Краевед Денис Ромодин — о культурном центре ЗИЛ The Village продолжает рассказывать о примечательных зданиях Москвы. В новом выпуске — конструктивистский шедевр братьев Весниных
Денис Ромодин
краевед
Здание Культурного центра ЗИЛ найдёшь не сразу: с одной стороны это массивное сооружение прячется за постройками Симонова монастыря, а с другой его заслонили раскидистые ветви деревьев обширного сквера. История появления постройки уходит в 1920-е годы, когда тогдашнее Симоново превратилось в больший рабочий район Москвы под названием Ленинская Слобода. Здесь размещались промышленные предприятия, крупнейшими из которых были автомобилестроительный и машиностроительный заводы. Именно они и выступили инициаторами строительства нового крупного дома культуры.
Место для строительства было выбрано с учётом идеологии: новый центр пролетарской культуры должен был разместиться взамен монастыря, который мешал новой власти. Кроме этого, поблизости шло строительство жилого массива с пятиэтажными домами. Для строительства будущего дворца культуры при автомобильном заводе организовали конкурс, в котором участвовали известные советские архитекторы. По его условиям в Ленинской Слободе должен был появиться настоящий многофункциональный центр, включавший в себя собственно сам дворец культуры, зал массовых действий, бытовой комбинат, фабрику-кухню и даже торговый центр.
Для расчистки площадки для строительства в первой половине 1930 года начался снос Симонова монастыря. Были взорваны Успенский собор и массивная колокольня, началось уничтожение некрополя и монастырской ограды с башнями. Однако благодаря усилиям научной и творческой общественности снос монастыря удалось частично предотвратить, оставшиеся постройки были взяты под охрану как памятники архитектуры. Результаты прошедшего конкурса оказались неактуальными, и взамен в конце 1930 года был устроен новый — его фаворитами стали братья Александр, Виктор и Леонид Веснины. К тому моменту они уже были известными архитекторами-конструктивистами, пропагандирующими красоту чистых форм и конструкций. Кроме того, они единственные из всех участников конкурса предложили функциональное размещение здания на очень сложном участке: он ограничивался сохранившимися постройками Симонова монастыря, проектируемым парком на склоне холма и парадной площадью. Из-за этого форма ДК получилась похожей на тень летящего самолёта.
Авторами проекта реконструкции стали архитекторы Павел Зиновьев и Римма Алдонина, которые занимались проектированием и развитием всего Пролетарского района Москвы. К тому моменту конструктивизм уже был реабилитирован, и архитекторы 1960-х часто черпали идеи из ушедшей эпохи. Здание стало признанным памятником московского авангарда — было принято решение сохранить внешние формы сооружения, освободив их от поздних наслоений. Впрочем, архитекторы приняли решение сделать новые интерьеры, но с элементами первоначальной архитектуры. Работы по реконструкции вновь затянулись (теперь уже на десять лет), и вряд ли их качество было высоким. Новые алюминиевые рамы хоть и повторяли рисунок прежних, но оказались негерметичными и грубыми по исполнению. А реконструкция эксплуатируемых кровель привела к тому, что позже их пришлось заделать гудроном.
Дворец культуры завода имени Лихачёва
Архитекторы: Александр, Виктор и Леонид Веснины
Годы строительства: 1930–1937
Годы реконструкции: 1966–1976
Адрес: Восточная улица, 4, корпус 1
Правда, интерьеры здания получили новые оригинальные элементы: изменилась часть светильников, а колонны и парадные лестницы оделись в белый мрамор. Концертный зал был увеличен и по стилистике стал похож на зал кремлёвского Дворца съездов. Реконструкция 1966–1976 годов изменила и помещение полукруглого лектория, похожего на амфитеатр. Его стены украсила лакированная фанеровка, а потолок — светильники, установленные в виде солнечных лучей. Чтобы сделать лучи непрерывными, пришлось закупать финские светильники: советские модели не позволяли их так расположить. Фабрику-кухню, находившуюся в здании ДК с момента открытия, приспособили под новую просторную библиотеку.
На сцене Дворца культуры в 1961 году выступал перед рабочими автозавода и жителями района Юрий Гагарин. Спустя два года — Фидель Кастро, а в 1978 году, уже после реконструкции, на сцене ДК давал концерт Владимир Высоцкий. Реконструкция дала вторую жизнь Дворцу культуры, и его интерьеры участвовали в съёмках новогоднего фильма «Чародеи». В советские годы ДК был центром жизни района, и никто не подозревал, что в 1990-е и начале 2000-х у культурного центра будут сложные времена. Многие помещения использовались не по назначению, а некогда светлые и просторные помещения пришли в упадок. Само учреждение и вовсе открестилось от легендарного названия и стало называться неприметным словосочетанием КЦ «Южный».
Это история с хорошим концом. В 2008 году здание перешло в собственность правительства Москвы. Были перезапущены кружки, появился современный зал-конструктор, обновлены лекторий, библиотека и концертный зал.
В неиспользуемых прежде подвалах появились юношеские лаборатории. Благодаря труду коллектива из потускневшего во всех планах ДК удалось создать суперсовременный культурный центр городского масштаба. Шедевр московского авангарда получил новую жизнь.
Фотографии: Денис Есаков
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.