Фоторепортаж: Стадион «Зенит-Арена» изнутри Стадион «Зенит-Арена» готов на 40%. «Трансстрой» учёл все замечания Счетной палаты и ждёт новой сметы для строительства. The Village узнал, как сейчас выглядит главная стройка Петербурга.
Сто тысяч тонн металлоконструкций, специально изобретённый и запатентованный бетон, сотни мигрантов в цветных касках и огромное количество цифр и слухов — именно таким кажется стадион горожанам сейчас. Седьмой год в западной части Крестовского острова в Петербурге идёт строительство новой арены «Зенита», 20 раз сдвигались сроки сдачи, а затраты из городского бюджета выросли с 6,7 до 33 миллиардов рублей. Фотограф The Village Дмитрий Цыренщиков побывал на площадке и узнал, как выглядит один из главных городских долгостроев.
Сейчас «Трансстрой», последний подрядчик стадиона, ждёт финальную смету из Главгосэкспертизы и планирует закончить работы к 2015 году. Но пока готова только часть трибун и механизм, выдвигающий поле. По количеству работ «Зенит-Арену» можно сравнить с постройкой целого микрорайона. Инженеры на площадке уверяют, второго такого стадиона в мире нет и не проектируется. Сравнить с ним можно только «Олимпик» в Монреале, однако там поле стационарное. Кстати, в Петербурге самая сложная и трудоёмкая часть — установка раздвижной крыши весом 2 000 тонн — ещё впереди. Эти работы начнут не раньше августа.
На все вопросы об удорожании стадиона трансстроевцы отвечают уклончиво. Говорят, что компания учла все предложения Счётной платы о том, как удешевить строительство. Так, например, на плечи города ляжет только спортивная и концертная часть стадиона, все коммерческие площади — рестораны, офисы и магазины — появятся за счёт «Газпрома».
40 %
готовность стадиона
50 % — конструкция чаши
96 % — мост над выкатным полем
75 % — ферма внешнего контура
50 % — металлоконструкции выкатного поля
Мы никаким образом не влияем на ценообразование, нужно понимать это. Мы — строители. Цена определяется техническим заданием. Заказчик проводит проектирование, заказчик с этим проектом приходит в Госэкспертизу. Госэкспертиза — это независимый государственный орган, с которым нам, строителям, законом запрещено общаться. Это уголовное преступление. Она проверяет инженерные решения, определяет, сколько стоят материалы и работы. Заказчик вносит изменения или в конструкции, или в смету. За любой гвоздь заранее прописана цена, и мы по ней строим.
Евгений иванов
заместитель генерального директора «Трансстроя»
75
метров высота стадиона
12 000
свай в основе
1200
строителей сейчас
10
башенных кранов
289
метров —
диаметр чаши
68 000
зрительных мест
10 625
квадратных метров — площадь пола и технической зоны
2500
строителей в июле-августе в момент пиковой загрузки
270 280
квадратных метров — общая площадь стадиона
70 000
кв. метров — площадь кафе, офисов
и магазинов
40
единиц крупно-
калиберной техники
Несмотря на позитивный настрой подрядчика, скандалов вокруг стадиона по-прежнему немало. Посе последней проверки, представители Счётной палаты заявляли, что «Трансстрой» выиграл тендер недобросовестно: сначала снизив цену на треть — с 18 миллиардов до 13, а после запросив у городских властей ещё около 9 миллиардов. Кроме того, за время строительства исчезли материалы разобранного стадиона имени Кирова, которые собирались использовать повторно, были испорчены новые сиденья для зрителей, а сами работы велись без разрешения. Правда это произошло ещё до того, как подрядчиком стал «Транссртрой», а точная сумма ущерба пока не озвучена. Аудиторы Счётной палаты утверждают, что и «Трансстрой» в 2011 – 2012 строил без утвержденной проектной документации. Тем не менее за два месяца до проверки контракт на строительство стадиона с компанией продлили. Поэтому работы на объекте продолжаются.
Вы знаете, я построил кучу объектов, и в процессе строительства только ленивые нас не ругают. Я начинал ещё молодым с БАМа. Вот БАМ! Его неправильно строят. Потом ТЭЦ строил, ГЭСы строил. Всё всегда так, а когда всё готово, все долго вспоминают строителей добрым словом. Репутация строителя начинается после сдачи объекта. И мы надеемся, что даже до сдачи мы покажем, что наша компания может строить такие объекты. Этот объект построить очень сложно, и когда мы его построим, специалисты мирового уровня оценят нас.
карен мдиванян
заместитель генерального директора «Трансстроя»
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.