Пять аргументов против проекта храма у Театра драмы Общественник Дмитрий Москвин написал пост о соборе святой Екатерины, который хотят поставить в Екатеринбурге
12 сентября в Екатеринбурге пройдет заседание градсовета при губернаторе, где обсудят проект собора святой Екатерины у Театра драмы. Общественник Дмитрий Москвин по пунктам раскритиковал в своем Facebook проект — The Village публикует список с авторской орфографией и пунктуацией.
- Он отбирает у горожан пространство, которое в равной мере могут использовать любые группы жителей города. Сквер — для всех, храм — для избранных. Официальная статистика показывает: в храмы массово приходят в Рождество и Пасху, и то счёт идёт на десятки тысяч человек, не превышающие 60 тысяч в 1,5-миллионном городе. В остальное время храмом пользуется от десятка до 250 прихожан (это статистика от священников). Извините, но математика в данном случае аргумент.
- Экономика тоже аргумент. Никто ни разу не озвучил, какую проблему города решает этот храм. Никто не показывает, какое обременение по благоустройству прихрамовой территории ляжет на городской бюджет — а это не только уборка, между прочим. Не появились выкладки, как это увеличит поток туристов или хотя бы поломников. Кажется, экономика в данном случае вообще не аргумент для инициаторов стройки.
- Качество городской среды. Уместность кафедрального храма —новодела возле театра, Хаятта, Белого дома, памятников конструктивизма и классицизма вызывает очень большие вопросы. И понятно, сколько объективных и субъективных ограничений на использование городского пространства в радиусе от храма появится. Посмотрите, гуляют ли сейчас горожане возле храмов? Назначают ли там свидания? Занимаются ли спортом? Скачут ли там скейтеры и проводятся ли концерты, даже уличные? Нет, вокруг храмов безлюдно.
- Эстетика. Необъяснимо, почему храмы должны строиться в лубочном стиле, из плохих материалов и не учитывая сложившуюся городскую среду. Что мешает предложить проект храма, о котором будут говорить в архитектурных сообществах мира и который, действительно, станет местом притяжения? Денег жалко? Кругозор узкий?
- Никто ничего не просил. Да, есть община верующих, среди которых есть жаждущие строительства храма. Они до сих пор никак не оформили свой заказ именно в этом месте: ни сбора подписей, ни публичных обсуждений. Они такие же горожане, имеющие права на город. И казалось бы, им проще сформулировать свои желания коллективно. Но с инициативой стройки упорно выступают олигархи и губернаторы, в общем-то и не жившие в этом городе никогда. Нарушается базовый принцип городской жизни — договариваться, вести диалог, искать компромисс.
И еще из области философии. С храмом св. Екатерины все просто — это так называемая «символическая политика». Храм для «благотворителя» как жест в сторону первоиерархов и вместе с ними в сторону ещё более влиятельных персон. Храм как способ попонтоваться перед другими «благотворителями»: «У меня больше, толще, выше и вообще единственный такой». Храм как символ всевластия в городе: «Я тут хозяин и все эти постройки мои». Увы, отечественный бизнес остаётся с мировосприятием средневекового крестьянина. А бедные православные просто соблазнены, как Иисус и предрекал. Им кажется, что храм — самоцель, а кем и как построен не важно. Так могут и из рук Антихриста принять, целуя персты и воспевая псалмы. Не все, конечно, но всё же.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.