Ноша ликвидатора. Станет ли Собянин главным политиком коронавирусной эпохи? И что будет с его рейтингом после
И обычные россияне, и чиновники в регионах сейчас следят за словами и действиями мэра Москвы едва ли не внимательнее, чем за редкими выступлениями президента Путина, а премьер-министр и вовсе будто ушел в тень. Еще месяц назад Собянина и его спасательную команду во главе с заммэра Анастасией Раковой в кулуарах считали паникерами и алармистами. Сейчас они на передовой очага коронавирусной инфекции в стране, а упреждающие действия уже позволили если не остановить, то отсрочить итальянский и нью-йоркский сценарии развития эпидемии, выиграв медикам время на подготовку. Все это, кажется, приносит мэру Москвы заметные политические очки. Но удастся ли Собянину использовать их для своих амбиций в российской власти? Об этом — в диапазоне мнений политических обозревателей на The Village.
«Теперь Собянин — самый заметный политик, и происходит это помимо его воли»
Иван Давыдов
главный редактор журнала «Republic-Власть»
После мэрских выборов 2013-го Путин сказал: «Сергей Семенович у нас не Робеспьер», иными словами — не политик, а крепкий хозяйственник, как это в Москве принято. Про амбиции московского мэра говорили разное, утверждалось, например, часто, что он метит в премьеры. Теперь вот Собянин — точно политик, возможно, самый заметный сейчас, и происходит это помимо его воли. Он-то хочет минимизировать риски для города и для себя, но на фоне отошедшего в тень президента и растерянных губернаторов начинает выглядеть как раз политиком.
По слухам, именно Собянин был главным алармистом во власти, именно он на совещании с Путиным, которое предшествовало первому коронавирусному обращению президента к нации, жестко высказался и о перспективах развития эпидемии, и о действиях региональных начальников. Именно Собянин первым из глав регионов начал вводить ограничения — самоизоляцию для пожилых (с выплатой надбавки к пенсии, пусть и мизерной) и тому подобное. Сюда же — ударное строительство нового инфекционного госпиталя, которое началось еще тогда, когда эксперты в телевизоре уверяли, что в России ничего особенно страшного случиться не может.
Все это рвение объяснимо. Во-первых, Москва — территория повышенного риска, самый большой мегаполис Европы и главный российский хаб. Собянин, естественно, понимал, что именно по Москве эпидемия нанесет свой самый сильный удар (так ведь все и происходит, и не важно, верите вы официальной статистике или нет). Во-вторых, Собянин еще лучше понимал, что если события начнут развиваться катастрофически, то его почти наверняка назначат виноватым. Отсюда и смелость, вообще-то у российских чиновников не принятая, отсюда и откровенный — причем перед телекамерами — разговор с Путиным.
Человек он во власти, мягко говоря, не новый и отлично понимает, чем это чревато. Ему это все не нужно. Успехи в борьбе с эпидемией пока под вопросом — к сожалению, ничего ведь по-настоящему даже и не началось (ну и полицейские меры, и перспективы тотальной слежки едва ли добавляют Собянину симпатий горожан). А вот новые враги уже есть. Сенатор Клишас, автор самых диких репрессивных законов последнего времени, не случайно сделался защитником прав и свобод и не случайно атакует Собянина в публичном пространстве. За ним — Совбез, престарелые силовики, которым на наши свободы плевать, а вот усиление Собянина очень не по нраву. Просто потому, что это происходит помимо их воли, потому что в дело вмешалась стихия, потому что они не контролируют процесс. Ну и анонимы в телеграме ровно поэтому Собянина поколачивают.
Ситуация безвыходная: или уйти в тень, самоустраниться по путинскому примеру, бросить город (а это значит похоронить собственную карьеру, да и по-человечески как-то нехорошо), или продолжать работать, набирая политический вес и приобретая очень влиятельных политических врагов, которые не простят ни одной ошибки и припомнят все, когда ситуация более или менее успокоится. Если катастрофы, в том числе и стараниями Собянина, все-таки не случится, то заработанные политические очки станут для него серьезной проблемой.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.