Михаил Князев

архитектор, сооснователь сообщества «Совмод»

«Совмод» — исследовательский проект, посвящённый изучению и популяризации советской архитектуры 1955–1991 годов. Основан в январе 2013 года молодыми архитекторами Михаилом Князевым, Марией Серовой и Андреем Стенюшкиным.

На юго-западе Москвы, в конце Профсоюзной улицы, стоит глухая крепость, знакомая любому школьнику или любителю древних ископаемых. Это Палеонтологический музей имени Ю. А. Орлова. Белый снег, красный кирпич, вокруг лес — открытое в конце 1980-х здание стало символом позднесоветской эпохи.

За время своего существования Палеонтологический музей пережил переезд из Ленинграда в Москву, военную эвакуацию в Алма-Ату и целую череду открытий и закрытий на десятилетия. В 1944 году его возглавил академик Юрий Александрович Орлов, благодаря успешным полевым раскопкам которого коллекция активно пополнялась. Для экспонирования богатого собрания ископаемых музею был необходим переезд в новое просторное здание: помещение в бывшем манеже усадьбы «Нескучный сад» на Ленинском проспекте оказалось недостаточным, и из-за нехватки места музей пришлось закрыть в 1954 году. Только спустя десятилетие активных хлопот Орлову удалось выбить два миллиона рублей на строительство музейного здания. Спустя год после этого он умер.

Палеонтологический музей имени
Ю. А. Орлова

Профсоюзная улица, 123

   

Архитекторы: Ю. Платонов, В. Коган, В. Нагих, Л. Яковенко

Годы строительства: 1972–1987

 

Проектирование нового здания было поручено Юрию Платонову — главному архитектору ГИПРОНИИ АН СССР, строившего тогда научные центры по всей стране. В 1968 году была утверждена концепция, над которой, помимо архитекторов и инженеров-конструкторов, трудились специалисты самого Палеонтологического музея и художники-анималисты. Из-за перебоев в финансировании к строительству приступили через пять лет, а завершение работ и вовсе растянулось на полтора десятилетия. Новый музей открыл двери для посетителей лишь в 1987 году.

Здание музея трудно отнести к какому-то конкретному стилю: первые годы строительства пришлись на расцвет советского модернизма, а уже вторая половина 1980-х прошла под знаком постмодернизма в архитектуре (почти одновременно с Палеонтологическим музеем Платонов построил свой opus magnum — увенчанный «золотыми мозгами» Президиум Российской академии наук, ещё один удивительный пример советского постмодернизма.) 

 

 

Главный корпус выглядит как параллелепипед, к сторонам которого примыкают четыре башни разных форм. Архитекторы уделили особое внимание деталям: сюжеты для узоров декоративных решёток соответствуют тематике музея (на них можно найти динозавров, птеродактилей и медуз). Внутренние залы украшены произведениями художников-анималистов: в частности, здесь можно увидеть керамическое панно «Древо жизни» Александра Белашова. 

Спустя четверть века здание музея остаётся в первозданном виде — редкий случай для памятника архитектуры эпохи советского модернизма. Уже после распада СССР его создатели были отмечены Государственной премией 1993 года. Потом времена изменятся: пожилой Платонов, потративший два десятилетия своей жизни на создание необычного здания, уже в XXI веке спроектирует пешеходные мосты через Москву-реку и приложит руку к торгово-развлекательному центру «Европейский» у Киевского вокзала.

 

Фотографии: Денис Есаков