Каким может стать нижегородское метро Идеальная схема городской подземки
Для строительства новой ветки метро в сторону площади Сенной власти планируют перекрыть часть улицы Родионова, а значит, нужно готовиться к суровым пробкам. The Village решил вспомнить, какими были планы развития нижегородского метрополитена в разные годы, а также составить примерный список станций (и дорожных заторов), которые могут появиться в нашем городе в ближайшие десятилетия.
История
Разработка Нижегородского метрополитена началась в октябре 1973 года, когда проектировщики московского института Метрогипротранс приступили к разработке станции метро «Ленинская». Через семь лет были утверждены еще две линии: первая, тогда «Автозаводско-Мещерская», должна была продлиться до жилого массива у Мещерского озера. Вторая линия носила проектное название «Сормовско-Нижегородская» и должна была соединить заречную часть города с нагорной. Планировалось, что она пойдет до улицы Бекетова и площади Советской. Этот вариант предусматривал строительство 11 станций.
20 ноября 1985 года состоялось торжественное открытие Горьковского метрополитена с шестью станциями: «Московская», «Чкаловская», «Ленинская», «Заречная», «Двигатель Революции» и «Пролетарская». Уже в 1987 году Горьковское метро продлилось от «Пролетарской» еще на две станции: «Автозаводскую» и «Комсомольскую». Спустя два года открылись станции «Кировская» и «Парк культуры» в том же направлении.
Две подземные станции новой Сормовской линии, «Канавинская» и «Бурнаковская», открылись 20 декабря 1993 года. «Буревестник» — в 2002-м. Через десять лет после нее — «Горьковская», первая и, вероятно, самая ожидаемая станция в нагорной части. И наконец, в июне 2018 года, подгоняемая чемпионатом мира по футболу, была запущена станция «Стрелка» Сормовско-Мещерской линии.
Планы
«Оперный театр» и «Сенная»
Согласно проекту новая ветка метро протянется от станции «Горьковская» на три с лишним километра. Дорога пройдет под улицей Горького, заденет парк Кулибина и частично сквер 1905 года, который сейчас, кстати, реконструируют. С улицы Горького линия будет пролегать под кварталом 1833 года, но большая часть ветки метрополитена окажется под улицей Белинского. К площади Сенной метро пойдет под улицей Родионова.
Выходы на станции «Оперный театр» будут располагаться в четырех местах. Первый выход будет сделан рядом с бизнес-центром «Сенатор» и лицеем № 38, второй — напротив, через улицу Белинского. Третий и четвертый расположатся возле театра оперы и балета имени А. С. Пушкина и напротив — в сквере 1905 года. Выходы со станции «Сенная» будут построены недалеко от автостанции Сенной, а также между Milo Concert Hall и жилыми домами. Для строительства станций придется развернуть наземную стройплощадку. В результате будет перекрыта часть улицы Родионова, и весь автотранспорт будет пущен по дублеру улицы Родионова со стороны улицы Радужной.
Планируется, что строительство ветки будет завершено к 800-летию Нижнего Новгорода, то есть года через три.
«Волга»
Станция в Четвертом микрорайоне Мещерского озера недалеко от Борского моста, которая должна стать конечной на Сормовско-Мещерской линии. Хоть и пунктиром, но ее уже обозначили на новых схемах нижегородского метро. Предполагается, что во время строительства будет перекрыта улица Карла Маркса на пересечении с улицей Пролетарской и несколько троллейбусов поменяют свои маршруты. Изначально ее планировалось открыть одновременно со «Стрелкой» к чемпионату мира по футболу, но, по последней информации, раньше 2024 года открытия можно не ждать. Да и эта дата под вопросом, потому что продолжение Сормовско-Мещерской линии без освоения Борской поймы перспективным не кажется. Кстати, от строительства станций «Ярмарка» и «Мещерское озеро» в этом направлении уже отказались.
Сормовское направление
Одно из самых актуальных направлений развития метро в Нижнем Новгороде — безусловно, Сормовское. Согласно пока туманным планам метростроителей линию можно продлить до центра Сормова.
Станция «Варя», следующая за «Буревестником», была запланирована на улице Коминтерна в районе примыкания Бийской улицы, на месте одноименной железнодорожной платформы. Предполагалось, что она будет надземной, на эстакаде. В начале 90-х годов на месте будущего котлована была огорожена строительная площадка, завезена техника, однако впоследствии, из-за прекращения финансирования и приоритетности строительства метромоста через Оку для продления Автозаводской линии в нагорную часть города, строительство было остановлено. С тех пор никаких работ на данном участке не велось.
«Сормовская» станция должна расположиться соответственно в центре Сормова, с восточной стороны шоссе, а конечная Сормовско-Мещерской линии — «Площадь Славы» — на пересечении улиц Коминтерна и Свободы.
Дальнейшее перспективное продление линии на запад по Сормовскому направлению предполагает строительство еще четырех станций: «Янской» (на стыке улиц Свободы и Большой Починковской), «Починок», «Корабелов» (пересечение проспекта Кораблестроителей и улицы Стрелковой) и конечной «Гаугеля». Говорить о сроках запуска этих станций не приходится — пока сделано только техническое закрепление зон, позволяющее зарезервировать землю под строительство метро.
Автозаводское направление
Схема развития Нижегородского метрополитена была разработана еще десять лет назад, и тогда предполагалось, что ее реализуют до 2025 года. Очевидно, что львиной доле планов сбыться до этого срока не суждено, но использовать ее в качестве отправной точки на ближайшие десятилетия все-таки можно.
Согласно этой футуристической схеме Автозаводская линия метро будет продлена от «Парка культуры» еще на три станции. Первая из них — «Мончегорская», вдоль Коломенской улицы, южнее улицы Сазанова. Следующая — «Коломенская», на пересечении улиц Лескова и Коломенской, и наконец «Юго-Западная» — на стыке Южного шоссе и улицы Аркадия Гайдара. В районе станции «Юго-Западная» также предусмотрено строительство второго метромоста через Оку.
Черный Пруд — Кузнечиха — Новинки
В 2010 году Валерий Шанцев пообещал провести метро от Черного Пруда до Новинок через Кузнечиху, что согласуется со схемой развития до 2025 года. Новая линия метро (пока без названия) должна быть проложена в нагорной части Нижнего Новгорода и за его пределами. Станцию метро планируется построить в районе Черного Пруда, откуда будет проложена линия до «Оперного театра» и далее — до станций «Республиканская», «Лапшиха», «Улица Сусловой», «Площадь Советская», «Верхние Печеры», «Улица Рокоссовского», «Кузнечиха», «Анкудиновка», «Улица Ларина», «Константиново», «Бешенцево», «Ольгино» и «Новинки» (поселок Новинки Богородского района). От станции «Новинки» через новый метромост гипотетическая линия метро будет связана со станцией «Юго-Западная» Автозаводской линии.
«Дворец спорта»
Продление метро в Щербинки, как ни странно, пока не предусмотрено ни одной сколько-нибудь реалистичной схемой и не упоминается в речах руководства региона. Хотя разговоры о необходимости станции в районе Дворца спорта ведутся не первый год. В случае реализации этой идеи линия протянется от станции «Горьковская» до «Дворца спорта» и разгрузит многострадальный проспект Гагарина.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.