Еврейский квартал Эржебетварош, названный в честь австрийской императрицы Елизаветы, в начале 2000-х выглядел совсем не по-императорски. Фасады старинных зданий отмечали свои двухсотлетние юбилеи и разрушались, заставляя местный муниципалитет нервничать и искать выход из ситуации. Ну а пока власти мешкали, решение нашла венгерская молодёжь, открыв на развалинах одного из заброшенных зданий первый руинный паб «Симпла». 

Недавно окончившие университет гуманитарии начинали с малого: арендовали разрушенное здание, взяли в долг у друзей стартовый капитал и сделали минимальный ремонт. К разбитым стёклам, обвалившейся кирпичной кладке и облупившейся штукатурке венгры прибавили старую мебель, ванну (предварительно отрезав одну стенку, чтобы можно было в ней сидеть), и капот автомобиля (из него сделали стол). Новые владельцы решили, что сами будут только разливать пиво за стойкой и улыбаться, а всё остальное сделает сарафанное радио. Аварийное состояние зданий, куда заманивали венгерскую молодёжь, превращало их посещение в рискованное приключение, но уже в первые дни в «Симплу» хлынули сотни посетителей. Местные жители чувствовали себя туристами в родном городе: такого они ещё не видели. Позже рядом открыли бар местной еды «Симпла — свой сад». В меню — сэндвичи с фермерской колбасой и домашние йогурты, а одноразовые приборы изготовлены из тростникового сахара.

  

ТИБОР БОСНЯИ

креативный директор нескольких руинных пабов
в Будапеште

То время — начало 2000-х, — когда руинные бары только начали появляться, совпало в Венгрии с кризисом недвижимости, стагнацией экономики, а также с отсутствием стратегии использования старых зданий: они стояли опустевшими, никто не знал, что с ними делать. Устаревала и ресторанная индустрия, её постсоциалистическая совковая структура была неконкурентоспособной. Всё это дало импульс: люди начали придумывать что-то новое из того, что было.