Год назад The Village взял интервью у директора петербургского ЦПКиО имени Кирова Павла Селезнева — тогда мы пытались понять, почему парк на Елагином острове не может быть таким же модным и передовым, как московский парк Горького. Тогда нам объяснили, что ЦПКиО в Петербурге — парк-памятник, охраняемый Смольным: бесстрашно покреативить в нём никто не разрешит. У генерального директора агентства стратегического развития «Центр», коренного москвича Сергея Георгиевского, на этот счёт другое мнение. Специально для The Village он рассказал, почему парки культуры в двух столицах сравнивать можно и нужно, а также чему обоим городам следует поучиться у Казани. 

Два ЦПКиО

 Если кто-то считает, будто парк Горького — это исключительно креативное пространство, без истории, он сильно заблуждается. Как и ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове, ЦПКиО имени Горького — исторический парк, который проектировали талантливые архитекторы. Оля Захарова (директор ЦПКиО им. Горького. — Прим. ред.) потратила огромное количество усилий на то, чтобы исследовать и парк, и Нескучный сад, и Воробьёвы горы — всё это сейчас единый комплекс под началом парка Горького. Львиная доля того, что она сделала, — просто расчистила эти Авгиевы конюшни и восстановила (или восстанавливает сейчас) то, что и так было: усадьбу, ландшафтное решение, исторические клумбы, вазоны, набережные. 

Сегодняшний парк Горького — это опережающий пример эволюции парка. Мы на живом примере видим и ошибки, и то, как их исправляют. Поэтому, когда вы говорите о сравнении с ЦПКиО в Петербурге, у меня возникает вопрос: почему в Москве можно насытить креативными технологиями, новаторскими историями, качественным современным контентом историческую среду, не разрушая её, — а здесь нельзя? Да, это не привычный парк с каруселями. Но вы посмотрите, чем сейчас наполнен парк Горького. Например, театральный фестиваль «Вишнёвый лес». Разве нечто подобное неприемлемо для Петербурга? Конечно, и в ЦПКиО имени Кирова проходит много культурных событий. Но в данном случае встаёт вопрос программно-событийного стратегирования. Многие парки, пытаясь копировать некие успешные модели, пошли по пути насыщения программы множеством событий. «Надо просто всех позвать — и всё получится». Нет! Это не работает так. Вы должны программировать свою территорию, взаимоувязывать все элементы: и постоянных резидентов, и разовые мероприятия. И думать на несколько лет вперёд.