Архитектор Михаил Князев — о Палеонтологическом музее The Village продолжает рассказывать о примечательных зданиях Москвы. В новом выпуске — Палеонтологический музей на Профсоюзной улице
На юго-западе Москвы, в конце Профсоюзной улицы, стоит глухая крепость, знакомая любому школьнику или любителю древних ископаемых. Это Палеонтологический музей имени Ю. А. Орлова. Белый снег, красный кирпич, вокруг лес — открытое в конце 1980-х здание стало символом позднесоветской эпохи.
За время своего существования Палеонтологический музей пережил переезд из Ленинграда в Москву, военную эвакуацию в Алма-Ату и целую череду открытий и закрытий на десятилетия. В 1944 году его возглавил академик Юрий Александрович Орлов, благодаря успешным полевым раскопкам которого коллекция активно пополнялась. Для экспонирования богатого собрания ископаемых музею был необходим переезд в новое просторное здание: помещение в бывшем манеже усадьбы «Нескучный сад» на Ленинском проспекте оказалось недостаточным, и из-за нехватки места музей пришлось закрыть в 1954 году. Только спустя десятилетие активных хлопот Орлову удалось выбить два миллиона рублей на строительство музейного здания. Спустя год после этого он умер.
Палеонтологический музей имени
Ю. А. Орлова
Архитекторы: Ю. Платонов, В. Коган, В. Нагих, Л. Яковенко
Годы строительства: 1972–1987
Проектирование нового здания было поручено Юрию Платонову — главному архитектору ГИПРОНИИ АН СССР, строившего тогда научные центры по всей стране. В 1968 году была утверждена концепция, над которой, помимо архитекторов и инженеров-конструкторов, трудились специалисты самого Палеонтологического музея и художники-анималисты. Из-за перебоев в финансировании к строительству приступили через пять лет, а завершение работ и вовсе растянулось на полтора десятилетия. Новый музей открыл двери для посетителей лишь в 1987 году.
Здание музея трудно отнести к какому-то конкретному стилю: первые годы строительства пришлись на расцвет советского модернизма, а уже вторая половина 1980-х прошла под знаком постмодернизма в архитектуре (почти одновременно с Палеонтологическим музеем Платонов построил свой opus magnum — увенчанный «золотыми мозгами» Президиум Российской академии наук, ещё один удивительный пример советского постмодернизма.)
Главный корпус выглядит как параллелепипед, к сторонам которого примыкают четыре башни разных форм. Архитекторы уделили особое внимание деталям: сюжеты для узоров декоративных решёток соответствуют тематике музея (на них можно найти динозавров, птеродактилей и медуз). Внутренние залы украшены произведениями художников-анималистов: в частности, здесь можно увидеть керамическое панно «Древо жизни» Александра Белашова.
Спустя четверть века здание музея остаётся в первозданном виде — редкий случай для памятника архитектуры эпохи советского модернизма. Уже после распада СССР его создатели были отмечены Государственной премией 1993 года. Потом времена изменятся: пожилой Платонов, потративший два десятилетия своей жизни на создание необычного здания, уже в XXI веке спроектирует пешеходные мосты через Москву-реку и приложит руку к торгово-развлекательному центру «Европейский» у Киевского вокзала.
Фотографии: Денис Есаков
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.