10 % от общего персонала компании. Мы делаем ставку на биокомпозитные материалы и считаем, что за ними будущее.

Новые здания нужно проектировать по принципу замкнутой экосистемы: делать многофункциональные помещения, имитировать природные формы, использовать экологически безопасные биокомпозитные материалы. Применяя современные технологии, можно конструировать здания таким образом, что они сами смогут обеспечивать себя теплом и светом.